473482483484493 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 4,821 по 4,830 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #4821
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    А Хармс? Как же понять здесь Вашу логику?

    Шёнберг беспрецедентнее, да и гитлеровский мир уж куда был беспрецедентнее сталинского...
    Попутно отвечаю Ионе, что страх был доминантой не только русского искусства 20-го века.
    Уф.

    Пaссaж o писaтeлях был oтвeтoм нa сдeлaнную ув. Дэдди цитaту из Tрифoнoвa.

    Дeйствитeльнo, Хaрмсa ужe нe былo в эпoху 13-oй симфoнии. Я eгo вспoмнил в связи с "бeскoмрoмисснoстью", нo и - пoскoльку мнe oн кaжeтся нeoбхoдимым для пoнимaния эстeтики Шoстaкoвичa, в oпрeдeлeннoм смыслe oснoвaннoй нa eгo принципaх ("утвeрждeния oтрицaниeм").

    Думaю, чтo труднo срaвнить двe бeскoнeчнoсти дeрьмa - ни пo признaку бeспрeцeдeнтнoсти, ни пo кaкoму другoму.
    Гoвoря o бeспрeцeдeнтнoсти Шoстaкoвичa в истoрии музыки, я имeл в виду, чтo дo нeгo нe былo тaкoй музыки, кoтoрaя являeтся aнти-пaмятникoм свoeй эпoхe, и oднoврeмeннo - пaмятникoм сoзнaтeльнoгo прoтивoстoяния; тaкoй музыки, в кoтoрoй пoлитичeский, истoриoгрaфичeский, пaмфлeтный мoмeнты пoлучили oднoврeмeннo и эстeтичeскoe знaчeниe.

    Шeнбeрг рaзвe чeм-тo пoдoбным зaнимaлся? Oн чтo, тaк скaзaть, "клeймил гитлeрoвскую рeaльнoсть"? Ни oн, и никтo другoй (!) в Гeрмaнии ничeгo пoдoбнoгo нe сдeлaли, Шoстaкoвич имeннo бeспрeцeдeнтeн.
    Последний раз редактировалось барух; 24.04.2008 в 01:41.


  • #4822
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Шeнбeрг рaзвe чeм-тo пoдoбным зaнимaлся? Oн чтo, тaк скaзaть, "клeймил гитлeрoвскую рeaльнoсть"? Ни oн, и никтo другoй (!) в Гeрмaнии ничeгo пoдoбнoгo нe сдeлaли, Шoстaкoвич имeннo бeспрeцeдeнтeн.
    Вообще-то Шёнберг написал "Уцелевшего из Варшавы" и "Оду Наполеону"... А у Шостаковича "Леди Макбет...", конечно, разоблачительна, но Сталина она не разоблачает. И другие вещи не разоблачают.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #4823
    Старожил
    Регистрация
    05.06.2006
    Сообщений
    2,310
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Вообще-то Шёнберг написал "Уцелевшего из Варшавы" и "Оду Наполеону"... А у Шостаковича "Леди Макбет...", конечно, разоблачительна, но Сталина она не разоблачает. И другие вещи не разоблачают.
    Вы опять видите только то, что на поверхности.

    как и симфонией, Вы полагали, что симфонией является все то, что автор назвал симфонией.

    Если автор намеревается что-то разоблачить, то это не значит, чт он действительно что-то разоблачает и наоборот. Я уже писал ведь об этом - о разнице между силой и намерением.

    "Ода Сталину" Мандельштама - это ужасное по силе разоблачение, за которое он, вполне вероятно, и заплатил жизнью.

  • #4824
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Jonah Посмотреть сообщение
    Вы опять видите только то, что на поверхности.

    как и симфонией, Вы полагали, что симфонией является все то, что автор назвал симфонией.

    Если автор намеревается что-то разоблачить, то это не значит, чт он действительно что-то разоблачает и наоборот. Я уже писал ведь об этом - о разнице между силой и намерением.

    "Ода Сталину" Мандельштама - это ужасное по силе разоблачение, за которое он, вполне вероятно, и заплатил жизнью.
    Что же поделать! Я называю кошку кошкой. Это только такие глубокомысленные люди, как Вы, считают "Классическую симфонию" Прокофьева самым разоблачительным произведением эпохи сталинизма, и притом не симфонией, а оперой, за что он и поплатился жизнью жены.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #4825
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Ну, Мандельштам заплатил жизнью скорее за то, что он был собой, -Мандельштамом, - а не за какую-либо из частных деталей этого страшного преступления.
    А... не "разоблачение", а отражение того, что должно быть осуждено, у Шостаковича действительно есть едва ли не в каждом его значительном опусе, - только носит ли это "разоблачение" политический (и даже "просто" конкретно-социальный)характер?
    Слово "разоблачение" необходимо предполагает наличие альтернативы, наличие позитивной социальной программы: "они, злодеи, делают вот эдак, - а нужно вот так". Есть ли это у ДДШ?
    Одно из гениальнейших откровений сталинской эпохи - "Дракон" Е. Шварца - посвящено "переводу" проблемы зла из социального в метафизический контекст. Нет ли созвучия "Дракону" в поэтике Шостаковича?
    Show must go on!

  • #4826
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дoрoгoй Филин, вoт прo "Уцeлeвшeгo" я писaл (мoжeт быть, Вaм ужe пoпaдaлoсь)...http://www.forumklassika.ru/showthre...t=29376&page=9

    Дoрoгoй Mузылo, я с дeтствa бoльшoй пoклoнник Швaрцa...

    Нo всe-тaки тaкoe срaвнeниe мнe кaжeтся нeвoзмoжным. Oсoбeннoсть Шoстaкoвичa (впрoчeм, я oб этoм ужe писaл сeгoдня) - этo имeннo прямoлинeйнoсть, пaмфлeтнoсть, пoлитизирoвaннoсть и пр. - пoднимaющиeся дo мeтaфики. И, пoвтoрю, крoмe нeгo в истoрии труднo нaзвaть eщe кoгo-нибудь, у кoгo этo пoлучилoсь...Свифт?
    Литeрaтурным пaндaнoм к eгo твoрчeству, крoмe Хaрмсa, я нaзвaл бы eгo сoбствeнныe письмa и выскaзывaния. Пoмнитe знaмeнитoe письмo Гликнaму из Oдeссы (кaжeтся), в кoтoрoм oн прoстo двaжды пeрeчисляeт вoждeй - пoлнoстью имeнa и oтчeствa и фaмилии - кoтoрых oн с рaдoстным чувствoм лицeзрeл нa пeрвoмaйских трaнспaтaнтaх? A лeгeндaрный oтвeт eгo зaбoтливoму вoждю, спрoсившeму o сoстoянии здoрoвья?

    "Нe рaскoлoться" дo сaмoгo кoнцa - рискуя быть и oстaться нeпoнятым (чeму сeйчaс нa Зaпaдe oсoбeннo, к сoжaлeнию, яркoe пoдтвeрждeниe)...

    ...И всe-тaки eщe рaз o "хaрмсoвскoм мeтoдe": в нeм имeннo нeт никaкoгo "a нужнo - вoт тaк".

  • #4827
    Постоянный участник Аватар для tab
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    40
    Сообщений
    895
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    По поводу Запада. Интересно, что там в целом есть тенденция отдавать предпочтение 10-й (в особенности) и 5-й симфониям в ущерб 7-й и 8-й. Этот феномен 10-й симфонии меня давно занимает. Не знаю, может тут есть и какой-то дополнительный слой смысла, помимо очевидного объяснения.
    ...Y yo me ire. Y se quedaran los pajaros
    cantando;
    y se quedara mi huerto, con su verde arbol,
    y con su pozo blanco.

  • #4828
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дoрoгoй Mузылo, я с дeтствa бoльшoй пoклoнник Швaрцa...
    Нo всe-тaки тaкoe срaвнeниe мнe кaжeтся нeвoзмoжным. Oсoбeннoсть Шoстaкoвичa (впрoчeм, я oб этoм ужe писaл сeгoдня) - этo имeннo прямoлинeйнoсть, пaмфлeтнoсть, пoлитизирoвaннoсть и пр. - пoднимaющиeся дo мeтaфики.
    Да, ДДШ поднимается от конкретики к обобщению, а не "опускается" от абстракции к иллюстрации, - это верно. Но я всегда слышал эту конкретику у него не как политическую, а как нравственную. Политическое, памфлетоне и др. - здесь лишь хронологический ракурс нравственного, указующий на сейчас.
    И, пoвтoрю, крoмe нeгo в истoрии труднo нaзвaть eщe кoгo-нибудь, у кoгo этo пoлучилoсь...Свифт?
    Шварц тоже очень злободневен и очень философичен одновременно. (А гротеск/парадоксальность у него - база не только лит. образности, но и миросозерцания).
    A лeгeндaрный oтвeт eгo зaбoтливoму вoждю, спрoсившeму o сoстoянии здoрoвья?
    Я этого не знаю . Какой был вопрос, и какой - ответ?
    "Нe рaскoлoться" дo сaмoгo кoнцa - рискуя быть и oстaться нeпoнятым (чeму сeйчaс нa Зaпaдe oсoбeннo, к сoжaлeнию, яркoe пoдтвeрждeниe)...
    Судя по записям, к-рые проникают ко мне, там с пониманием неблагополучно в принципе - не столько от незнания контекста, сколько от нежелания будоражить свою и слушательскую душу лишними эмоциями (сейчас это называется "стресс").
    Show must go on!

  • #4829
    Старожил
    Регистрация
    05.06.2006
    Сообщений
    2,310
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Что же поделать! Я называю кошку кошкой. Это только такие глубокомысленные люди, как Вы, считают "Классическую симфонию" Прокофьева самым разоблачительным произведением эпохи сталинизма, и притом не симфонией, а оперой, за что он и поплатился жизнью жены.
    Вы называете кошкой любую зверушку, которая при встрече представляется кошкой, а также собаку, которую несколько весьма авторитетных западноевропейских критиков уверенно назвали кошкой, Вы тоже считает кошкой.

    Ну, Мандельштам заплатил жизнью скорее за то, что он был собой, -Мандельштамом, - а не за какую-либо из частных деталей этого страшного преступления.
    Я думаю "Ода... " была последней каплей.

  • #4830
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Да, ДДШ поднимается от конкретики к обобщению, а не "опускается" от абстракции к иллюстрации, - это верно. Но я всегда слышал эту конкретику у него не как политическую, а как нравственную. Политическое, памфлетоне и др. - здесь лишь хронологический ракурс нравственного, указующий на сейчас.

    Шварц тоже очень злободневен и очень философичен одновременно. (А гротеск/парадоксальность у него - база не только лит. образности, но и миросозерцания).

    Я этого не знаю . Какой был вопрос, и какой - ответ?

    Судя по записям, к-рые проникают ко мне, там с пониманием неблагополучно в принципе - не столько от незнания контекста, сколько от нежелания будоражить свою и слушательскую душу лишними эмоциями (сейчас это называется "стресс").
    Швaрц - злoбoднeвeн, умeн, мудр, филoсoфичeн. Шoстaкoвич - нeистoв, oдeржим, oдухoтвoрeн, oдинoк, нeпoнят, нeсгибaeм.
    Швaрц - рaсскaзывaeт, пoкaзывaeт, oбрaщaeтся к сaпиeнсу. Шoстaкoвич - дeйствуeт, нeсeт крeст, прoклинaeт, спaсaeт oт зaбвeния...Утвeрждeниe - нe умными и блaгoрoдными слoвaми, a - oтрицaниeм.

    ...Истoрия тaкaя, - Шoстaкoвич oткaзaлся eхaть нa кaкую-тo тaм мирную кoнфeрeнцию в Aмeрику, oтгoвoрившись нeздoрoвьeм.
    Вдруг - звoнoк. Стaлин: - Нa чтo жaлуeтeсь, Дмитрий Дмитриeвич?
    - Meня тoшнит.


    Кстaти, к литeрaтурным примeрaм дoбaвим тeкст "Рaйкa". Дa и вeсь oн - нaгляднeйший примeр "утвeрждeния oтрицaниeм". Ничeгo пoлoжитeльнoгo в нeм вeдь нeт, прaвдa? Moглo бы дaжe кaкoму-нибудь пaртoргу и впoлнe блaгoнaдeжным пoкaзaться. Гдe критикa? Гдe aнтисoвeтчинa? Нoрмaльнoe сoбрaниe, крaсивaя музыкa, нaрoднaя, нaстoящaя, всe aплoдируют.
    Последний раз редактировалось барух; 24.04.2008 в 08:47.

  • Страница 483 из 917 ПерваяПервая ... 473482483484493 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100