Результаты опроса: (Рекомендуется прочитать тему) К какому виду муз. восприятия вы бы отнесли свое?

Голосовавшие
5. Вы ещё не голосовали в этом опросе
  • Экстрамузыкальное

    0 0%
  • Интрамузыкальное

    5 100.00%
Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 17

Тема: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

              
  1. #1
    Постоянный участник Аватар для Goryashii Sneg
    Регистрация
    05.06.2008
    Сообщений
    634
    Записей в дневнике
    3

    Post Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    В музыкальной психологии существуют такие понятия, как интрамузыкальное и экстрамузыкальное восприятие.
    "Интрамузыкальная стратегия музыкального восприятия нацелена на постижение музыкальных закономерностей во всей их целостности, а экстрамузыкальная опирается на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения.
    Для композитора основную ценность составляет художественная ценность музыки, ее высотно-ритмические отношения без привнесения внемузыкальных ассоциаций, что характеризует интрамузыкальную направленность восприятия. Исполнитель, (...) привлекает некоторое количество ассоциаций (...). Наконец, слушатель (исключая моменты, при которых слушателем может выступать и композитор и исполнитель) художественную организацию воспринимает (...) более или менее смутно и пользуется широким кругом немузыкальных ассоциаций"(с) (Основы музыкальной психологии, Е.Н.Федорович, Е.В.Тихонова).
    Сам я постоянно с этим сталкиваюсь, как человек, который сочиняет. Часто когда спрашивают (о непрограммной) музыке: "а что ты представлял, видел, в момент сочинения" - я впадаю в ступор. Ну как объяснить (особенно, далеким от музыки людям), что мыслил музыкой?

    Интересно, а что скажут другие композиторы, исполнители, и непрофессиональные музыканты?
    "All is an interminable chain of longing" (R.Frost).

  • #2
    Новичок Аватар для vladimorl
    Регистрация
    23.08.2008
    Адрес
    Саратов
    Возраст
    39
    Сообщений
    41
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Полностью с Вами согласен! Я думаю, может и не стоит ничего объяснять. На самый крайний случай можно что-нибудь на ходу придумать. Вот только запомнить будет непросто.

  • #3
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Goryashii Sneg Посмотреть сообщение
    В музыкальной психологии существуют такие понятия, как интрамузыкальное и экстрамузыкальное восприятие.
    "Интрамузыкальная стратегия музыкального восприятия нацелена на постижение музыкальных закономерностей во всей их целостности, а экстрамузыкальная опирается на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения.
    Для композитора основную ценность составляет художественная ценность музыки, ее высотно-ритмические отношения без привнесения внемузыкальных ассоциаций, что характеризует интрамузыкальную направленность восприятия. Исполнитель, (...) привлекает некоторое количество ассоциаций (...). Наконец, слушатель (исключая моменты, при которых слушателем может выступать и композитор и исполнитель) художественную организацию воспринимает (...) более или менее смутно и пользуется широким кругом немузыкальных ассоциаций"(с) (Основы музыкальной психологии, Е.Н.Федорович, Е.В.Тихонова).
    Сам я постоянно с этим сталкиваюсь, как человек, который сочиняет. Часто когда спрашивают (о непрограммной) музыке: "а что ты представлял, видел, в момент сочинения" - я впадаю в ступор. Ну как объяснить (особенно, далеким от музыки людям), что мыслил музыкой?

    Интересно, а что скажут другие композиторы, исполнители, и непрофессиональные музыканты?
    1) Прежде всего хочется сказать, что эта схема (как и любая схема) упрощена. Такие термины могут быть верными, но пояснение их Федоровичем и Тихоновой, жесткое их разграничение ("или то, или это") делают их наивными.

    2) Мера и качество ассоциаций - дело сугубо личное, интимное, "даже при наличии здорового коллектива" , - зависящее только лишь от данной конкретной души. Это положение едино, мне кажется, и для композитора, и для исполнителя, и для слушателя. Я знаю массу свидетельств важности экстрамузыкальных ассоциаций для композитора (военная хроника для Симфонии в трех движениях Стравинского - уж казалось бы, интрамузыкальнейшего из композиторов ; Остров Мертвых Рахманинова и все прочие многочисленные живописно-литературно-пейзажные программные опусы, созданные "под впечатлением"...).
    С другой стороны, если исполнитель будет "играть про это", а слушатель "слушать про это", - восприятие будет неизбежно однобоким и упрощенным. Ассоциация не = стабильному "сюжету", она гибка, мобильна и независима.

    3) Интрамузыкальное и экстрамузыкальное восприятие неразделимы. Они обзначены разными терминами только для обозначения полюсов, для удобства схематизации. Баланс этих полюсов в каждом отдельном случае будет разным, но все же всегда необходимо будут присутствовать оба полюса.
    Show must go on!

  • #4
    Постоянный участник Аватар для Goryashii Sneg
    Регистрация
    05.06.2008
    Сообщений
    634
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    1) Прежде всего хочется сказать, что эта схема (как и любая схема) упрощена. Такие термины могут быть верными, но пояснение их Федоровичем и Тихоновой, жесткое их разграничение ("или то, или это") делают их наивными.
    По-моему они и не пытаются четко разграничивать, а просто обозначают, как вы выразились, полюса, между которыми и качается маятник. При этом они указывают, что тем более свойственно - то, другим - это. Надо понимать некоторые особенности психологии, да и любой другой науки. Точно так же не существует "чистых" экстравертов и интравертов, сангвиников и холериков и т.д. Это - некие идеальные схемы. Не надо думать при этом, что психологи дураки и ничего не понимают. Проблема понимания музыкантами идеальных схем в науке встречается здесь крайне часто.
    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    2) Мера и качество ассоциаций - дело сугубо личное, интимное, "даже при наличии здорового коллектива" , - зависящее только лишь от данной конкретной души. Это положение едино, мне кажется, и для композитора, и для исполнителя, и для слушателя. Я знаю массу свидетельств важности экстрамузыкальных ассоциаций для композитора (военная хроника для Симфонии в трех движениях Стравинского - уж казалось бы, интрамузыкальнейшего из композиторов ; Остров Мертвых Рахманинова и все прочие многочисленные живописно-литературно-пейзажные программные опусы, созданные "под впечатлением"...).
    Данные примеры не в счет. Программные произведения намеренно используют ассоциации. В своем примере я написал: "когда спрашивают о непрограммной музыке". Именно о ней и речь в данной теме.
    "All is an interminable chain of longing" (R.Frost).

  • #5
    Частый гость Аватар для Элегия
    Регистрация
    17.03.2008
    Адрес
    Архангельск - столица Севера
    Возраст
    35
    Сообщений
    234
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    У музыканта безусловно должно быть и то и другое.
    Если исключить первое - пропадет профессионализм, потеряется мотивация деятельности, а если второе - не будет важнейшей для творческого человека индивидуальности восприятия мира и абстрактности мышления.

  • #6
    Постоянный участник Аватар для Goryashii Sneg
    Регистрация
    05.06.2008
    Сообщений
    634
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Элегия Посмотреть сообщение
    У музыканта безусловно должно быть и то и другое.
    Если исключить первое - пропадет профессионализм, потеряется мотивация деятельности, а если второе - не будет важнейшей для творческого человека индивидуальности восприятия мира и абстрактности мышления.
    А для какого именно музыканта? Все же больше для композитора или исполнителя?
    "All is an interminable chain of longing" (R.Frost).

  • #7
    Постоянный участник Аватар для Nata_SPb
    Регистрация
    31.01.2008
    Сообщений
    746
    Записей в дневнике
    13

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Психологи, конечно, не дураки. Но как делатели науки работают с упрощенной картинкой, в пределах которой удобно строить теории. Про себя, как слушателя, могу сказать, что слышу то "интра-", то "экстрамузыкально". Все зависит от... не знаю чего. Может, от фокуса восприятия. Сложно голосовать при такой упрощенной постановке вопроса.

  • #8
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Goryashii Sneg Посмотреть сообщение
    По-моему они и не пытаются четко разграничивать, а просто обозначают, как вы выразились, полюса, между которыми и качается маятник. При этом они указывают, что тем более свойственно - то, другим - это. Надо понимать некоторые особенности психологии, да и любой другой науки. Точно так же не существует "чистых" экстравертов и интравертов, сангвиников и холериков и т.д. Это - некие идеальные схемы. Не надо думать при этом, что психологи дураки и ничего не понимают. Проблема понимания музыкантами идеальных схем в науке встречается здесь крайне часто.
    Говоря об упрощении, я имел в виду Ваш опрос: "или интра-, или экстра". Его бы сформулировать так: "какой тип восприятия у Вас преобладает?"

    ...А так же - вот это:

    "Для композитора основную ценность составляет художественная ценность музыки, ее высотно-ритмические отношения без привнесения внемузыкальных ассоциаций..."

    - Художественная ценность музыки - понятие комплексное, никак не сводимое к "интрамузыкальному". "Интра-" тем и художественно-ценно, что в нем есть некий потенциал "экстра-".
    - Будь здесь обычный оборот "как правило" - картина бы хоть как-то изменилась...

    ...и это:

    "Наконец, слушатель (исключая моменты, при которых слушателем может выступать и композитор и исполнитель) художественную организацию воспринимает (...) более или менее смутно и пользуется широким кругом немузыкальных ассоциаций".

    Слушающий исполнитель, слушающий и играющий композитор превращаются соответственно в слушателя и исполнителя. Композиторство и исполнительство, конечно, накладывает отпечаток на то и другое (более аналитически-подробное слушание, более итнонационно-конкретное исполнение своих сочинений), но не определяет ситуации.
    Данные примеры не в счет. Программные произведения намеренно используют ассоциации. В своем примере я написал: "когда спрашивают о непрограммной музыке". Именно о ней и речь в данной теме.
    Ну-у... вот как раз Симфония в трех движениях, к-рую я упомянул, непрограммна . Можно вспомнить Сонату-фантазию Скрябина, вдохновленную образами моря, бетховенскую "тему судьбы" и т.п.
    Show must go on!

  • #9
    Постоянный участник Аватар для Goryashii Sneg
    Регистрация
    05.06.2008
    Сообщений
    634
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Говоря об упрощении, я имел в виду Ваш опрос: "или интра-, или экстра". Его бы сформулировать так: "какой тип восприятия у Вас преобладает?".
    В целом согласен, но вопрос уже править, насколько я понимаю, поздно.
    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение

    ...А так же - вот это:
    "Для композитора основную ценность составляет художественная ценность музыки, ее высотно-ритмические отношения без привнесения внемузыкальных ассоциаций..."

    - Художественная ценность музыки - понятие комплексное, никак не сводимое к "интрамузыкальному". "Интра-" тем и художественно-ценно, что в нем есть некий потенциал "экстра-".
    - Будь здесь обычный оборот "как правило" - картина бы хоть как-то изменилась...
    Но они же говорят, что "основную". По-моему прекрасно выразились, лучше, чем "как правило".

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    ...и это:

    "Наконец, слушатель (исключая моменты, при которых слушателем может выступать и композитор и исполнитель) художественную организацию воспринимает (...) более или менее смутно и пользуется широким кругом немузыкальных ассоциаций".

    Слушающий исполнитель, слушающий и играющий композитор превращаются соответственно в слушателя и исполнителя. Композиторство и исполнительство, конечно, накладывает отпечаток на то и другое (более аналитически-подробное слушание, более итнонационно-конкретное исполнение своих сочинений), но не определяет ситуации.
    композитор, исполнитель , имеется ввиду, данной конкретной вещи, что определяет ситуацию.
    "All is an interminable chain of longing" (R.Frost).

  • #10
    Частый гость Аватар для Элегия
    Регистрация
    17.03.2008
    Адрес
    Архангельск - столица Севера
    Возраст
    35
    Сообщений
    234
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: Интра-, Экстрамузыкальное восприятие?

    Цитата Сообщение от Goryashii Sneg Посмотреть сообщение
    А для какого именно музыканта? Все же больше для композитора или исполнителя?
    Это касается музыкантов всех специальностей.
    В том числе и музыковедов.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Эстетическое восприятие. Мифы и реальность.
      от hobby в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 50
      Последнее сообщение: 26.11.2011, 09:19
    2. Правильное восприятие
      от Mikro4ka в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 07.10.2010, 03:29
    3. Восприятие джаза
      от ВЭЛ в разделе Джаз
      Ответов: 100
      Последнее сообщение: 11.07.2007, 17:03
    4. Восприятие и новый нонконформизм.
      от Kleon в разделе Беседка
      Ответов: 27
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 21:50
    5. Восприятие изменений темпа
      от Eugene в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 20.07.2005, 09:49

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100