Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 49

Тема: Валерий Гаврилин vs. Георгий Свиридов

              
  1. #1

    По умолчанию Валерий Гаврилин vs. Георгий Свиридов

    Форумчание истратили много сил на дискуссию о Свиридове, но как-то при этом не всплыло имя другого глубоко русского композитора Валерия Гаврилина. Признаться, я его недооценивал -- как я теперь понимаю, из-за того, что им пренебрегают в "штатном" образовании музыкантов (которое я имел честь получить).

    Немаловажно и то, что, как мне кажется, Гаврилин несколько безразлично (скажем мягко) относился к тому, кто и как его исполнял. И соответствовало ли исполнение, скажем, эстрадно-симфонического орк. п/у Бадхена его оригинальному замыслу. Такой уж человек был (мне вообще, грешным делом, видится много общего с в его фигуре с Веней Ерофеевым, но это уже совсем другой разговор).

    Я недавно купил (раньше была оцифровка с мелодийной пластинки) диск изд-ва "Композитор" с "Военными письмами" (там же первая публикация "Скоморохов"). Посмотреть можно вот здесь:

    http://www.compozitor.spb.ru/cd_rom/cd_rom.htm

    Эдуард Хиль, однако, при всей его старательности (и хорошо поставленном голосе "мэтра советской эстрады") не потрудился вникать в сущность гаврилинских "Военных писем". Мне стало это ясно, когда в руки попала подпольная запись с концерта в МГУ, записанного еще в годы застоя. Мужскую партию исполнял Алексей Петренко, женскую - Лина Мкртчян. Поповский мужской хор и милый детский хорик -- все на уровне. Оркестром дирижировал Федосеев.

    Эта плохонькая запись "Военных писем" перевернула мое представление о Гаврилине. Конечно, Петренко не певец. А надо ли быть "оперным" певцом в "Письмах"? Мкртчян тоже выше всяческих похвал -- это певица от Бога. Извините, но по сравнению с такой Россией Россия Свиридова мне кажется (не везде, конечно, но часто) поистине "деревянной", даже "лубочной". Знаете, из той же серии, что рекламные плакаты на улицах Москвы с заголовками "Русь святая..."

    Теперь мой конкретный вопрос: не знает ли кто-либо из форумчан, была ли когда-либо официально опубликована эта запись? Может быть, кто-то из "бывших" присутствовал на незабываемом концерте в МГУ и может, так сказать, поделиться воспоминаниями? Был бы очень благодарен.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #2
    на фсе руки мастерица Аватар для Mathilde Wesendonck
    Регистрация
    25.01.2004
    Адрес
    Северная Венеццыя
    Сообщений
    252

    По умолчанию

    Olorulus!
    Ну надо ж так! Опередили буквально на полдня, я тоже хотела поднять тему о Гаврилине
    Позволю себе ответить не в кассу, да и очень-очень при этом наивно, но надеюсь, что Вы меня, как большую любительницу Книги о Русском Финале, простите. Вот разве что со сходством с Веничкой Ерофеевым соглашусь, и начну... Ничо так представляю себе его Русско-немецкие тетради, Перезвоны, полифонию и киномузыку. Считаю, что такие отдельно взятые произведения, как "Разговор в Падерборнской степи" и , простите, "Страшенная баба" есть шедевры. Вот такое вот моё мнение, о Гаврилине-то. Считаю, что хороший был товарищ, яркий. Вот. Да...

  • #3
    Новичок Аватар для Terry
    Регистрация
    12.06.2004
    Адрес
    Львов, Украина
    Возраст
    54
    Сообщений
    24

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Цитата Сообщение от Olorulus
    Форумчание истратили много сил на дискуссию о Свиридове, но как-то при этом не всплыло имя другого глубоко русского композитора Валерия Гаврилина.
    ... Извините, но по сравнению с такой Россией Россия Свиридова мне кажется (не везде, конечно, но часто) поистине "деревянной", даже "лубочной". Знаете, из той же серии, что рекламные плакаты на улицах Москвы с заголовками "Русь святая..."
    Случайно набрел на эту тему почти годичной давности. Думаю, что вы привели неудачное сравнение - судя по их отношению друг к другу (Гаврилина и Свиридова, их мировоззрения) - они Русь понимали одинаково и строили и защищали одинаково. Для меня они, и Борис Чайковский - это как герои-панфиловцы, защитившие нашу культуру - если уместен такой образ.

    Признаться, я к как-то из дневников Гаврилина, опубликованных
    вот тут http://www.booksite.ru/gavrilin/book/index.htm сделал себе выписки мнения Валерия Гаврилина о Свиридове. Приведу их ниже.
    Свиридов оказал мощнейшее влияние на В.Гаврилина и Б.Чайковского - и они вместе защищали общие ценности и поддерживали друг друга.

    А вот по тому адресу http://www.booksite.ru/gavrilin/book3/3.htm - Г. В. Свиридов о В. Гаврилине...

    ======================================
    В. Гаврилин о Г.Свиридове (из дневников в произвольном порядке)
    ======================================

    Г. В. Свиридов — один из немногих художников, чья муза никогда не
    вдохновлялась грязью. Он весь от света.

    Во время последней встречи Г. В. Свиридов между прочим сказал: «Надо, надо
    сочинять, не бояться. Наша музыка — наше оружие. Пускай нас бьют, пускай мы
    погибнем в этой борьбе, но погибнуть мы должны с оружием в руках».

    Свиридов — Сухомлинский — никогда не говорят все, что знают, всегда оставляют
    место для воображения, воспоминаний, инициативы, не подавляют, не подчиняют,
    а заставляют жить естественными отправлениями любопытства, интереса АКТИВНО —
    НА РАВНЫХ.

    Свиридов — как землепашец из года в год делает свое одно и то же мученическое,
    бесконечное, беспросветное дело.

    Общее с Мравинским — повторял из раза в раз программы, он доводит (трактовкой)
    музыку до явления жизни, [неразборчиво], а не так, как другие дирижеры —
    репродукции великих мастеров в издании «Союзпечати».
    Смелость Свиридова — в стоянии на посту (не на месте, а на посту, как страж).
    И это стояние — рост вверх, а не копание на одном месте (уход в яму).

    Есть искусство, вырастающее как веточка на пышной и богатой кроне нашей
    культуры и делает ее еще пышнее и богаче. А иногда, гораздо реже, побег
    выходит прямо из корня. Он не так тонок, не так нервен к каждому внешнему
    движению, не так роскошно окружен, не так высоко глядит, но зато более стоек,
    более основателен и сам способен вырасти в дерево.
    Именно к таким вот коренным явлениям нашего искусства относятся Твардовский в
    поэзии и Свиридов в музыке.

    Современные медики вооружены для борьбы с недугами самыми сложными агрегатами.
    Без них они бессильны. Но рядом с ними есть такие, которые лечат наложением
    рук. Они сильны силой природы. Их мало, они не модерны, но они-то и есть
    подлинные волшебники.
    Я всегда думаю о них, когда слушаю музыку Г. Свиридова.

    Музыку Свиридова может оценить полностью лишь человек, умеющий отличить хлеб,
    выращенный на вольном поле, от хлеба, выращенного на фабричных удобрениях;
    суп, сваренный с солью, от супа, посоленного на столе.

    Свиридов играл бесподобно, было много «бисов». После концерта в публике,
    пришедшей главным образом поглазеть на Е. В. Образцову, были такие разговоры:
    — Что ж ничего так и не спела?
    — Да у нее не тот аккомпаниатор!
    — Да, плохой. Тот лучше. А этот только это и может. (Апрель 1983 г., БЗФ1 (1
    Большой зал филармонии в С.-Петербурге), авторский концерт Г.Свиридова.)

    Зародышевая плазма первокультуры противостоит болезням, внедрению патогенных
    организмов. Этой плазмы много у Свиридова.

    Свиридов и школа его — добыча редкоземельных элементов, без которых невозможен
    высокий прогресс.

    Великие творцы бывают двух типов — одни обобщают все, что было создано до них,
    и создают, подобно философам, из разрозненных течений одно огромное хранилище
    (Моцарт, Чайковский). Иногда их называют эклектиками, но это неверно — при
    эклектизме невозможно узнать автора целого.
    Другие, отталкиваясь от всего созданного и вопреки ему, создают совершенно
    новое, что является действительным, в полном смысле открытием и обладает
    взрывчатой революционной силой, определяющей движение творчества следующих
    поколений (Эйнштейн, Мусоргский, Свиридов).

    Г. Свиридов — единственный после М. Глинки композитор, в котором живет
    ощущение слова — не смысла слова, а именно красоты звучания русского слова,
    которое становится неделимым с звучанием музыки (лук — чиполло) (т. е.,
    скажем, что по-итальянски поется как ЧИПОЛЛО, в русском переводе будет
    издевательством над музыкой, и наоборот).

    После «Литургии» С. Рахманинова Г. В. Свиридов сказал мне: «Рахманинов был
    последний великий композитор на Руси. Величие остальных проблематично».

    Подвиг — всегда подвиг, и не делится на степени трудности. Свиридов совершил
    подвиг музыкантский во имя сохранения тех ценностей, которые могли быть
    растоптаны, сметены, осмеяны. Он выстоял, спас.

    =================================================

  • #4
    Новичок Аватар для Terry
    Регистрация
    12.06.2004
    Адрес
    Львов, Украина
    Возраст
    54
    Сообщений
    24

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Еще нашел фрагмент из воспоминаний жены Валерия Гаврилина Натальи Евгеньевны

    ... а самые большие друзья были москвичи: Юрий Иванович Селиверстов, выдающийся художник, огромное число его работ находится в кабинете у Валерия Александровича, и Владимир Иванович Хвостин, музыкант, прекрасный пианист, аккомпаниатор Зары Александровны Долухановой. К сожалению, жизнь распорядилась так, что и тот, и другой ушли из жизни очень рано: Владимир Иванович - 45, Юрий Иванович -49 лет. И как говорил Валерий: «Бог увел от меня самых дорогих друзей...» Но самая глубокая творческая дружба у Валерия Александровича была, конечно, с Георгием Васильевичем Свиридовым. Обычными словами не скажешь, какие это были отношения. Они не часто виделись, но когда виделись, часами говорили друг с другом. О чем, это осталось между ними двоими. Валерий Александрович писал Георгию Васильевичу письма, Георгий Васильевич писал Валерию Александровичу. Валерий, не учась у него как у педагога, считал его своим учителем и старшим другом, и Георгий Васильевич исключительно относился к Валерию. У него никогда не присутствовало ни тени зависти, об этом даже говорить не приходится, он с первых шагов поддерживал Валерия в творчестве, давал самые высокие оценки и «Русской тетради», и песне «Два брата», не говоря уже о «Перезвонах». Конечно, потеря Георгия Васильевича была совершенно ужасна. Когда его не стало (январь 1997 года), Валерий сказал: «Для меня все кончено». И через два года он тоже ушел из жизни...

    ------------------------------------------------------
    Источник: http://www.booksite.ru/gavrilin/book2/2.htm

  • #5
    Новичок Аватар для Terry
    Регистрация
    12.06.2004
    Адрес
    Львов, Украина
    Возраст
    54
    Сообщений
    24

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    оттуда же еще:

    ... Первый друг Валерия Александровича, конечно, Георгий Васильевич Свиридов. У него на пюпитре последнее, что он играл, «Отчалившая Русь» Свиридова. Он у Свиридова не учился, но считал своим учителем: в отношении к музыке, к делу, ко всему русскому. Он о себе высоко не говорил, но сказал: «На Свиридове и на мне кончилось русское направление в музыке. Пока, во всяком случае...»...

  • #6
    Total Supreme Doctor
    Регистрация
    18.02.2003
    Адрес
    Питерец по крови, москвич по прописке
    Возраст
    48
    Сообщений
    907

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Оба изумительные композиторы. Обоих очень люблю и уважаю. Для меня они в 100 раз лучше всяких "великих симфонистов", т.к. умели даже в конце 20го века писать замечательные темы, что, казалось, уже невозможно.

  • #7
    Новичок
    Регистрация
    17.03.2005
    Адрес
    из Питера
    Сообщений
    23

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Да, да, да, всё, конечно, так, оба — художники огромного таланта (если не сказать больше, хотя, наверно, рановато), оба — русские люди.

    Но всё же, как мне представляется, в творческой манере они очень разные, в чём-то, даже, противоположные. То есть не "в чём-то", а вот в чём:

    У Свиридова, мне кажется, много "от головы". Чем дальше, тем больше его музыка становилась своего рода иллюстрацией, практическим подтверждением его эстетической и идейной "упёртости". В частности — в отборе средств: это "можно", то "не можно". Такой несколько "очищенный", почти "дистиллированный" стиль. Отсюда и ощущение самоповтора у позднего Свиридова.

    Гаврилин, наоборот, свободный художник и прежде всего художник. Не концепция рождает музыку, а музыка концепцию. Его музыка часто звучит просто "авангардно" (я уж не говорю о "Русской тетради", но прислушайтесь к фортепианной фактуре, скажем, в "Вечерке"). Но она настолько жива и естественна, что вслушиваться в приёмы, в технологию как-то неохота (даже профессионалам), и поэтому мало кто это замечает.

    Вы, конечно, поняли, что мне ближе Гаврилин. Но это не питерский патриотизм. Музыка Гаврилина вообще далека от понятия "петербургская", "ленинградская" или какая-либо "этот-градская" или "тот-бургская" школа.

  • #8
    РУСОФОБ(с)Predlogoff Аватар для Walter Boot Legge
    Регистрация
    27.03.2003
    Сообщений
    6,784
    Записей в дневнике
    34

    По умолчанию Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Цитата Сообщение от alex
    Для меня они в 100 раз лучше всяких "великих симфонистов"
    таких как....

    ?
    ...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009

  • #9
    Анка
    Guest

    Exclamation ПОМОГИТЕ

    Ребята,Не подскажете,где достать ноты "военных писем" и "перезвонов"?(желательно бесплатно). Спасибо за внимание.

  • #10
    Total Supreme Doctor
    Регистрация
    18.02.2003
    Адрес
    Питерец по крови, москвич по прописке
    Возраст
    48
    Сообщений
    907

    По умолчанию Re: Ответ: Гаврилин vs. Свиридов

    Цитата Сообщение от Walter Boot Legge
    таких как....

    ?
    На провокации не поддаемся!!!

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Георгий Свиридов
      от krivitch в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 435
      Последнее сообщение: 16.12.2020, 20:09
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 28.09.2011, 06:54
    3. Валерий Гаврилин
      от Зеленый в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 31
      Последнее сообщение: 18.07.2010, 20:10
    4. валерий гаврилин военные письма
      от mihmih81 в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 11.02.2010, 12:45
    5. Сборный концерт 8/06/2006 Георгий Свиридов в ММДМ
      от putinomania в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 03.06.2006, 16:09

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100