294303304305314 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 3,031 по 3,040 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #3031
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Нет, конечно.
    Но музыка, как доказал еще Лосев, вполне может быть предметом логики.
    Может быть. В том числе.
    Вернее, разные аспекты музыки требуют разных "логик": структура (любая) и её изучение - логики в привычном, "всамделишнем" смысле (в к-рой в качестве посылок-аксиом должны все же фигурировать изначальные, интуитивно постигнутые, качества музыки); образная суть музыки - "художественной логики" ассоциаций и метафор, к-рая на самом деле - вовсе не логика, а предмет веры/озарения/постижения...

    К тому же я убежден в том, что каждое музыкальное произведение имеет некое смысловое ядро, инвариантное по отношению к переживаниям конкретного индивида, но, при этом, вызывающее каждый раз определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.
    Святая истина!
    Show must go on!


  • #3032
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Неужели Вам, дорогой Дэдди, кажется доказательным и об`ективным лосевское воспевание Вагнера?
    А можно - я суну непрошенный нос?
    Мне - кажется убедительным, искренним, "правдивым" - но, конечно, не доказательным и не объективным. Лосевское переживание, стоящее за его вербализацией вагнеровского мира, кажется мне "настоящим" - тем более, что во многом сходно с моим собств. впечатлениями - но убеждение здесь не осуществляется путем доказательства. В этой (художественной) плоскости бытия возможна только апологетика.
    Но: если бы я, предположим, не воспринимал музыку Вагнера как художественное явление, апологетика Лосева, возможно, помогла бы мне в постижении Вагнера - посеяла бы какие-то ассоциативные зерна, к-рые помогли бы мне в создании собственных ассоциаций
    Ведь именно на этом строятся все настоящие (без натаскивания) методы музыкальной педагогики. Сам из шкрабов .
    Этот момент, кстати, мы ещё, кажется, не затрагивали (или я невнимательно читал?). Что здесь скажет Регардс - как людей учить музыке, структурами едиными пробавляясь?

    Не знаю, может ли это "внести ясность"...
    Но
    произведение, по-моему, - это своего рода "повод" для сoвершения творческого акта, - раскрывающееся как стихия смысла только в моменте художественного переживания.
    Ну нет, "повод" - это уже как-то "недо-": слишком уж большой (определяюще большой) потенциал этого самого смысла объективно заложен в произведении. Качество худ. переживания, конечно, в каждом случае будет разным - но само переживание должно исходить именно из этого потенциала, к-рый его и определяет. Без него и переживания нет.
    Смотрите, уважаемые коллеги: мы все (кроме, м.б. Регардса и Ге.орга) сходимся на том, что артефакт - это взаимодействие 1) объективно заложенного в нем смысла и 2) его (смысла) худож. переживания в каждом инд. случае, и что он (артефакт) ни в коем случае не сводится только ни к 1-му, ни ко 2-му пункту. Разногласия только по поводу меры 1го и 2го. А мера эта в каждом конкретном случае - различна. Ср. поэму (любую) Скрябина и, скажем, концерт для 2х ф-но Стравинского, + различия в душах субъектов вопсриятия (в их творч. потенциале).
    Show must go on!

  • #3033
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    К тому же я убежден в том, что каждое музыкальное произведение имеет некое смысловое ядро, инвариантное по отношению к переживаниям конкретного индивида, но, при этом, вызывающее каждый раз определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.
    Вопрос только в том, как до этого смыслового ядра добраться и описать. Словесно - невозможно.

  • #3034
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    А можно - я суну непрошенный нос?
    Мне - кажется убедительным, искренним, "правдивым" - но, конечно, не доказательным и не объективным. Лосевское переживание, стоящее за его вербализацией вагнеровского мира, кажется мне "настоящим" - тем более, что во многом сходно с моим собств. впечатлениями - но убеждение здесь не осуществляется путем доказательства. В этой (художественной) плоскости бытия возможна только апологетика.
    Но: если бы я, предположим, не воспринимал музыку Вагнера как художественное явление, апологетика Лосева, возможно, помогла бы мне в постижении Вагнера - посеяла бы какие-то ассоциативные зерна, к-рые помогли бы мне в создании собственных ассоциаций
    Ведь именно на этом строятся все настоящие (без натаскивания) методы музыкальной педагогики. Сам из шкрабов .
    Этот момент, кстати, мы ещё, кажется, не затрагивали (или я невнимательно читал?). Что здесь скажет Регардс - как людей учить музыке, структурами едиными пробавляясь?


    Ну нет, "повод" - это уже как-то "недо-": слишком уж большой (определяюще большой) потенциал этого самого смысла объективно заложен в произведении. Качество худ. переживания, конечно, в каждом случае будет разным - но само переживание должно исходить именно из этого потенциала, к-рый его и определяет. Без него и переживания нет.
    Смотрите, уважаемые коллеги: мы все (кроме, м.б. Регардса и Ге.орга) сходимся на том, что артефакт - это взаимодействие 1) объективно заложенного в нем смысла и 2) его (смысла) худож. переживания в каждом инд. случае, и что он (артефакт) ни в коем случае не сводится только ни к 1-му, ни ко 2-му пункту. Разногласия только по поводу меры 1го и 2го. А мера эта в каждом конкретном случае - различна. Ср. поэму (любую) Скрябина и, скажем, концерт для 2х ф-но Стравинского, + различия в душах субъектов вопсриятия (в их творч. потенциале).
    Да, я именно к слову "доказательство" прицепился, хотя суб`ективно ощущаю это не только "бездоказательным", но и в принципе неправильным ...

    Что же касается "об`ективно заолженного смысла" - нет, к сожалению, я с этим не могу просто так согласиться.
    Я не берусь это отрицать, но сомнения тут у меня очень большие...
    Не знаю, что имел в виду Гераклит, но когда я говорю: "все течет", -то на полном серьезе имею в виду невозможность проведения границ между произведением и слушателем.
    Это - не взаимодействие двух самостоятельных начал, а одна динамическая система.
    Все есть только этап, ступень, переход.



    Никакого, предположим, "томлемия", заложенного в Скрябинской поэме, Вы ни в нотах, ни в звуках не обнаружите, оно все - в душе слушателя (и нейролог его даже измерить сможет приборчиком), причем слушателя, принадлежащего определенной культурной традиции и обладающего определенными качествами и способностями.

    Единый и неделимый изначальный смысл есть только в своей герметической полноте; первое движение внутри него мнгновенно приводит к бесконечно сложному рсщеплению на подвижные элементы, всей суммой своей деятельности сохраняющие первоначальное равновесие, - в том числе и по линии обратимости рефлексии/действия ("наблюдатель")...Модель того - музыкальное произведение

  • #3035
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Вопрос только в том, как до этого смыслового ядра добраться и описать. Словесно - невозможно.
    Скажем так: описать равноценно по смыслу - невозможно.
    А ассоциативно - почему бы и нет? конечно, это будет прежде всего описание Ваших впечатлений, но определенный процент смысла в данном описании будет принадлежать и искомому "ядру"...
    ...а вот точно обозначить этот процент действительно невозможно.
    Show must go on!

  • #3036
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Но музыкальное произведение - как единичное художественное переживание - навряд ли, ведь это - "стремящееся к бесконечности" множество разнородных элементов ("определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.")
    Как "единичное художественное восприятие" музыкальное (и любое художественное) произведение находится за пределами науки.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #3037
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Что же касается предполагаемого инварианта, то находится он, по-моему, не на абсолютном и неподвижном небе идей, а на намного более к нам близком подвижном и изменяющемся небе той или иной культуры.
    Пожалуй, но возможен полилог культур. Играют же японские и китайские музыканты европейскую музыку, хотя их культура на мили отдалена от европейской. И даже их математика в своем историческом развитии ничего общего не имеет с европейской.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #3038
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Как "единичное художественное восприятие" музыкальное (и любое художественное) произведение находится за пределами науки.
    Kакой именно науки? НЕ науки о восприятии (другого материала, чем еденичные случаи, у нее нет), и НЕ науки о музыке (если понимать ее шире, чем история музыки).
    Весь мой личный опыт (включая общение на форуме) говорит о непродуктивности, по крайней мере - преждевременности попыток обобщений о содержании художественного переживания. Поэтому я и предлагаю ограничиться для начала разбором (моделированием, описанием) того, КАК оно "работает", с одной стороны, и анализом содержательного потенциала текста - с той или иной точки зрения.

  • #3039
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Пожалуй, но возможен полилог культур. Играют же японские и китайские музыканты европейскую музыку, хотя их культура на мили отдалена от европейской. И даже их математика в своем историческом развитии ничего общего не имеет с европейской.
    Совершенно верно, и у меня есть и знакомые, и ученики из Азии.
    Поверьте, их восприятие европейской музыки - подчас очень дифференцированное и интенсивное - поразительно далеко от того, что условно назову "нашим".
    Этот полилог - только в самом начале пока, - наверое, должно вырасти несколько поколений, чтобы он как-то раскрылся. И та утешительная мысль, что в случае гибели европейской культуры ее лучшее достижение - музыка - продолжит свое существование, - немного отравляется подозрением, что это будет уже совсем что-то другое, другая музыка (хоть и те же ноты).

  • #3040
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Сущность музыки не выражается в терминах (в их научном понимании): здесь возможны только метафоры. Здесь невозможно понимание – только постижение.
    Если так, то сущность музыки лежит вне науки. Это не отрицательная характеристика, а неизбежный вывод из Вашего тезиса. Может, как раз, это и хорошо.
    Но коль скоро мы хотим иметь науку о музыкальной семантике, то должны, воленс-ноленс, отталкиваться от простейшей двузвенной структуры "текст - смысл", которая может быть дополнена сразу до трехзвенной "замысел(идея) - текст - смысл". Конечно, это очень сильное упрощение хотя бы потому, что тут нет явно оговоренной компоненты выражения, а на различие смысла и выражения тут уже много раз указывалось.
    Если принять допущение, что композитор выражает свои идеи на некотором языке ( и тем самым допустить, что музыкальный текст есть текст на этом языке), то указанная выше трехзвенная структура отвечает стандартной триаде лингивистики: "генератор (порождающая модель) - текст - распознаватель (интерпретатор, анализирующая модель)", но тут тогда надо уже серьезно анализировать специфику этой триады применительно к музыкальным текстам. Такой анализ неизбежно потребует соответствующей точной (а не метафорической, хотя налет метафоричности есть даже языке математики) терминологии.
    Так я вижу постановку задачи.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • Страница 304 из 917 ПерваяПервая ... 294303304305314 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100