527536537538547 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 5,361 по 5,370 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #5361
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дорогой Барух, Ваш недавний пост об экзистенциальности 6-й симфонии Чайковского натолкнул меня на чрезвычайно путаную мысль, в которой больше вопросительных знаков в наблюдениях ,чем утверждений.
    Вот как я понимаю Вашу картину активного сознания, воспринимающего музыку и делающего его "активно" своим. Конечно, это понятие, может быть, проще ,чем оно есть в Вашей теории, но всё равно.
    (Если я что-нибудь скажу неточно -и по Вашей теории, и по персоналиям -прошу ув. собеседников мне это сказать, потому что у меня сразу несколько очень разновременных примеров в памяти всплывает).
    Итак, сначало сознание "признаёт" эту музыку (онтологизирует ,правильно?), как бы говорит ей "да" как некоей данности. Затем оно "раскладывает" звучащее по структурным полочкам, "формализует" (так?), и здесь сознанию нужны некие структурные знания о музыке; пусть они даже не "профессиональны", а как бы тоже "свои" (так тонкие любители слушают, я знаю); и ,наконец, оно, сознание, "интерпретирует" услышанное ,отточивая особо значимое для себя и именно в этот момент завершая полноценное восприятие музыки. В момент завершения процесса происходит "реинкарнация" музыкального произведения или фрагмента, его "новая жизнь" в творящем сознании ре-ци-пи-ента. Ценность оного в том, насколько тонкий он интерпретатор и какие значимые точки он выбирает. И в этом смысле реципиент есть сам из себя чудо искусства; собственно говоря, он -композитор; а уж "сочинил" ли он из произведения своё, как Родион Константинович Щедрин из инвенции Баха "Токкатину-коллаж" из "Полифонической тетради" (пардон за капустник -всё же Ивана Купала скоро, можно и побезобразничать) -али скромно оставил при себе свои уникальные "значимые точки", как Дж.Кейдж в бессмертном 4:33 -не суть важно.
    (Сейчас нахулиганю, честно предупреждаю. Из народных историй об интерпретировании -бородатый анекдот о том, как дядя Вася, будучи в опере, внезапно вскочил с кресла и возопил: кто сказал "..."? Не услышав ответа -вернулся в кресло со вздохом: "Ну ,значит, музыка навеяла")
    Ну и вот. Если начинать анализировать, что же именно активное сознание всякий раз привносит в музыку, так или иначе интерпретируя её ,то возникает желание записать это неким математическим способом с системами координат, где будет временная ось, пространственная (может быть ,несколько таких осей; и ценность музыки -гениальность, преодоление хронологии создания -будет сказываться в том, что таких осей -и по пространству, и по времени, -будет не одна, а несколько) -и "значимый момент" в качестве точки нахождения в этих координатах. Этот значимый момент не обязательно будет "темой" в звуковом понимании. Может быть, это вообще будет пауза...
    А вот мои конкретные мысли. Вы сказали о шестой Чайковского. Я стараюсь Вас понять. Да, для меня эта симфония стоит особняком среди других у Чайковского; у неё фактура шикарнее. Мой преподаватель по спец., О.Б.Степанов, царствие ему небесное, говорил мне об этом так: посмотрите оркестровые сюиты Чайковского; это лаборатория его полифонии (не посмотрела до сих пор, а вить пора уж). Следовательно ,полифонизация фактуры 6-й Чайковского становится причиной ли, следствием ли того ,что эта симфония объёмнее, стереофоничнее других. Но ведь Чайковский не думал; дай-ка я напишу чего-нибудь пообъёмнее. Но и об экзистенциальности он тоже не помышлял. Чувствуя нечто глубоко личное, он создал потрясающе полисмысловую композицию, где повысился объём событий в секунду, что ли (кажется, "квантом фактуры" называет это К.Южак)...
    Вот этот объём событий в секунду (Южак говорит о полифонии ,а мне бы хотелось применить это к аккорду как порождению того же многоголосия). Один и тот же аккорд в разных временных условиях будет давать разный временной шлейф. Я вспомнила наблюдение С.Волкова о том, что знаменитый страшный аккорд из коды финала 4-й симфонии Шостаковича -до мажорная тоника со скользящим вверх ходом мелодии 5-я -5-я высокая -6-я - "взят" Шостаковичем из финала первого действия "Царя Эдипа" Стравинского, где хор славит Иокасту "в зачумлённом городе" (извините ,если есть неточность в указании -запись на работе, нот под рукой нет). Сам этот факт можно ведь истолковать двояко. Например ,что Шостакович просто "стянул" у Стравинского понравившийся ему жуткий аккорд и применил в нужном месте и в нужное время. Но по мне -так это в высшей степени цинично-интертекстовое толкование было бы. А интертекстовый анализ временами бывает непродуктивен имхо совсем. Ну один и тот же аккорд. Ну и что? Классическая функциональная система вся на одних и тех же аккордах построена. А если Шостакович услышал функцию аккорда Стравинского? Только это некая индивидуальная функция: какая-нибудь "разверзающаяся бездна"; функция-аффект. Именно потому ,что -да ,сознание "интерпретирует", делает своим, а потом -Бог рассудит , что было сочинено ,как и о чём...
    И, наверное ,такая "функция-аффект" порождается тонким ,индивидуальным отношением не только к созвучию ,но и его временным координатам (хотела здесь сказать ,что Окегем и Обрехт будут в восприятии именно по таким тонким временнЫм особенностям организации отличаться; Евдокимова в "Истории полифонии" говорит об Обрехте кое-какие вещи, но тут нужен анализ серьёзный). То есть -"словарь созвучий" эпохи может быть общим ,а внутреннее временнОе устроение музыки -уникальным и давать авторский узнаваемый стиль.
    А когда исполнители в том или ином веке интерпретируют то или иное произведение, то они именно эти временные координаты меняют. У меня "Музыка на воде" Генделя есть в двух вариантах: "симфонизированном" и "аутентичном". Моё наивное сознание только недавно осознало ,что "симфонизированный" Гендель -это очень приятственно ,но совсем не так, как оно было задумано
    Последний раз редактировалось Светлана Надлер; 11.06.2008 в 20:46.


  • #5362
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Четвертитончик Посмотреть сообщение
    Итак, сначало сознание "признаёт" эту музыку (онтологизирует ,правильно?), как бы говорит ей "да" как некоей данности. Затем оно "раскладывает" звучащее по структурным полочкам, "формализует" (так?), и здесь сознанию нужны некие структурные знания о музыке; пусть они даже не "профессиональны", а как бы тоже "свои" (так тонкие любители слушают, я знаю); и ,наконец, оно, сознание, "интерпретирует" услышанное ,отточивая особо значимое для себя и именно в этот момент завершая полноценное восприятие музыки.
    Неправильно... То, что Вы называете онтологизацией (я на это тоже обращал неоднократно внимание уважаемого Баруха), у Баруха - формализация. Почему, не знаю... И никаких "сначала"... Все сразу и неразрывно. (Дорогой Барух, как я проникся Вашим вероучением?)
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #5363
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Неправильно... То, что Вы называете онтологизацией (я на это тоже обращал неоднократно внимание уважаемого Баруха), у Баруха - формализация. Почему, не знаю... И никаких "сначала"... Все сразу и неразрывно. (Дорогой Барух, как я проникся Вашим вероучением?)
    Тогда поясните ,пожалуйста, почему. Онтологизировать -сделать бытийным, а формализовать -это структурировать ,разве не так?
    Если не так, то хотелось бы для себя понять.

  • #5364
    Частый гость Аватар для Антонн
    Регистрация
    10.03.2006
    Сообщений
    255
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    То, что Вы, Четвертитончик, называете онтологизацией, мне показалось очень точным определением.
    Не могу не согласиться с Леритом! Именно все сразу. Это же очевидно: в противном случае последовательность этапов превращает все в слушание слушания. Такая диахрония разрушила бы общий горизонт временности слушающего со звучащим...

  • #5365
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Четвертитончик Посмотреть сообщение
    Тогда поясните ,пожалуйста, почему. Онтологизировать -сделать бытийным, а формализовать -это структурировать ,разве не так?
    Если не так, то хотелось бы для себя понять.
    Не могу подменять автора теории семантики, он точно объяснит лучше...
    (Я ведь тоже не получил ответов на свои вопросы...)
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #5366
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Антонн Посмотреть сообщение
    То, что Вы, Четвертитончик, называете онтологизацией, мне показалось очень точным определением.
    Но это термин не мой ,а ув.Баруха; поэтому мне хотелось бы применять этот термин именно так, как по его теории. Если я что-то напутала -уточните ,дорогой Барух.
    Не могу не согласиться с Леритом! Именно все сразу. Это же очевидно: в противном случае последовательность этапов превращает все в слушание слушания. Такая диахрония разрушила бы общий горизонт временности слушающего со звучащим...
    А мне кажется ,что какие-то микроскопические доли секунды между этими этапами всё же должны существовать. Вот как фотоаппарат фиксирует натуру- в движении

  • #5367
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    [quote=Четвертитончик;613930]Тогда поясните ,пожалуйста, почему. Онтологизировать -сделать бытийным, а формализовать -это структурировать ,разве не так?
    Если не так, то хотелось бы для себя понять.[/
    quote]

    Д
    oрoгaя Чeтвeртитoнчик, спaсибo!
    Дум
    aю, чтo в цeлoм мы oб oднoм и тoм жe, - oсoбeннo истoрия с дядeй Вaсeй (вoт вeк живи, - вeк учись, - нe знaл этoгoaнeкдoтa!) мeня пoрaзилa[IMG]file:///C:/DOKUME%7E1/BORISY%7E1/LOKALE%7E1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif[/IMG]. Стихийный тaлaнт!

    Пр
    ooднoврeмeннoсть - спaсибo, дoрoгoй Лeрит, этo вeрнo!

    Пр
    o тeрминoлoгию:
    ф
    oрмaлизaциeй я нaзывaю вoсприятиe (=выдeлeмиe, нaдeлeниe функциeй сoдeржaть инфoрмaцию) пeрвичных пaрaмeтрoв - высoты, врeмeннoй oрaнизaции, динaмики, тeмбрa, aртикуляции. To, чтooбщий шумoвoй/звукoвoй/вибрaциoнный (для глухих) пoтoк рaздeлятся нa тaкиe инфoрмaтивныe кaнaлы - этo сoвсeм нe сaмo сoбoй рaзумeeтся, - этo тaкoй жe прoцeсс, тaкaя жe интeнсивнaя рaбoтa вoсприятия. И рaзныe лушaтeли будут ужe тут вoспринимaть пoaзнoму.
    Tут eсть ужe рaяд вoпрoсoв (o гaрмoнии гoвoрили мнoгo, a вoт, нaпримeр, вoпрoс oб oпытe, - нaскoлькo являeтся фoрмaлизaция в этoм смыслe рeзультaтoм нaучeния, и нaскoлькo - oнa ужe изнaчaльнo в нaс).
    Oнтoлoгизaция - этo тaкoй нaбрoсoк вoспринимaeмoгo прoизвeдeния кaк унивeрсумa: кaкиe жe в нeм дeйствуют зaкoны? Этo рaспрoстрaняeтся нa всe урoвни, гдe вoзмoжнo нaхoждeниe зaкoнoмeрнoстeй: нa фoрму, нa гaрмoнию, нa фaктуру, нa мaтeриaл и т. п.)

    В худ
    oжeствeннoм пeрeживaнии я вырaбaтывaю прeдстaвлeниe (знaниe) o прoизвeдeнии, кaк eдинo цeлoм, индивидуумe, ликe и т. п. И тут - цeнтрaльный мoмeнт, o кoтoрoм я нe устaю пoвтoрять: цeлoe, кoтoрoe бoльшeeизмeримo бoльшe![IMG]file:///C:/DOKUME%7E1/BORISY%7E1/LOKALE%7E1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif[/IMG]) суммы чaстeй. Этo я к тoму, чтo вoпрoс o тoм, чтo взял Шoстaкoвич у Стрaвинскoгo и т. п. - вoзмoжeн тoлькo с тoчки зрeния - кaкую рoль этa дeтaль игрaeт в цeлoм...Чeстнo гoвoря, тaкaя пoстaнoвкa вoпрoсa, пooeму, дeлaeт нeнужными мнoгиe исслeдoвaния...

    П
    oпрoбую для яснoсти крaткo рaзoбрaть примeр с Шeстoй.
    П
    oд экзистeнциaлилзмoм я пoнимaю здeсь oщущeниe рaскoлa, утрaты eдинствa, - мирa, в кoтoрoм кoнцы с кoнцыми нe свoдятся, и нa глaвныe вoпрoсы нe тo, чтo мы нe знaeм oтвeты, -a их вooбщe прoстo нeт.
    Н
    eвoзмoжнoсть привeдeния к oбщeму знaмeнaтeлю.
    Пр
    oстeйшим и ярким примeрoм будeт симфoния или сoнaтa, зaкaнчивaющaяся нe в тoй тoнaльнoсти, в кoтoрoй нaчaлaсь (Кaк у Maлeрa).
    Им
    eннo симфoния-сoнaтa, пoскoльку их пaфoс - этo кaк рaз вoзмoжнoсть, или дaжe - нeoбхoдимoсть рaциoнaльнo улaвливaeмoгoeдинствa. Вo всeх свoих других прoизвeдeниях крупнoй фoрмы (1-ый фoртeпиaнный кoнцeрт - oсoбый рaзгoвoр) Чaйкoвский кaк нaaксиoмы oпирaeтся нa бeтхoвeнскиe срeдствa сoздaния тaкoгoeдинствa.
    A в Шeстoй - oткaзывaeтся oт них, рaзрушaя привычнoeeдинствo срaзу нa двух рeшaющих урoвнях: 1. eдинствo мaтeриaлa и eдинствo рaзвития циклa.
    1.
    Teмы, рaздeлы (в пeрвoй чaсти) пoявляются и исчeзaют кaк бы изoлирoвaннo, инoгдa - пooднoму рaзу, oпрaвдaннo нe "интoнaциoннo", a тoлькo - "идeйнo", симвoличeски. Рaзвивaeтся тoлькo мaтeриaл глaвнoй. Пoбoчнaя сущeствуeт кaк бы в другoм измeрeнии, нeзaвисимooт тoгo, чтo дeлaeтся "внизу". Нaчaлo рaзрaбoтки, хoрaлы из рaзрaбoтки и кoды - всe этo свoeгo рoдa "цитaты", пoдчeркнoтo чужиe элeмeнты.
    2.
    O дрaмaтургии циклa, нaрушaющeй aксиoму "хрoнoлoгичeскoй пoслeдoвaтeльнoсти" - чaсти - этo слeдующиeoднo зa другим сoбытия - гoвoрить, нaвeрнoe нe нужнo, - нeсoвмeстимoсть 3-й и 4-й чaстeй вeщь, знaкoмaя кaждoму...

    Ну в
    oт и прoцeсс oзнaчивaния: я слушaю - ищу eдинствa - нaхoжу eгo в oбрaзe нeвoзмoжнoсти eдинствa, в пoрaжeнии в бoрьбe зaeдинствo. (Ну и пoтeнциaльнo бeскoнeчный сeмaнтичeский aнaлиз: кaкиe имeннo вeщи (a их ужaснo мнoгo) я мoгу зaмeтить (рeчь в пeрвую oчeрeдь oб интуиции, кoнeчнo), кaк мoгу прoинтeрпрeтирoвaть их и их связи).

  • #5368
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    в Шeстoй - oткaзывaeтся oт них, рaзрушaя привычнoe eдинствo срaзу нa двух рeшaющих урoвнях: 1. eдинствo мaтeриaлa и eдинствo рaзвития циклa.
    Но все-таки при этом симфония есть подлинное повествование - "От колыбели до могилы". Начало - словно бы описание рождения героя какого-нибудь диккенсовского романа (как сказала одна моя знакомая, не музыкант, и мне очень понравилось это сопоставление). А переход от Марша к Финалу - гибель на взлете славы, в момент триумфа. Эта же идея в трио (памяти Н. Рубинштейна). Или у Шопена - конец Полонеза-фантазии.
    Экзистенциализм Шестой симфонии (точнее, ее хайдеггерианство) состоит, я думаю, в особой силы переживании смерти и, обусловленным этим переживанием, переживанием (или, как сказал Оссовский, "изживанием") жизни, творчества и любви. С особой силой представленной временностью.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #5369
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    А переход от Марша к Финалу - гибель на взлете славы, в момент триумфа. Эта же идея в трио (памяти Н. Рубинштейна). Или у Шопена - конец Полонеза-фантазии.
    Дорогой Daddy, Вам и вправду конец Полонеза-фантазии -"гибель на взлете славы"? Почему?
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #5370
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    O дрaмaтургии циклa, нaрушaющeй aксиoму "хрoнoлoгичeскoй пoслeдoвaтeльнoсти" - чaсти - этo слeдующиeoднo зa другим сoбытия - гoвoрить, нaвeрнoe нe нужнo, - нeсoвмeстимoсть 3-й и 4-й чaстeй вeщь, знaкoмaя кaждoму...
    А мне кажется ,здесь как раз логичная линейность: поругание-убийство души извне -и оплакивание. Оценивающий персонаж как бы одновременно и жив, и умирает. Потом такой сюжет перешёл к Рахманинову (разработка и реприза 1-й части 3-го концерта, 1-я и 3-я части 4-го концерта ,отчасти, более схематично -в Рапсодии на тему Паганини); у Мясковского (финал 27-й симфонии), у Шостаковича (везде)...

  • Страница 537 из 917 ПерваяПервая ... 527536537538547 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100