То есть по-Вашему - сначала набраться опыта переигранных рук,а затем на нем учиться?
Вспоминаются К. Чапек "Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям":
....
6. Imago (здесь: подмена - лат.) заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.
"- Гуща лучше!
- Боб вернее!" (с)
(это я про спор ув. коллег о том, нужно ли играть "всем телом" ).
Пианист играет пальцами. Но пальцы откуда-то растут, нет? И то, откуда они растут, должно как-то им помогать в их нелегком деле?
Как минимум - для того, чтобы перевозить вагонетку с работниками-пальцами из 1й октавы в 5ю и обратно?
А как максимум? (патологии во внимание не берем, говорим только о мастерской игре) М.б., существует наиболее удобный способ такой перевозки? А м.б., существуют и способы, облегчающие работу пальцев без отрыва от перевозки?
Адресую свой пост ув. Цвета льна, а также ув. Rapidkeys (по его просьбе - ознакомиться с теорией Мазеля и высказать свое мнение).
В вопросе "что делать, если завтра концерт, а руки переиграны и играть не хотят" - присоединяюсь к абсолютному большинству: не играть на концерте. Это - единственно возможный выход, других не существует.
Теперь - более существенные вопросы: "почему у меня болят руки?" и "что делать дальше?" Иначе говоря - исконнорусские проклятые: кто виноват? и что делать?
Проклятый вопрос №1: если вынести за скобки возможные нейро-физические патологии, как-то: ущемление нерва, недоразвитость костей или мышц рук и т.д. (всякое бывает), то - ответ один: виноваты Вы сами. И (очень возможно) Ваш педагог.
Единственная причина всех пианистических профзаболеваний, не связанных с врожденными патологиями - лишнее напряжение во время игры.
Какое напряжение считать лишним? - Такое, к-рое не имеет своей непосредственной целью изменение художественного качества звука.
Почему появляется лишнее напряжение? - По одной-единственной причине: это - дисбаланс между слуховым и двигательным компонентами.
Что за зверь этот дисбаланс? - Это подсознательное (а порой также и осознанное) ощущение несоответствия своих движений своему же музыкально-интонационному эталону: "не играется так, как слышится". Проще говоря - когда музыкант не знает (точнее - не чувствует, хотя чувство здесь появляется на основе знания), какое движение какой звуковой результат влечет за собой. В итоге его физические действия непродуктивны, нецеселообразны, случайны.
Почему дисбаланс рождает лишнее напряжение? - Потому что пианист чувствует несоответствие движения требуемому звуку и старается привычным путем (телесным напряжением, "старательностью") компенсировать это несоответствие. Либо - чувствует эмоциональное напряжение в музыке, опять-таки не зная (не чувствуя), как его адекватно воплотить в звуке, - и начинает "изображать"-напрягаться. (Особенно распространено у эмоциональных натур).
Здесь коварно срабатывает житейский рефлекс: что нужно сделать, когда "не получается"? - поднапрячься, и все получится .
В итоге такой ложной компенсации у пианиста напряжено гораздо больше мышц, чем это требуется для звука. Постоянное напряжение приводит к болям, а длительное - к физическим изменениям в мышечной ткани (бррр!).
Часто также срабатывает механизм подмены исполнительского восприятия слушательским. Разница между первым и вторым = разнице между говорящим и слушающим человеком. У первого смысловая инициатива опережает воплощение, у второго - наоборот: воспринимается уже воплощенная информация. Порой бывает, что играющий пианист представляет собой слушателя, "балдеющего" от музыки, звучащей внутри себя (интонационный эталон); руки, бегающие по клавиатуре, прилагаются при этом как бесплатное приложение. Естественно, такая ситуация рождает дисбаланс слухового/двигательного: поведение такого пианиста является, по сути, танцем под музыку (+ печальная необходимость нажимать клавиши).
Здесь срабатывает закономерность: чем яснее пианист слышит свой интонационный эталон ("внутренний слух"), чем сильней его переживает, - тем больше у него шансов на адекватное и удобное его воплощение. Природа подскажет. И наоборот: чем более расплывчаты намерения пианиста, чем невнятнее слуховые представления - тем больше пианист дезориентирует собственные несчастные руки, не знающие, какие команды им выполнять, и начинающие потому с тупой старательностью копать грядки...
Проклятый вопрос №2 (что делать?) рассмотрю позже: убегаю на работу.
Последний раз редактировалось Muzylo; 02.10.2008 в 22:05.
Причина: очепяток - как блох...
Почему дисбаланс рождает лишнее напряжение? - Потому что пианист чувствует несоответствие движения требуемому звуку и старается привычным путем (телесным напряжением, "старательностью") компенсировать это несоответствие. Либо - чувствует эмоциональное напряжение в музыке, опять-таки не зная (не чувствуя), как его адекватно воплотить в звуке, - и начинает "изображать"-напрягаться. (Особенно распространено у эмоциональных натур).
...Часто также срабатывает механизм подмены исполнительского восприятия слушательским. Разница между первым и вторым = разнице между говорящим и слушающим человеком. У первого смысловая инициатива опережает воплощение, у второго - наоборот: воспринимается уже воплощенная информация. Порой бывает, что играющий пианист представляет собой слушателя, "балдеющего" от музыки, звучащей внутри себя (интонационный эталон);
Такое приходилось наблюдать у профессионалов невысокого полета, учащихся и любителей. Человек за выразительность игры принимает собственные переживания. Иногда "пересаливает лицом", иногда мотает свободными конечностями в такт, а порой - очень потешно кривляется всем телом, даже пришептывает-приохивает. А играет при этом боле чем посредственно.
В какой-то старой энциклопедии (возможно, первом издании БСЭ) я видела картинку, иллюстрирующую, какие мышцы задействованы при выполнении довольно несложного движения (типа поднимания предплечья или удержания небольшого груза). Так все тело нарисованного человечка было в красных отметинках.
1) не есть 2); однако 1) не может существовать без 2).
Верно. Однако 2) без 1) - сколько угодно. И во всех областях самовыражения. Можно в уме рисовать себе сказочные картины и не уметь держать карандаш. Сочинять мысленно целые романы, а вслух - только бекать и мекать. В мечтах озвучивать фантастической красоты концерты и извлекать из инструмента невыразительные звуки.
Верно. Однако 2) без 1) - сколько угодно. И во всех областях самовыражения. Можно в уме рисовать себе сказочные картины и не уметь держать карандаш. Сочинять мысленно целые романы, а вслух - только бекать и мекать. В мечтах озвучивать фантастической красоты концерты и извлекать из инструмента невыразительные звуки.
Гениальные слушатели нам тоже нужны!
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Если ещё для кого-то актуален вопрос о переигранных руках,то отвечаю.Очень помогает
хлорэтил,им замараживают на время мышцы и сухожилия и человек не чувствует боли несколько часов,это,как бы отвлекающая форма помощи.
Ещё помогает пойти к гомеопату,и получить мазь,раньше была мазь "РУС",но может быть теперь,что-то новое.Помогает,но тоже временно,
одно помогает точно-это время!И меньше играть и больше покоя.
А ЛУЧШЕ-Н И К О Г Д А Р У К И Н Е
П Е Р Е И Г Р О В А Т Ь!!!
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки