Фестиваль новой камерной музыки «Другое пространство»
Московская государственная академическая филармония
16-18 марта 2009 года
Трюм Мейерхольда Камерный зал Московской филармонии
Фестиваль новой камерной музыки
ЗАЧЕМ
Зачем создается новый фестиваль?
Фестиваль создается для продвижения новой музыки, поддержки молодых авторов и исполнителей, пропагандирующих современное искусство.
ПОЧЕМУ Почему мы назвали фестиваль «Другое пространство»
Сценическое пространство может как созидать, так и разрушать концертное действо. Как нет изобразительного искусства, которое выставлялось бы в любом пространстве, так нет и музыки, которая одинаково звучала бы в любых залах. В правильно выбранном пространстве произведение искусства не только может по-другому раскрыться, но порой и заново родиться. Фестиваль «Другое пространство» может стать открытием многих произведений современной музыки, которые создавались в расчете на такие пространства.
Мы считаем необходимым в отношении современной музыки изменить саму форму ее подачи, создать для нее новое пространство. Восприятие современного искусства слушателем существенно отличается от восприятия им классического искусства и требует другой концентрации внимания, более тесного контакта с исполнителем. Поэтому необходимо такое пространство, которое не добавляет разрыва между слушателем и исполнителем, а создает поле, где идет прямой сигнал от исполнителя к слушателю.
Что включает в себя другое пространство? – Отличающиеся от академических атмосферу в зале и оформление сцены, режиссуру концертов и формирование программ, имидж артистов и условия для публики. И, самое главное, иные взаимосвязи между автором, исполнителем и публикой.
ЧТО Что принципиально нового будет на фестивале?
Идея фестиваля – попытаться преодолеть разобщенность трех звеньев, необходимых составляющих любого концерта: композитор-исполнитель-слушатель. Создать единое пространство для встречи автора, исполнителя и слушателя, языком общения которых станет современная российская музыка.
Выпускники консерваторий, воспитанные на музыкальной классике, не всегда представляют себе ситуацию в современной музыке, порой не знают, как правильно играть современную музыку, требующую специальных навыков и выработанной культуры исполнения. А слушатель имеет возможность ознакомиться лишь с музыкой тех авторов, кто сумел пробиться на эстраду или достучаться до исполнителей (зачастую эта музыка, преподносимая как современная, создана уже несколько десятилетий назад). В этой ситуации слушатель не имеет выбора и становится заложником существующих тенденций.
В проекте «Другое пространство» композитор и исполнитель имеют возможность встретиться лицом к лицу и выступить в одной связке, а слушатель – участвовать в дискуссии и обсуждении проблем современной музыки.
КАК Как будет проходить фестиваль?
Для проведения фестиваля мы выбрали два формата: привычный вечерний концерт, с заранее определенной программой и исполнителями, и альтернативную форму – дневные концерты в режиме нон-стоп, где наряду с исполнением музыкальных произведений, организуется интерактивное общение. Звучание музыки будет чередоваться с круглыми столами, встречей с авторами и музыкантами, кофе-паузами и т.д.
ГДЕ
Фестиваль пройдет в Камерном зале Московской филармонии (вечерние концерты) и помещении «Трюма Мейерхольда» – бывшего двухярусного буфета в фойе КЗЧ (дневные концерты).
Сценическое пространство КЗЧ имеет не только уникальный архитектурный облик, но и неоднозначную, сложную историю. Это сооружение пережило три эпохи (модерн, конструктивизм, сталинский неоклассицизм) и подверглось многочисленным строительным реконструкциям и перепланировкам. Тем обликом зала, который мы сейчас имеем, мы обязаны, прежде всего, великому театральному реформатору Всеволоду Мейерхольду.
Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и перенос игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, возможность кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Это также возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимым в наши дни.
Главной же задачей режиссера было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Где и как будет осуществлен контакт между зрителем и актером? Где находится, как формируется пространство этого контакта? Идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается не только прекрасное видение сцены со всех сторон, но и социальная равнозначность мест. Эти условия отчасти были сохранены в Концертном зале Чайковского, имеющего форму эллипсиса.
Вопросы, волновавшие Мейерхольда, не потеряли своей актуальности и сегодня. И хотя небезызвестные исторические события конца 1930-х гг. подвели черту всем творческим замыслам Мейерхольда, а здание было отдано на доработку и достройку другим архитекторам, современное помещение КЗЧ сохранило идеи новаторского театра Мейерхольда и во многом не исчерпало своего потенциала.
В помещении КЗЧ сохранилось еще одно намеченное Мейерхольдом пространство – это так называемый трюм для монтирования механизмов раздвижной сцены. Ныне здесь располагается двухярусный буфет. По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (М.Бахрин и С.Вахтангов) успели к 1933 году построить основной костяк здания. Не были проработаны только отделка и фасад, и архитектор Дмитрий Чечулин, возглавивший работу по переделке здания мейерхольдовского театра в КЗЧ, в целом сохранил прежнюю планировку.
Удивительно, что в результате доработки трюм превратился в помещение потрясающей красоты. Сцена-круг обрамлена рядом зрительских мест, разделенных от сцены колоннами, эта же планировка повторяется верхним ярусом. Уникальна и акустика помещения: звук, отражаясь от стен, устремляется вверх, как бы к куполу, а в самом центре сцены звучание голоса слышится как будто через микрофон…
Мы считаем, что данная сцена станет тем пространством, которое идеально отвечает условиям исполнения современной музыки и коммуникации между исполнителями и зрителями. Именно здесь может реализоваться идея фестиваля о воссоединении трех звеньев – композитор-исполнитель-слушатель, благодаря которым рождается музыка.
КОГДА
Фестиваль пройдет с 16 по 18 марта 2009 года.
КУДА Перспективы и итоги
Три наиболее ярких исполнительских состава будут включены в филармонический абонемент будущего сезона. Лучший по итогам зрительского и профессионального голосования композитор получит заказ на написание нового произведения для следующего фестиваля.
***
ВНИМАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И КОМПОЗИТОРОВ!
Приглашаем вас принять участие в новом фестивале современной музыки «Другое пространство», организованном Московской филармонией.
«ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО» - это:
- единое пространство для встречи автора, исполнителя и слушателя;
- новый концертный формат;
- новые творческие перспективы.
На фестивале «Другое пространство» вы можете:
- заявить о себе и выступить на новой престижной сцене;
- привлечь внимание профессионального сообщества и публики;
- участвовать в будущей концертной жизни Московской филармонии;
- познакомиться с новинками современной музыки и расширить свой репертуар;
- приобрести новые контакты с исполнителями, композиторами и продюсерами;
- обсудить проблемы современной музыки.
Московская филармония обеспечивает участникам полную информационную поддержку, анонсируя фестиваль в СМИ, Интернете, в выпускаемой рекламной и печатной продукции.
на участие с указанием программы и исполнителей присылайте по адресу paiberdin@mail.ru.
Скачать
Фестиваль пройдет с 16 по 18 марта 2009 г. в Камерном зале Московской филармонии и новом зале «Трюм Мейерхольда», расположенном в помещении Концертного зала им. П.И.Чайковского.
Срок подачи заявки – до 1 февраля 2009 г.
Подробности на сайте .
Последний раз редактировалось composer; 23.10.2008 в 12:02.
Ответ: Фестиваль современной камерной музыки «Другое пространство»
Что бы кому хотелось услышать на фестивале? Уникальность в том, что мы именно сейчас формируем программы фестиваля. Каждый может повлиять сейчас на то, что будет звучать на фестивале.
В ближайшее время опубликую исполнителей и их программы, которые уже заявлены на фестиваль.
Ждем предложений как от исполнителей, так и от композиторов.
Приветсвуется неординарная форма подачи музыки - сама форма концерта.
Ответ: Фестиваль современной камерной музыки «Другое пространство»
Дорогие меломаны!
С 16 по 18 марта в Камерном зале Московской филармонии
и Трюме Мейерхольда состоится . Фестиваль создан для продвижения новой музыки, поддержки молодых композиторов и исполнителей.
И уже сегодня Вы можете приобрести 2 абонемента на этот проект:
в Камерный зал Московский филармонии () и Трюм Мейерхольда (). Для Вас мы приготовили новогоднийподарок: до 1 февраля при покупке абонемента в Камерный зал, абонемент в Трюм Мейерхольда Вы получаете бесплатно!
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
04.11.2025, 21:59
Социальные закладки