Результаты опроса: Какую(-е) симфонию(-и) Вы предпочитаете
- Голосовавшие
- 329. Вы ещё не голосовали в этом опросе
Тема: Симфонии Густава Малера
-
11.01.2009, 20:00 #231Новичок
- Регистрация
- 30.09.2008
- Адрес
- дома
- Сообщений
- 2
Re: Симфонии Густава Малера
Господа! Имею возможность приобресть комплект Малера (симфонии 1-10) с Теннштедтом (ЭМИ) и Кубеликом (ДГ), но средств хватает лишь на один из них. Какой предпочтительнее? Что касается искусства дирижеров, то вообще в музыке мне ближе манера Клемперера (не всегда, конечно). Спасибо.
P.S. В опросе поставил галочку против 2-й симфонии.
Re: Симфонии Густава Малера
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Re: Симфонии Густава Малера
Если интересует 2ая - то обратите внимание на Mahler: Symphony No. 2 in C minor "Resurrection" Lisa Milne Birgit Remmert Hungarian Radio Choir Budapest Festival Orchestra Ivan Fischer Channel Classics CCS SA 23506 (2 discs). Диск, что называется made waves.
Награды:
Gramophone Editors Choice
Gramophone Editors Choice of the year award
Diapason d’Or
ClassicsToday France 10/10
Classics Today USA 10/10
Caecilia award for best recording 2006 (Belgium)
Classic FM ‘Orchestral Disc of the month’
Re: Симфонии Густава Малера
Я считаю лучшим и самым безупречным человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается, и воздерживается от ошибок так, словно никому не прощает.(Плиний Младший)
Re: Симфонии Густава Малера
Вот статья, если интересно:
Публике предстояло серьезное психологическое испытание.Шестая Малера у Спивакова: 80 минут трагедии.
24.04.2007
Валентина Холопова //
Сначала немного о самой малеровской Шестой, чья «биография» не может не поражать. Написана она была в 1903/04 и впервые исполнена в 1906 в Эссене под управлением автора. Создавалась вещь в самый счастливый период жизни композитора: триумфально шли постановки в Венской опере, которой он руководил, он женился на интереснейшей женщине Вены – Альме Шиндлер (Малер), одна за другой у них родились две дочери, летом, когда он писал музыку, пребывал в идиллии на даче в окружении семьи, природы и книг (читал переписку Вагнера с Матильдой Везендонк, «Исповедь» Л.Толстого). А в 1904 вдруг закончил вокальный цикл «Песни об умерших детях», чем сильно испугал жену. После же завершения Шестой симфонии вся жизнь для него фатально перевернулась: он покинул пост дирижера Венской оперы, умерла дочь, у него появился порок сердца, ставший впоследствии причиной и его смерти. Музыка словно предсказала этот трагический поворот судьбы.
Шестой симфонии ля минор Малер первоначально дал название «Трагическая», потом от него отказался, но во всей мировой литературе, может быть, «нет повести трагичнее», чем это сочинение. В оркестровку он ввел удары молота, символизирующие удары рока.
Симфония колоссальна по оркестровой мощи: увеличен состав струнных, духовых (в частности, 8 валторн, 6 труб, 4 тромбона), ударных, введены 2 арфы. Еще более колоссальна она по продолжительности – 80 или более минут. Необычен цикл: три первые части устремлены к финалу, последнему акту трагедии, по гигантской продолжительности почти им равному. При этом автор колебался в расстановке средних частей: просветленную лирическую ставил то перед финалом, то после первой части. И – уникальна драматургия симфонической громады: генеральная кульминация обрушивается за три такта до конца.
В среде музыкантов известно, что и почти полтора часа звучания, и сложнейший лабиринтный путь финала, и в особенности трагическая точка-взрыв в самом конце представляют трудность для дирижера, исключительную даже среди симфоний Малера. Да и для оркестрантов: столь длительная игра, особенно на духовых, требует повышенного физического напряжения.
Как же справился с поставленной задачей НФОР, только что вернувшийся после насыщенных гастролей в США, где за 40 дней было дано 36 концертов? К тому же – это было их первое исполнение Шестой симфонии Малера. Сразу скажем, что дирижер и оркестр пронизали музыку такой волей, таким напряженным нервом, неослабно бьющимся от начала до конца, что зал слушал не шелохнувшись, внимая происходящему с захватывающим интересом, совершенно не замечая колоссального музыкального времени. Исполнители же были полны сил и энергии, словно не существовали для них прошедшие 40 дней труда за океаном.
Владимир Спиваков изучал симфонию давно, с въедливой тщательностью, и не только партитуру, но и всевозможные биографические материалы, докапываясь до подлинных чувствований Малера. В своей интерпретации он переставил средние части по сравнению с печатной партитурой: лирическую часть поместил на второе место - знал, что у Малера был такой вариант. Не прошел мимо прообраза побочной темы в 1 части - по воспоминаниям Альмы Малер, в этой музыке она узнала свой портрет.
Предельно важно, как звучит самое начало произведения – недаром психологи говорят об «установке», руководящей всем дальнейшим восприятием. Здесь и была задана та крепкая воля и сила маршевого ритма, которая стала генеральной интонацией всей симфонии. Марши и другие бытовые жанры, излюбленные Малером, – для Спивакова родная стихия, залог его внутреннего понимания великого австрийского симфониста. Но данный марш вовсе не мажорный, а минорный: в ля миноре выдержаны в симфонии три части из четырех - 1-я, 3-я (здесь) и 4-я. Минор подвигает исполнителя придать волевому пульсу явный драматический оттенок: герой произведения выходит на неравную борьбу с судьбой.
В 1 части неожиданно интерпретирована побочная тема (как бы образ Альмы Малер). В партитуре – яркая лирическая тема у струнных. У Спивакова – бурная, чуть ли не пугающая вспышка страсти, сметающая предшествующий тихий хорал духовых. Но тревожно-волевой маршевый ритм нигде не забывается: дополняет и хорал, и страстную вспышку.
Медленная часть (Andante moderato) в драматургии симфонии Малера - обособленный остров высокой лирики. Единственная мажорная часть, она располагает в исполнении к растворению в идиллических красотах, светлых, небесных цветах. Но Спиваков, которому лирических настроений занимать ни у кого не надо, не прельщается такой возможностью. Весь мелодизм части он проводит несколько сдержанно – чтобы не разрушить главную, трагическую линию произведения.
С усилением главной идеи вступает Скерцо, поставленное Спиваковым в качестве 3 части. По музыкальной теме оно похоже на начало 1 части и воспринимается как новый этап первоначального образа. Но характер музыки видоизменен: ремарка Малера в партитуре - «wuchtig», «тяжело», энергичный шаг принимает здесь угрожающий характер. В образах Скерцо исполнителями остро раскрыта типичная малеровская смесь бытовых жанров и недоброго гротеска: герой как бы проходит сквозь обманы, соблазны, глумления, которыми полна окружающая жизнь. Примечательна трансформация жанра в начальной теме: хотя звучит ритм марша, но его такт трехдольный - такт менуэта или лендлера. И в этом пульсе оркестр виртуозно сменяет глумливые трели на какие-то причудливые танцы, на игру в изящный лендлер (у Малера – ремарка «старомодно»), чтобы затем перечеркнуть все это с блеском исполненными гротескно-устрашающими низвергающимися пассажами.
Наконец, Финал – смертельная схватка героя с судьбой. В решении Спивакова две драмы стали рядом: драма крушения в конце Скерцо и драма собирания героем последних сил – во взвихренном начале Финала. Возобновляется энергично-тревожный пульс – как лейттема симфонии, - которым исполнители крепко держат напряжение зала.
Финал Шестой для дирижера – испытание не только долгим временем звучания, около 30 мин., а такой амбивалентностью драматургии, которая требует бросать все силы то на полюс света и победы, то, тут же, – на полюс катастрофы и смерти. Все силы – это и громкоголосые тутти оркестра увеличенного состава, и, наоборот, особые оттенки в самом тихом звучании солирующих инструментов. Спиваков специально отрабатывает с руководимым им оркестром такие приемы, когда в нужных случаях сквозь тихую звучность пробивается тревога, смотрится трагедия. Как раз такой случай – главная тема Финала, где к мрачному низкому соло тубы добавляется тихое рокотание литавр, беспокойное тремоло виолончелей, да еще - резкое взвизгивание кларнетов. Четко очерченный образ в трактовке Спивакова - хорал-гимн духовых, то погруженный в мрак, то возносимый в свет, обозначающий некий параллельный план к отчаянным усилиям земного человека. Неоднократно дирижер подводит к ослепительным вспышкам света, когда начинает чудиться победный итог. Но генеральная перипетия свершается незадолго до конца: ликующе-гимнический мажор взрывается кричащим диссонансом всего оркестра, демонстрируя крах борьбы и жизни героя. Остается единственный во всем симфоническом мире итог: у низких инструментов звучат те тихие фразы главной темы, из которых смотрится страх, дирижер делает некий неимоверный жест – и за три такта до конца обрушивается кошмарный аккорд-развязка, словно разрыв сердца героя симфонии.
Сложнейшая симфония Малера была настолько полно доведена до живых сердец слушателей, устроивших бурную овацию НФОРу и его дирижеру, что посожалеть пришлось лишь об одном: почему Владимир Спиваков так поздно получил возможность дирижировать большим симфоническим оркестром…
Оставляй для судьбы широкие проходы. (А. Платонов)
Re: Симфонии Густава Малера
Кому интересно про расположение средних частей в записях разных дирижёров, прошу - там есть таблица - какие дирижёры исполняли в последовательности Andante-Scherzo, а какие Scherzo-Andante (страница на англ.)Сообщение от Artemius
У Аббадо в записи с ЧСО - Scherzo-Andante, а в записи с БФО (2006) Andante-Scherzo. У Митропулоса тоже части местами менялись.
Сам же Малер менял расположение частей несколько раз, и, похоже, так и не пришёл к окончательному варианту.
Последний раз редактировалось Laudamus; 11.01.2009 в 23:59.
...смертельно болен малерией...
Re: Симфонии Густава Малера
Laudamus, примного Вам признателен, теперь буду знать где искать.![]()
Оставляй для судьбы широкие проходы. (А. Платонов)
Re: Симфонии Густава Малера
Я плакаль... Наверное Спиваков где то клезмером подрабатываетСообщение от Валентины Холоповой
А можно ли послушать для интересу где нить эти 80 трагических минут?
Что касается второй с Иваном Фишером.
Послушал 1ю часть.
Абсолютно не понимаю отчего такой rave!
КАк на мой вкус - вполне среднее исполнение не ахти какого оркестра (по игре, не по репутации) с пульсом слабо наполнения, с разбужено-медвежьими кульминациями
Зачем это вторпродукт, когда кроме отмеченного мною выше Хайтинка есть замечательный Марис Янсонс с оркестром Осло, которому дирижер такой записью таки делает репутацию...
Какого дирижера потерял Петербург!![]()
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Похожие темы
-
Ищу ноты сонаты Густава Малера для скрипки и фортепиано 1876 г.
от АРСЕН2005 в разделе Поиск нот для камерных ансамблейОтветов: 3Последнее сообщение: 11.09.2013, 07:11 -
Биография Густава Малера
от Виталиус в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 1Последнее сообщение: 11.01.2011, 20:39 -
Поклонникам Густава Малера
от Владислав Мироненко в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 0Последнее сообщение: 24.10.2010, 19:56 -
Поклонникам Густава Малера
от Владислав Мироненко в разделе БеседкаОтветов: 0Последнее сообщение: 24.10.2010, 19:55 -
Симфонии Малера
от Попевка в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 1Последнее сообщение: 24.08.2010, 20:34



Ответить с цитированием





Социальные закладки