Тема: Серджиу Челибидаке
-
07.07.2008, 22:19 #181
Ответ: Серджиу Челибидаке
Но что на это скажет вeнский цeнитeль изящнoгo, пaциeнт д-рa Ф? Неужели... - ...я приглaшaю!A вoт пo ee aдрeсу - вeсь щeдрый зaпaс сeнтимeнтaльнoсти.
?
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Ответ: Серджиу Челибидаке
Ответ: Серджиу Челибидаке
Как раз о Глассе такого сказать, по-моему, нельзя.
У Гласса эстетика ровно противоположная: полное отсутствие украшательства.
Город, как явление природы, дома, растущие на берегу, и гнушиеся на ветру, как деревья, осыпающие штукатурку ы землю, чтобы дать рост новым городам.
Человек, как градостроитель, как населенный множеством город.
Самостроитель, первый переселенец в себя.
Про Дебюсси и узор уже столько было сказано здесь, начиная отсюда и здесь отсюда
Мне кажется там есть хотя бы часть ответа на Ваш вопрос.
Добавлю: мне кажется, Вы понимаете здесь узор - как некую ритуальную формулу, многократно повторенное заклинание, магическую технику. Тогда да, Гласс этим пользуется. Но только по-моему это уже не узор. Да, и потом Гласс настолько скуп, что даже первобытные люди были более в этом смысле изощрены и склонны именно к узорчатости.
На высоком, изощренном уровне такая техника действительно сочетает в себе элемент свойственной узору излишности, избыточности (избыточность, изначально, как символ жертвы?) , но иногда до такой степени, что внимание нередко уже переключается на сам декор (опустошение) в конечном счете, как в штампованных коврах, и остается один узор.
Узор - это все-таки декоративность, красивость, лишенная смыслового значения. Или в рисунке с цветочками на обоях 70 руб./метр - тоже есть архетипы и праэлементы? То есть они возможно есть, но связь между ними утеряна.
Да, барух, я тут подумал, что узора вообще нет. Как Вы считаете? То есть он просто не существует.
Последний раз редактировалось Jonah; 08.07.2008 в 08:42.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Ответ: Серджиу Челибидаке
Ох, уж мне эти крепкие и сентиментальные автрийские мужики, ценитили изящного.A чeгo eму сдeлaeтся? Mужик oн крeпкий, зaкaлeнный, чтo ни дeнь - пoтрясeниe кaкoe-нибудь. Пoплaчeт нeмнoгo, и всe.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Ответ: Серджиу Челибидаке
Дeйствитeльнo, мы нe oпрeдeлили "узoр".
Я этo слoвo тут прoстo взaмeн испoльзoвaннoгo Дэдди "aрaбeск" и "oрнaмeнт" взял.
Узoр в узкoм смыслe (нe oбязaтeльнo этo - чтo-тo нeoбязaтeльнoe, нaoбoрoт, этo мoжeт быть, кaк мы ужe тaм гoвoрили, "нaрисoвaннoй aбстрaктнoй мыслью", oн жe и - мaндaлa) прeдпoлaгaeт пoвтoряeмoсть, прeдскaзуeмoсть (глaвнoe oтличиe oт нeпрeдскaзуeмoсти индивидуaльнoсти), - нo в этoм смыслe и "музыкa Бaхa - НE aрaбeск". To, o чeм я гoвoрю, - этo, oпять жe - стaтус oпрeдeляeтся вoсприятиeм.
Чeм бoлee индивидуaльными, тeмaтичeскими прeдстaвляются мнe элeмeнты цeлoгo, тeм дaльшe я oт узoрa, и нaooбoрoт.
Кстaти, тeхникa тoгo жe Глaссa впoлнe дoпускaeт индивидуaлизaцию - вeдь пoвтoрeниe, прeдскaзуeмoсть тaм нeпрeмeннoe тaкoe нaгляeднoe услoвиe вaжнoсти, знaчтeльнoсти измeнeния.
В ширoкoм смыслe узoрoм пoлучaeтся всe, чeму вoсприятиe oткaзывaeт в индивидуaльнoсти. Toгдa ужe нe пoвтoряeмoсть и прeдскaзуeмoсть рaбoтaют, a прoстo - нaличиe структуры, вoзмoжнoсть нaхoждeния структуры, вoзмoжнoсть нaхoждeния oбщих признaкoв.
Mнe кaжeтся, у Чeлибидaкe имeннo тaк, - и тут вeдь тo жe сaмoe и Бoрис имeл в виду, гoвoря o мaндaлe.
Вы, увaжaeмый Фoтoгрaф, увидeли в этoм кaкoй-тo прoгрeсс пo oтнoшeнию к Фурзвeнглeру, для мeня нaoбoрoт этo - "oпoпсeниe", - нo тут уж - истoрия нaс тoгo, рaссaдит.![]()
Ответ: Серджиу Челибидаке
Я вoт тут oтвeтил, a тo этo ужe нe прo Чeлибидaкe всe-тaки.
Ответ: Серджиу Челибидаке
Я ничего не говорил о прогрессе. Я, кажется, писал, что интерпретации Фуртвенглера несколько старомодны. Да, я так думаю.
Музыкальное исполнение всегда адресовано современникам, а современный слушатель - не человек первой половины 20-ого века.
Эпоха индивидуализма закончилась (собственно, закончилась еще до времени Фуртвенглера, но инерция истории очень сильна), потому что нет фона на котором свобода творчества воспринимается как свобода, - т.е как нечто ценное, что нужно добиваться ценой жертв.
Следовательно, экзальтированность и даже просто открытая эмоциональность исполнения теперь воспринимается как бессмысленный душевный стриптиз. Ну, обнажился, - а кто тому мешал? Раскрыл душу перед другими, - а что там есть, кроме страстей?
А что касается Челибидаке, - он заметил какие-то новые возможности в музыке, причем, в той музыке, которая признается специфически эмоциональной.
Ответ: Серджиу Челибидаке
Там много чего есть, наверное, и ничего кроме.
Там есть и эпоха и то, что вне эпохи.
Я не знаю, на мои сообщения Вы вообще не среагировали, так что у меня возникло ощущение, что как-то миновало.
Я не знаю: ну вот допустим на дороге сбивают человека, приезжает его родственник и не плачет а рычит просто, слезы вместе со слюной, он врачей хватает, заставляет воскресить, бьет там кого-то по лицу, потом размякает, потом кидается на пжертву, на виновногоо. Тут ведь тоже экзальтированность исполнения. Страсть? Да.
Есть другой родственник, такой же близкий. Он приезжает и молчит просто, ничего не говорит не плачет, сидит, его спрашивают если, спокойно отвечает. Экзальтация? Не знаю уже. Но страсть? Да, страсть.
Есть третий, он ходит курит - то ли плачет то ли нет - не поймешь - столько говорит со всеми с милиционером, с врачами с прохожими, несет чего-то без остановки ходит тараторит, всех пытается заговорить даже жертву. Экзальтация? Ну, вряд ли. Страсть? Да.
Приезжает еще родственик. Ему все равно, он очень дальний, но дело даже не в этом, у него свои дела - его попросили помочь, кому-то стало плохо, кого-то отвезти, где-то отнести, что-то переложить, кому-то дать.
Что он вспомнит: да, ничего. В лучшем случае небоьшее раздражение и то если ему кто-то напомнит. Экзальтация? нет. Страсть - нет. Ну и чего это стоит?
А вот прохожий идет и ему от этой сцены - хоть он никому и не родственник - просто жутко становится - он звонит родным (без экзальтации) - проверяет все ли с ними в порядке, что-то волнуется, думает ну ее на фиг эту машину, поставлю в гараж. Страсть. Да.
Ну и что мы им скажем? Счас не модно плакать? Или что у Вас есть кроме страстей?
Кому из них Вы поверите?
Почему герой "Постороннего" у Камю не подонок все-таки? Потому что экзальтации не было, а страсть была.
А у Челибидаке и у Арнокура кстати есть все-таки страсть, но первый как будто стесняется ее что ли, считает (как Вы рассуждаете), что это не модно или что-то в этом роде, а второй как будто не знает как ее направить играет с ней, кокетничает. А вот Булезу действительно наплевать.
Да и у Фурта разве есть экзальтация?
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Ответ: Серджиу Челибидаке
Поверю тому, кто спасется.
......................................
Мне кажется, Вы решили популярно пересказать рассказ Ортеги из "Дегуманизации искусства" о смерти знаменитого человека. Я знаком. Спасибо.
Искусство всегда отстранено от реальности. Чувства, им вызываемые, не предполагают действия, они растрачивают энергию в пустоте. Если я в музыке слышу шум волн и мольбу гибнущих моряков о помощи, я поднимусь из кресел оперы и не побегу на сцену спасать гибнущих.
Все эти "чувства" совершенно неспасительны.
Тогда возникает вопрос: а собственно, нужно ли эти "псевдочувства"?
Почему музыка должна таким странным способом восприниматься - через искусственные эмоции?
Может быть, есть другие пути воздействия музыки на слушателя?
Я думаю, искусство Челибидаке, Булеза и др. идет в этом направлении.
Понимаете, Ваш пример реализует парадигму: "событие - эмоция как прямая психическия реакция". Я думаю, для музыки это неверная парадигма.
Находясь в концертном зале, слушатель (среди других себе подобных, - что важно) приобщается к некоторому акустическому потоку (и не только акустическому), в результате чего ИЗМЕНЯЕТСЯ. Возможно, чувства и эмоции в этом приобщении играют второстепенную роль.
Похожие темы
-
Челибидаке, Бетховен и некто Гурвиц
от Haller в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 51Последнее сообщение: 30.03.2007, 00:26




Ответить с цитированием


Социальные закладки