Тема: Неуправляемый хор
-
03.11.2007, 11:07 #51Новичок
- Регистрация
- 01.08.2007
- Возраст
- 42
- Сообщений
- 7
Ответ: Неуправляемый хор
Ну знаеде, я не медиевист, но средневековьем запахло. Времена Тосканини прошли, крик с безраздельной властью сейчас не актуален по нескольким причинам. Во первых (у профи) есть профсоюзы. На западе оркестр и хор может за двое суток до концерта снять дирижера. Я очень прошу вас (всех кто читает) не идти этой заросшей лесной тропинкой, хоть она и самая простая, а искать мудрые человечные решения, ведь дирижер он прежде всего человек
- Регистрация
- 09.10.2003
- Адрес
- "Из самого оттуда..."
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 2,202
- Записей в дневнике
- 16
Ответ: Неуправляемый хор
Может, я скажу крамольную вещь, но иногда бывает полезно метнуть хорошую "поляну" и пригласить весь хор. Лучше вскладчину и на какой-нибудь повод. Неформально пообщаться, попеть вместе что-нибудь отвлечённое... (мои, когда собираются неформально, поют и "Крылатые качели", и "Если долго-долго-долго...", и "Колыбельную медведицы" - и вообще на время становятся как дети). В такой ситуации иногда легче подружиться с людьми и легче сдружить их между собой. Иногда надо праздновать не только собственные успехи, но и собственные поражения - часто это помогает превратить их в новые успехи.
Я не утверждаю, что это панацея от всех проблем, но иногда - вполне срабатывает. По крайней мере, хуже от этого не бывает. Всё-таки, работа с хором - это сотрудничество, а не развод по баррикадам.
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
http://hor.tarakanov.net
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 486
Ответ: Неуправляемый хор
В любом хоре есть неуправляемые элементы. И слава богу что они есть, ибо именно они служает что-то вроде точильного камня для заострения нашей воли. Как вы проходите по жизни, вы заметите, что эти неуправляемые лица как-то редеют - вовсе не потому что их число уменьшается. Просто у вас вырабатывается воля укротителя тигров. Вы вдруг обнаружите, что после такой практики вы можете их «заткнуть» только одним взглядом. А уж что этот один взгяд только может сделать во время самого дирижирования - это сказка. Так что да здравствуют неуправляемые элементы! Они для нас - подопытные крысы. Сколько бы неприятных моментов они нам не причинили, на самом деле - в выиграше оказываемся мы, а не они.
Кстати, должен вас предостеречь - в общении с ними не должно быть никакой грубости или язвительности, или даже лёгкой надменности. Снисходить к их уровню нельзя - боже упаси. Дистанция - да, самоуважение - да, хладнокровие - да. Доброжелательность и уважение к ним - да.
Если уж совсем дела плохи - помните, что эти мужики немножко дети. И если вы знаете как обращаться с трудными детьми, то у вас всё должно пойти хорошо и с детьми пожилого возраста. Главное - крепкая рука, но не грубая. Не отвечайте им взвинченным ответом на их поведение - это их только раззадоривает. Поймите, когда они так себя ведут, они именно пытаются добиться от вас негативной реакции. Не давайте им это. Через какое-то время они поймут, что это не работает, и они переключатся на что-то другое.
Последний раз редактировалось Rexmager; 30.03.2008 в 03:08.
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 486
Ответ: Неуправляемый хор
Вот ещё чего надо опасаться в хоре, и я это говорю из практики, поскольку ещё сам не вычислил, как с этим бороться.
Одно дело, когда есть в хоре противодействие. У меня как раз с этим никогда не было проблем. Я - врожедённый укротитель тигров. Как я это дело делаю - я без понятия...
У меня совсем другая проблема. В хоре заводятся два-три человека, которые изо всех сил набиваются ко мне в друзья. Когда это откровенно делается, тут всё ясно. Вот когда это делается незаметно для меня, я попадаюсь на это как муха в сети паука.
Вот какая происходит механика. Эти люди - как правило ведущие голоса в партиях, и в 99% случаев женщины - начинают мне всячески «помогать» (а помощь всегда ценима, особенно когда дело доходит до административных моментов, которыми я очень не люблю заниматься.) В какой-то момент я вдруг обнаруживаю, что эти «помощники» начинают чего-то такого усиленно требовать - то ли репертуара, который они хотят петь, то ли соло, то ли ещё чего-то, даже к музыке не относящегося. Ведут они ещё себя препаршивейшим образом - когда я в компании хора, они всем своим видом показывают, что я - их близкий друг. Если таких несколько, то между ними начинается что-то вроде психологической драки за право быть возле меня всё время. Такое впечатление у них формируется, что они становятся моей правой рукой, а значит имеют право меня контролировать. Кончается это дело всегда плохо - я в какой-то момент пытаюсь поставить их на место, и они уходят из хора, страшно обозлённые.
Есть рекомендации?
- Регистрация
- 09.10.2003
- Адрес
- "Из самого оттуда..."
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 2,202
- Записей в дневнике
- 16
Ответ: Неуправляемый хор
Врасплох застали... Честно говоря, в моей практике ничего подбного не было - в нашем хоре всё основано на дружбе и любви, это как бы основная цементирующая концепция. В хоре у меня есть и близкие друзья, и просто друзья. Они мне помогают, но никто ничего потом не требует и текучки практически нет (1-2 человек в год и по объективным причинам для большого хора, я считаю, очень маленький показатель). Хотел бы что-нибудь посоветовать, но вдруг понял, что просто не владею вопросом, т.к. ни с чем подобным не сталкивался.
Вероятно, это больше вопрос психологии коллективного управления, наверное рекомендации можно найти именно в этой сфере...
Вообще, не так давно было интервью с дирижёром Госоркестра Марком Горенштейном, который на подобный вопрос ответил что-то вроде: "Никакого панибратства, никакой дружбы дирижёра с лабухами и хорьём быть не может!"
Возможно, маэстро прав (по содержанию). Помню, что тогда я подумал, какое счастье, что я окружён не "хорьём", а артистами хора. Согласитесь - две большие разницы.
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
http://hor.tarakanov.net
- Регистрация
- 03.11.2007
- Адрес
- Новосибирск, Астана
- Возраст
- 30
- Сообщений
- 297
- Записей в дневнике
- 1
Ответ: Неуправляемый хор
Пример Карлоса Кляйбера показывает, что простой (талантливый ,чуткий музыкант естественно) человечный человек может зарядить оркестр так, что он будет помнить всю жизнь репетиции с Ним. (он был на стольк окорректен, что личные замечания писал в виде записочек и оставлял в перерыве на пультах).
Конечно, с низкокультурным ,маловдохновенным коллективом нужен диктат, опять таки авторитетный и оправданный. Киевская конса имеет сейчас пример "перегиба палки". Когда дирижер хора (она) подходит в плотную к партии, кричит, а весь хор ей в лицо смеётся
- Регистрация
- 03.11.2007
- Адрес
- Новосибирск, Астана
- Возраст
- 30
- Сообщений
- 297
- Записей в дневнике
- 1
Ответ: Неуправляемый хор
Отчасти встречалось сие в моей практике.
Делюсь. Для начала "незаметно" для вас в коллективе проходить ничего не должно. Вы должны стараться полностью контролировать психологические стремления артистов , простыми методами наблюдения, реже общения, естественно никаких 6 (в хоре это легче).Скорее всего этим людям недодали родительской ласки в детстве.
На общих репетициях подчеркивайте, что все для вас равны, в частных беседах говорите не о собеседнике, а о других артистах, хвалите их, чтоб человек не чувствовал свою избранность. Некоторые люди только для того и пришли в хор, чтоб стать любимцем дирижера - те уйдут, а просто закомплексованые останутся
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 486
Ответ: Неуправляемый хор
Rexmager, странная у Вас проблема… а, может, причина в Вас самом? Вы воспринимаете всех людей, которым Вы симпатичны и которым приятно с Вами общаться, как желающих стать «любимцами дирижера». И уходят они, вероятно, потому, что разочаровываются в Вас.
Думаю, что у Вас мания величия. Попробуйте общаться с людьми на равных, и все проблемы решатся.
В конце концов, люди от Вас совсем не зависят, чтобы пресмыкаться перед Вами и вести между собой «психологические драки».
Ответ: Неуправляемый хор
То, о чем вы говорите, - очень опасно. И правильно высказался по этому поводу Борис Тараканов.
Я всегда держал певцов на расстоянии, даже, если среди них были симпатичные мне люди. Иначе нельзя, ведь это работа.
Приведу другой пример заинтересованности певцов в коллективе. Это было давно. Ко мне в хор (оперный хор Народного оперного театра ЦДКЖ) пришли мои друзья, студенты военно-дирижерской кафедры консерватории (для прохождения практики). В то время мы испытывали нехватку мужских голосов. Уже на следующей репетиции женский состав преобразился. В итоге мало того, что они стали еще тщательнее следить за собой и выглядели обворожительно (много было молодых девушек и женщин), они стали регулярно посещать репетиции, они стали просто звучать лучше. Правда, это длилось год-полтора, до ухода курсантов-дирижеров.



Ответить с цитированием




Социальные закладки