-
21.01.2008, 01:55 #91
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Ну, в первую очередь это помогает интересующимся вникнуть в особенности органного исполнительства, органа как инструмента, и т.д. - см., например, начало вот этого поста в последнем конкурсе:
Во-вторых, это хороший способ узнать об интересных исполнителях и/или исполнениях. Для самих исполнителей польза также велика - всегда есть шанс услышать какую-нибудь интересную находку, чему-то научиться, и т.д. (ну, по кр. мере в том случае, если играют эти вещи). "Конкурсность" провоцирует на высказывание мнения (так просто выложить - скажут спасибо и на этом всё закончится), а такие вещи почитать - мне, к примеру, как композитору и интересующемуся всяческими особенностями индивидуального восприятия, интересно. Немного расширяет т.с. кругозор в плане.. ну, не знаю, знания людей?
Ну и наконец, ведь оценивать никто не заставляет. Можно просто скачать варианты, послушать, подумать.
- Регистрация
- 15.10.2007
- Сообщений
- 286
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Спасибо, kot-leopold и pallidus я послушал все эти исполнения (по крайне мере начальные вариации)
Что тут сказать, исполнение Карла Рихтера похоже то же самое что
так что можете увидеть и его игру и сам орган Зильберман (запись примерно на тон ниже)
Выложенная аудиозапись, конечно, намного качественней
Звучание в целом хорошее, но начинается с пиано, далее по нарастанию, громкость выравнивается до "среднего уровня" где то на 3й вариации и ступенчато "включается на экспрессию" в 9й вариации (65 такт), а в 11 вариации включатеся наконец и долгожданная "фундаментальная" педаль (может ведь если захочет)...
Смена регистровых красок на каждой вариации в общем естественна для вариациационной формы.
Еще из штрихов - иногда игра нон-легато, изредко переходящее даже в настоящее стаккато, порой мелкие неровности ритма (если уж придираться так же как к Уусвяли).
И еще аккустика, показалась чуть суховата
Про фугу говорить уж не буду - итак отняло много времени
опять же начало с вкрадчивого пиано на педали (если это можно назвать педалью) - ну, чтож, такова интерпретация, таков видимо художественный замысел. Своеобразное построение фраз во 2й и 3й вариациях - характерный почерк органиста
Далее нарастание музыкальной фактуры, на фоне все той же "невесомой" педали. Интересная экспрессивная агогика в 11 вариации (с 80 такта) - но вполне интересно, когда в меру (не слишком часто используется)
Низкой "рычащей" педали подумал что видимо совсем нет на этом органе, хотя ближе к концу пассакалии - оказалось - все таки есть!
Наконец Тон Копман. Начальная вариация (педальное соло - тема), вот это видимо в плено, далее на хорошем звуке вторая и третья, четвертая, пятая ... частенько небольшие трельки (видимо от избытка чувств) там где у Баха не указано (была даже в педали в конце первой вариации)... шестая, седьмая... (неужели он все вариации будет на этом полнозвучии играть?) приближаемся к 105 такту (13 вариация). Вроде вот оно долгожданное пиано, хоть и довольно умеренное. Но и его хватает лишь на одну вариацию - дальше опять погромче, а тут и рукой подать до 128-129 где контрастный взлет экспрессии сам бог велел (16 вариация). Далее до конца экспрессия лишь нарастает, завершаясь мощным финалом, что в общем не вызывает разночтений, почти у всех исполнителей. Дальше только фуга...
Рольф Уусвяли:
Начало, так сказать, традиционное плено в басу, полнозвучная вторая и третья вариации - стилистические близнцы. Отличие стиля Уусвяли - игра на легато, чему надо сказать способствует и приличная реверберация собора. Четвертая вариация уже чуть понежнее с выделяющимся верхним голосом и по прежнему твердым "надежным" басом, далее 5-я, которую я про себя именую "пунктирной", здесь
в 35 такте и различаю (если не ошибаюсь) первый "ляп" (или зацеп) в ноте фа верхнего голоса, который может вполне сойти и за быстрый форшланг (в нотах Баха его явно нет). Следующая (6) вариация идет вполне чисто. Второй короткий "зацеп" нахожу в 7 вариации кажется в начале 52 такта. Честно говоря, если бы не знал ноты этой пьессы так подробно, принял бы его за простой диссонансный ход, которых в общем много в музыке Баха. А что мне таки нравится у Уусвяли - ритмическая ровность гаммообразных пассажей. Этакая строгость, плавность агогики. Вариации достаточно регистрово контрастны, есть и довольно длительное пиано (с 104-105 такта) дающее отдохнуть слушателю и полюбоваться тонкими тембральными красками и взлеты экспресии с мощными "фундаментальными" басами (с 128-129). Еще нравится что басовая тема - основа пьесы, там где она есть, прослушивается хорошо...
Честно говоря мне кажется не слишком уж пострадала художественная сторона от столь мелких помарок. Да и реверберация скрадывает. Все таки не пианино. А уж само певучее звучание этого органа (не скрипучее, не шепелявое и не крикливое) мне очень нравится - поэтому романтический он или барочный, не так уж и важно. Так я думаю
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Дорогой sesqualtera,
Ваше утверждение, без сомнения, ценное, но никак едва ли приближающее нас к лучшему пониманию этого произведения. Это все равно что сказать: "Шахматы - это игра. И не просто игра, а сложная игра. В неё надо играть хорошо. Потому что если будешь играть плохо - проиграешь".
Все и так знают, что Пассакалья - это не марш, не песня, а таки танец.
Давайте все же попробуем копнуть глубже.
Мне кажется, что значительно важнее акцентировать внимание на 2 аспектах:
- аффекте, как неотъемлемой части музыкального материала эпохи барокко
- темпе, как решающем факторе при исполнении танцевальной музыки.
Именно об этом говорит некто Долметч в своей работе от 1915 года и это не теряло актуальности до настоящего времени.
Как мне кажется (хоть я и не качал предложенных записей. но кое что слышал), исполнения Пассакальи нередко отличаются между собой по темпу и, следовательно, по аффекту. Вот именно это и имеет смысл обсудить.
____________________________
В пурпурных снегах
затерян наш след...
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Вероятно, Швайцер дает на сей счет довольно обширные комментарии в главах "Музыкальный язык хоралов" и "Музыкальный язык кантат". Так называемые, "говорящие мотивы" - это аффект.
Образное содержание произведений в целом, передаваемое в том числе и при помощи темпа - это тоже аффект.
____________________________
В пурпурных снегах
затерян наш след...
- Регистрация
- 15.10.2007
- Сообщений
- 286
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Я бы тут все таки заметил, что это просто избранная Бахом форма.
Вряд ли его Пассакалия предназначалась для реального танцевания.
Также как и полонез Огинского - танец лишь по форме.
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Вы предполагаете, что композитор может избрать форму вне её связи с ... ЧЕМ? Темпом? Содержанием?
Если полонез Огиньского является "полонезом лишь по форме", то что он тогда по сути? Песня?
Менуэты, Полонезы, Вальсы, Пассакальи, как я вся остальная музыкальная танцевальная литература различается по содержанию и эмоциональному наполнению.
Пока мы говорим о темпе, сперва с ним определимся. Мог ли Бах подразумевать тот темп, в котором Пассакалью не танцуют? Точно так же, мог ли Бах подразумевать в Полонезе из Сюиты си-минор (№2) такой темп, в котором Полонез не танцуют? И Менуэт оттуда - то же самое.
____________________________
В пурпурных снегах
затерян наш след...
- Регистрация
- 15.10.2007
- Сообщений
- 286
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Любая музыкальная форма подразумевает и определенный темп и размер, фактуру и структуру частей.
Но конечно пассакалия Баха, как и полонез Огинского функционально является музыкальным произведением так сказать "для слушания" а не для танцевания (хотя можно конечно под них и танцевать).
Так же как и "Революционный" этюд Шопена это не пьеса для развития техники игры, хотя может конечно и для этого использоваться
- Регистрация
- 15.10.2007
- Сообщений
- 286
Похожие темы
-
Гендель Пассакалия
от Воронин Виктор Анатольеви в разделе Поиск нот для камерных ансамблейОтветов: 0Последнее сообщение: 12.09.2012, 22:59 -
Бибер. Пассакалия
от Катька в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 2Последнее сообщение: 09.11.2010, 19:29 -
Ищу ноты Г. Ф. Гендель "Пассакалия" g-moll в переложении для 2-х фортепиано
от Leksa в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 0Последнее сообщение: 15.01.2010, 20:01 -
Бах: Пассакалия и фуга с-moll
от Сноу - Шу в разделе Поиск органных записейОтветов: 0Последнее сообщение: 03.01.2009, 17:28 -
Пассакалия из BWV992 на лютне
от Roman в разделе Старинная музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 01.08.2007, 04:46





Ответить с цитированием

Социальные закладки