295304305306315 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 3,041 по 3,050 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #3041
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Что же касается "об`ективно заложенного смысла" - нет, к сожалению, я с этим не могу просто так согласиться.
    Я не берусь это отрицать, но сомнения тут у меня очень большие...
    Не знаю, что имел в виду Гераклит, но когда я говорю: "все течет", -то на полном серьезе имею в виду невозможность проведения границ между произведением и слушателем.
    Это - не взаимодействие двух самостоятельных начал, а одна динамическая система.
    Все есть только этап, ступень, переход.
    Возможно, раскладывание на два самост. начал - наивно-наглядно, если не признать примат объективно заложенного в артефакте смысла, - тогда невозможны:
    1) никакие оценочные критерии исполнения (кроме "верно/не верно сыграл все ноты", причем - если быть последовательным - непонятно, зачем же их тогда верно играть). Это как в этике: если нет общей для всех ценности - нет и индивидуальных. Релятивизм противопоожен аксиологии.
    ...Именно такая картина, кстати, сейчас и наблюдается: толерантность, "каждый имеет право на собственное мнение", все мнения важны (в т.ч. фашизм и пр.) - в итоге нет мнений, есть стереотипы. Утрачен объективный аксиологический стержень - и ценности каждого субъективного "Я" рушатся.
    2) невозможно объяснение того факта, что существует некий среднестатистический обобщенный эталон смысла, воспринимаемого в данном артефакте всеми слушателями в сумме. Он никогда не будет конкретным - это то самое ядро, о к-ром говорил коллега Дэдди, - он будет неким смысловым концентратом, сгустком - но качество его будет стабильным. Границы и качество конкретизации этого ядра, конечно, зависят от конкр. слушателя и его культурн. опыта, но качество (обобщенное, потенциальное) самого ядра - стабильно...
    Никакого, предположим, "томлемия", заложенного в Скрябинской поэме, Вы ни в нотах, ни в звуках не обнаружите, оно все - в душе слушателя (и нейролог его даже измерить сможет приборчиком), причем слушателя, принадлежащего определенной культурной традиции и обладающего определенными качествами и способностями.
    И все же "ядро" этого томления присутствует в поэме объективно!
    допустим, что для восприятия этого "томления" нужно соответствовать опр. критериям - способностей, культуры и пр. В группе таковых соответствующих никто не услышит в скрябинском томлении, скажем, жесткую сухость "марша роботов", или (чтобы такое противоположненькое вспомнить!)... скажем, русскую зимнюю пейзажность а ля "Зимние грезы" Чайковского.
    Думаю, что функционирование этого ядра основано на ассоциативных законах (не сводится к ним, а основано), общих для всех людей - только сама природа ассоциаций такова, что необходимо, с одной стороны, наличие ассоциативного багажа в виде определ. знаний и опыта, а с другой - достаточно развитый чувственный канал реализации этих ассоциаций (фантазия, музыкальность и пр.).
    Эти ограничения/критерии, предъявляемые к слушателю, вовсе не опровергают объективности смысла, заложенного в артефакте.
    Единый и неделимый изначальный смысл есть только в своей герметической полноте; первое движение внутри него мнгновенно приводит к бесконечно сложному рсщелению на подвижные элементы, всей суммой своей деятельности сохраняющие первоначальное равновесие, - в том числе и по линии обратимости рефлексии/действия ("наблюдатель")...Модель того - музыкальное произведение
    За "модель" на нас с Вами коллега Дэдди обидится .
    Все художественное - и артефакты, и восприятие - цельно. Конечно, все раскладывания на компоненты/этапы и пр., вроде предложенного мной - не более, чем притянутая здесь за уши понятийно-логическая описательность. Метафорическая лучше! знаю это как педагог .
    Да... пожалуй, в момент переживания артефакт с самим переживанием составляет неделимое целое. И - парадокс! - всегда присутствует момент диалога (моего "Я" с авторским, вернее - с его худож. эквивалентом). Наверное, цельность и динамичность худ. переживания - явления не из сферы "цельного/фрагментарного", а совсем другой природы.
    Скажем так: этот диалог - цельная и динамичная система, образующаяся в итоге слияния (не суммирования, а именно слияния) двух начал - авторского смысла и моей готовности его воспринять.
    Show must go on!


  • #3042
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Пожалуй, но возможен полилог культур. Играют же японские и китайские музыканты европейскую музыку, хотя их культура на мили отдалена от европейской. И даже их математика в своем историческом развитии ничего общего не имеет с европейской.
    Они-то играют европейскую, а много ли мы знаем и играем их музыки?
    Какой-то односторонний процесс... А что, есть китайская математика, которая имеет национальные отличия?

  • #3043
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Kакой именно науки? НЕ науки о восприятии (другого материала, чем еденичные случаи, у нее нет), и НЕ науки о музыке (если понимать ее шире, чем история музыки).
    Весь мой личный опыт (включая общение на форуме) говорит о непродуктивности, по крайней мере - преждевременности попыток обобщений о содержании художественного переживания. Поэтому я и предлагаю ограничиться для начала разбором (моделированием, описанием) того, КАК оно "работает", с одной стороны, и анализом содержательного потенциала текста - с той или иной точки зрения.
    Наверное, здесь этимологич. путаница: ув. Барух под словом "наука" понимает "знание о..." (к-рое может иметь какие угодно корни - вплоть до мистич. опыта), а ув. Дэдди - науку как дух. дисциплину, со всеми её специфич. качествами.
    Show must go on!

  • #3044
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Если так, то сущность музыки лежит вне науки. Это не отрицательная характеристика, а неизбежный вывод из Вашего тезиса. Может, как раз, это и хорошо.
    Но коль скоро мы хотим иметь науку о музыкальной семантике, то должны, воленс-ноленс, отталкиваться от простейшей двузвенной структуры "текст - смысл", которая может быть дополнена сразу до трехзвенной "замысел(идея) - текст - смысл". Конечно, это очень сильное упрощение хотя бы потому, что тут нет явно оговоренной компоненты выражения, а на различие смысла и выражения тут уже много раз указывалось.
    Если принять допущение, что композитор выражает свои идеи на некотором языке ( и тем самым допустить, что музыкальный текст есть текст на этом языке), то указанная выше трехзвенная структура отвечает стандартной триаде лингивистики: "генератор (порождающая модель) - текст - распознаватель (интерпретатор, анализирующая модель)", но тут тогда надо уже серьезно анализировать специфику этой триады применительно к музыкальным текстам. Такой анализ неизбежно потребует соответствующей точной (а не метафорической, хотя налет метафоричности есть даже языке математики) терминологии.
    Так я вижу постановку задачи.
    Это - именно то, что мне кажется неприменимым к музыке.
    На месте "значения" здесь - процесс означивания, соответственно и "текст" - не текст.
    Исходный, самый главный материал музыки - свойства человеческой физики и психики. (С "нормальным языком" дело обстоит не совсем так).

  • #3045
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Kакой именно науки?
    Всякой, дорогой Борис, всякой.
    Это может быть предметом художественного же описания личного опыта конкретного индивида, опыта восприятия музыкального произведения.
    У П.П. Гайденко в книге "Прорыв к трансцендентному" есть вполне здравая мысль о кьеркегоровской концепции "Дон Жуана" Моцарта. Это не есть научное исследование, в силу его необщезначимости, так как общезначимым, по Гайденко, может быть лишь формальный анализ, а есть некий миф, по которому мы можем судить, как воспринималась музыка Моцарта в контексте определенного времени и определенного стиля философствования. А также в голове данного конкретного мыслителя. Этот миф можно (с опаской) назвать субъективно общезначимым в меру значимости данного философствующего субъекта.
    Последний раз редактировалось Daddy; 02.02.2008 в 15:08. Причина: Опечатки
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #3046
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Скажем так: описать равноценно по смыслу - невозможно.
    А ассоциативно - почему бы и нет? конечно, это будет прежде всего описание Ваших впечатлений, но определенный процент смысла в данном описании будет принадлежать и искомому "ядру"...
    ...а вот точно обозначить этот процент действительно невозможно.
    Все-таки Л.Блумфилд отлично ухватил это в своей теореме:"Смысл есть, но мы не можем сказать о нем ничего осмысленного."

  • #3047
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Это - именно то, что мне кажется неприменимым к музыке.
    На месте "значения" здесь - процесс означивания, соответственно и "текст" - не текст.
    А кто сказал, что значение обязано быть объектом и не может быть процессом? Хотя я бы поостерегся говорить впрямую о значении применительно к музыке. А почему текст - не текст, я просто не понимаю.
    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Исходный, самый главный материал музыки - свойства человеческой физики и психики. (С "нормальным языком" дело обстоит не совсем так).
    Но вот тут я выпадаю в осадок.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #3048
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Скажем так: этот диалог - цельная и динамичная система, образующаяся в итоге слияния (не суммирования, а именно слияния) двух начал - авторского смысла и моей готовности его воспринять.
    Тут мне ближе позиция дорогого Баруха: слушатель не только воспринимает смысл, но и творит его.

  • #3049
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Возможно, раскладывание на два самост. начал - наивно-наглядно, если не признать примат объективно заложенного в артефакте смысла, - тогда невозможны:
    1) никакие оценочные критерии исполнения (кроме "верно/не верно сыграл все ноты", причем - если быть последовательным - непонятно, зачем же их тогда верно играть). Это как в этике: если нет общей для всех ценности - нет и индивидуальных. Релятивизм противопоожен аксиологии.
    ...Именно такая картина, кстати, сейчас и наблюдается: толерантность, "каждый имеет право на собственное мнение", все мнения важны (в т.ч. фашизм и пр.) - в итоге нет мнений, есть стереотипы. Утрачен объективный аксиологический стержень - и ценности каждого субъективного "Я" рушатся.
    2) невозможно объяснение того факта, что существует некий среднестатистический обобщенный эталон смысла, воспринимаемого в данном артефакте всеми слушателями в сумме. Он никогда не будет конкретным - это то самое ядро, о к-ром говорил коллега Дэдди, - он будет неким смысловым концентратом, сгустком - но качество его будет стабильным. Границы и качество конкретизации этого ядра, конечно, зависят от конкр. слушателя и его культурн. опыта, но качество (обобщенное, потенциальное) самого ядра - стабильно...

    И все же "ядро" этого томления присутствует в поэме объективно!
    допустим, что для восприятия этого "томления" нужно соответствовать опр. критериям - способностей, культуры и пр. В группе таковых соответствующих никто не услышит в скрябинском томлении, скажем, жесткую сухость "марша роботов", или (чтобы такое противоположненькое вспомнить!)... скажем, русскую зимнюю пейзажность а ля "Зимние грезы" Чайковского.
    Думаю, что функционирование этого ядра основано на ассоциативных законах (не сводится к ним, а основано), общих для всех людей - только сама природа ассоциаций такова, что необходимо, с одной стороны, наличие ассоциативного багажа в виде определ. знаний и опыта, а с другой - достаточно развитый чувственный канал реализации этих ассоциаций (фантазия, музыкальность и пр.).
    Эти ограничения/критерии, предъявляемые к слушателю, вовсе не опровергают объективности смысла, заложенного в артефакте.
    Дорогой Музыло, Вы правы - я опять упираюсь в свое противоречие: утверждение "свободы семантизации" и собственную убежденность в каких-то абсолютах, отвращение к релятивизму и произволу.
    Но все-таки я решаю его "индивидуально" - так, что каждый волен (или вынужден) строить свою систему аксиом (на основе культуры и т. д.), а не так, что все должны приобщаться к абстрактному абсолюту.
    "Томление" там "об`ективно" только с исторической точки зрения - и интересовать исследователя может не как об`ективность, но именно как возможность: как это так написано, что вызывает (при "нормальных условиях") представление о томлении, саму эту эмоцию?
    Для слушателя же, не восприимчивого к Скрябину, на месте томления совершенно об`ективно окажется раздражение.
    Пейзажность, маревость - все это предполагает некоторыю погруженность в культурный контекст, знание жанровых истоков. То, что есть вещи, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ культурному контексту ("общечеловеческие) - я, конечно, полностью признаю и пишу о них и по поводу "формализации", и по поводу "онтологизации".

  • #3050
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Неужели Вам, дорогой Дэдди, кажется доказательным и об`ективным лосевское воспевание Вагнера?
    В трактате "Музыка как предмет логики" речь совсем не о том, по крайней мере, в теоретической его части. Лосевские комментарии к Вагнеру - совсем другой сюжет.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • Страница 305 из 917 ПерваяПервая ... 295304305306315 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100