Это похоже на обязательные в зарубежных изданиях (а теперь и в наших) выставления после состава оркестра duration, т.е. времени звучания. По-моему, это время всегда писалось от лукавого, реже -авторами, чаще - издательскими редакторами.
Нет, я говорю об авторских, а не редакторских указаниях.
...Иной раз трудно ждать. Но куда хуже, когда ждать уже нечего...
Хорошо, когда есть, что вспомнить.Но зачем жить, если остались только воспоминания...
Нет, я говорю об авторских, а не редакторских указаниях.
Вы правы, авторские указания продолжительности звучания - редкая вещь.
Редакторы обычно выписывают продолжительность звучания не только полагаясь на свой профессионализм (хотел написать - на свой страх и риск), но учитывают и мнение исполнителей. В собрании сочинений ДДШ (в 42-х томах) у каждого тома был свой научный редактор. Некоторые тома редактировал Г.Н.Рождественский, в доверии которому не откажешь.
Вспомнил анекдотичный пример на продолжительность оперного спектакля. В программках Большого театра (и не только Большого) всегда писали время окончания спектакля. Помню, как судачили гардеробщицы, костюмеры и рабочие сцены, что у Жюрайтиса спектакль не всегда заканчивался в напечатанное в программке время, а вот у Хайкина - точно, минута в минуту.
"Если этим ребятам можно было, то почему мне этого нельзя", - думают композиторы и пишут замысловатые обозначения, неисполнимые или неэффектноисполнимые.
Я думаю, что композиторы всегда смогут "сыграть чужое сочинение с метрономическими указаниями", но это будет касаться только чужого. Со своим творением будет другая история.
Композиторы бывают разной степени подкованности.
Прежде, чем вписать сомнительный приём, я сам пробую его сыграть на том или ином инструменте. И исхожу из того, что если у меня получается, то у исполнителя и подавно должно. Таким образом, вопрос о неисполнимости и о том, "если этим ребятам можно было, то почему мне нельзя", плавно модулирует в вопрос поиска исполнителя, который сможет это исполнить.
Особенно плачевно выглядят заявления о "неисполнимости", когда я это могу сыграть, а исполнитель - нет.
А вывод из этого простой: заниматься надо. И вам и нам, тзсть.
Композиторы бывают разной степени подкованности.
Прежде, чем вписать сомнительный приём, я сам пробую его сыграть на том или ином инструменте. И исхожу из того, что если у меня получается, то у исполнителя и подавно должно. Таким образом, вопрос о неисполнимости и о том, "если этим ребятам можно было, то почему мне нельзя", плавно модулирует в вопрос поиска исполнителя, который сможет это исполнить.
Особенно плачевно выглядят заявления о "неисполнимости", когда я это могу сыграть, а исполнитель - нет.
А вывод из этого простой: заниматься надо. И вам и нам, тзсть.
Понимаете, композиторское сообщество, это не только Вы, к сожалению. Есть многие, и я с ними знаком, которые знают диапазон инструментов (не всегда точно), но возможности представляют, мягко говоря, весьма приблизительно.
...Иной раз трудно ждать. Но куда хуже, когда ждать уже нечего...
Хорошо, когда есть, что вспомнить.Но зачем жить, если остались только воспоминания...
Композиторы бывают разной степени подкованности.
Прежде, чем вписать сомнительный приём, я сам пробую его сыграть на том или ином инструменте. И исхожу из того, что если у меня получается, то у исполнителя и подавно должно. Таким образом, вопрос о неисполнимости и о том, "если этим ребятам можно было, то почему мне нельзя", плавно модулирует в вопрос поиска исполнителя, который сможет это исполнить.
Особенно плачевно выглядят заявления о "неисполнимости", когда я это могу сыграть, а исполнитель - нет.
А вывод из этого простой: заниматься надо. И вам и нам, тзсть.
Самая большая проблема для композитора - поиск фактуры, свидетельствующей об индивидуальном стилистическом почерке. Для достижения этого самого почерка композиторы экспериментируют
над возможностями инструментов и - флаг в руки! На то они и композиторы!
Однако отдельные композиторы, выдумывая фактуру и способы игры и выходя из традиционного набора возможностей инструмента, часто впадают в зависимость от собственных принципов, что тем самым вызывает непонятость ни исполнителей, ни слушателей. Предлагаемые ими новые приемы игры читаются исполнителями по разному. Это известный факт. И что делать в этом случае исполнителю, живущему в Свердловске, не ехать же для выяснения исполнения какого-то приема к композитору П..... и Л...... в Польшу?
Конечно, если авторитет композитора позволяет обратиться к известному исполнителю, то они вместе решают проблемы нетрадиционных приемов игры. Здесь вспоминается случай Чайковского и Ауэра с скрипичным концертом, и работа Свиридова с Мининым над Пушкинским венком, где композитор значительно переработал свой текст (я об этом писал в соседнем потоке).
А вы владеете всеми оркестровыми инструментами?
Я не подкалываю, просто интересуюсь.
Вы знаете, в разной степени. Для чего больше писал, тем владею чуть лучше: часто приходится осваивать инструмент во время работы. Должен оговориться, что это, конечно, не владение на исполнительском уровне. Но те или иные спорные вещи, отдельные места я могу воспроизвести, показать исполнителю, что имел в виду.
Есть и финансовые проблемы: инструменты (даже самые дешёвые) все-таки стоят денег. Конечно, можно арендовать инструмент, попросить у кого-нибудь, приехать к кому-нибудь в гости, чтобы поиграть на инатрументе (и то, это дело щепетильное, вообще-то чужие инструменты, особенно, хорошие не всегда хорошо "лапать"), но всё равно, этого не достаточно: нельзя же освоить инструмент за день или за неделю.
Не могу не вспомнить здесь моего друга и коллегу Владимира Горлинского, который собрал, пожалуй, куда большую коллекцию инструментов, и с их помощью записывает фрагменты партий своих произведений сам. Затем с помощью монтажа Володя создаёт "эталонные" фонограммы, которые служат "наглядным" руководством для исполнителей. На мой взгляд, это прекрасный опыт, очень полезный всем "участникам процесса".
Предлагаемые ими новые приемы игры читаются исполнителями по разному. Это известный факт. И что делать в этом случае исполнителю, живущему в Свердловске, не ехать же для выяснения исполнения какого-то приема к композитору П..... и Л...... в Польшу?
Конечно, если авторитет композитора позволяет обратиться к известному исполнителю, то они вместе решают проблемы нетрадиционных приемов игры. Здесь вспоминается случай Чайковского и Ауэра с скрипичным концертом...
Оставлю на Вашей совести глубокомысленный пассаж о "зависимости от собственных принципов" (это лучше в "Философию" - а я всё-таки не философ).
Но разночтение приёмов - действительно проблема. Но ведь, эта проблема была всегда: всегда существовали разные исполнительские школы, которые воспринимали те или иные приёмы, в большинстве своём введённые композиторами (достаточно вспомнить ещё Монтеверди, впервые употребившего пиццикато и тремоло - не без насмешек исполнителей и публики - вот Вам и непонятость).
Очень уважаю аутентизм как движение (безотносительно конкретных исполнителей) уже потому, что он осознаёт это как проблему, попутно поднимая целый пласт других проблем - от технических до стилистических.
А за примерами далеко ходить не надо: задолго до Свиридова (:D) Моцарт написал свой валторновый концерт. При этом рукопись была испещрена надписями типа "Ах овечья трель!": рядом с ним был исполнитель-солист для которого он и писал этот концерт и постоянно с ним советовался.
Должен сказать, что мне здесь повезло. К счастью я имею возможность консультироваться с музыкантами нашей "Студии", многие из которых - настоящие энтузиасты.
Коллеги, смещаются ли эти цифры в полтора раза, если счётная единица не четверть, а ЧЕТВЕРТЬ С ТОЧКОЙ?
В ней заключены 6 шестнадцатых (3 восьмых) - ведь при одинаковои значении метронома они будут в полтора раза быстрее, чем 4/16 в четверти как счётной единице. Как при этом принято обозначать название темпа?
То есть, говоря по-другому, как принято интерпретировать разницу между "Allegro на 3" и "Allegro на 2"
("четверть = четверть" или "такт = такт")?
Только пожалуйста, не надо гнать фаллософию про композиторов и исполнителей, Рахманинова и Бетховена.
Вопрос чисто утилитарный, буду благодарен всем, кто сможет ответить.
Мне сейчас припомнилось абсолютное чувство темпа, которым обладал Штокхаузен.. Чувство, без которого, вроде, невозможно правильно исполнить его сочинения.
Я вызываю вас, скрытые стремления, <...>
Вам дерзновенье я приношу!
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки