-
30.04.2009, 12:10 #1
Китеж и Грааль в мариинской тине
Китеж и Грааль в мариинской тине
Нужен ли Московский Пасхальный фестиваль Москве? Концерт Гергиева в Большом зале консерватории убедил, что нет
Среди сотни концертов Пасхального фестиваля этот выделялся грандиозно придуманной программой. Валерий Гергиев захотел впрямую сопоставить ключевые акты из двух великих опер, в которых композиторами индивидуально трактованы великие христианские легенды: о невидимом граде Китеже и о Святом Граале.
Третий акт из «Китежа» Римского-Корсакова и третий акт «Парсифаля» Вагнера были даны в концертном исполнении силами солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. Исполнение обоих шедевров оказалось жалкими остатками прекрасного качества, некогда достигнутого в процессе подготовки этих опер в театре. Усталый от фестивальных разъездов оркестр, неспособный даже прямо сидеть, угрюмо тратил запасы профессионализма. Пели кто как. А Гергиев, уткнувшись в партитуру, листал страницы, на ходу вспоминая, что будет дальше.
Первые минут двадцать успели пробежать перед концертом — они и получились хорошо. Но скоро затаенная музыка «Китежа» стала расползаться по швам. Оркестр оказался не готов к темпу, который Гергиев взял в «Сече при Керженце», и заиграл вразнобой. Вторая картина акта прозвучала неопрятно.
Исполнение «Парсифаля», изобилующего длинными монологами, напоминало партсобрание с докладами по бумажке. Иногда Гергиева что-то посещало, и он вдохновенно проводил какой-нибудь пышный хоровой или оркестровый эпизод. Выделялись те солисты, кто был не так давно введен в партию и теперь не упустил случая блеснуть — как молодой баритон Алексей Марков, спевший Амфортаса.
Десять отцов в рясах, представительствовавших от благословившей фестиваль церкви, изнывали в шестом ряду партера. Публика же постепенно таяла. Эффектно задуманная программа обернулась сырым, непродуманным концертом — таким же, как все остальные, которые Гергиев и его музыканты дают в течение фестиваля в разных городах России. Для Мурманска или Беломорска, где Пятую симфонию Чайковского и Болеро Равеля услышишь не всякий день, гастроли мариинского оркестра — событие из рода культуртрегерских. А московская часть программы необходима не столько московскому слушателю, сколько самому фестивалю — для бюрократического подтверждения его статуса. По сути же, Москва, где нередко случаются концерты истинно высокого уровня, могла бы без Гергиева спокойно обойтись.
Петр Поспелов
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 48
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: Китеж и Грааль в мариинской тине
Гхм... Я, правда, на концерте на этом не был, но вообще-то не могу не отметить, что в этот раз Петр, на мой взгляд... излишне резко высказывается. К тому же "расползаться", "неопрятно" - это в коридорах консерватории хорошо говорить. Там, наверное, все поймут. Хорошо, что не написал "это не Римский-Корсаков" или "это не Вагнер".
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
- Регистрация
- 08.07.2005
- Сообщений
- 119
Re: Китеж и Грааль в мариинской тине
Немного напоминало, да, особенно когда Кит в ноты смотрел.Сообщение от Петр Поспелов
Но "Парсифаля"-то в Москве практически никогда на случается, да и "Китеж" не каждый год. И по сравнению с Веной или Лондоном в Москве редко бывают концерты высокого уровня. А Гергиев исполняет то, чего у нас никто не исполняет -- того же зрелого Вагнера, допустим, или Рихарда Штрауса.По сути же, Москва, где нередко случаются концерты истинно высокого уровня, могла бы без Гергиева спокойно обойтись.
Re: Китеж и Грааль в мариинской тине
Должен отметить, что певцы смотрящие в ноты в концертном исполнении - убивают жанр. А если еще очки наденут, тогда все пропало. Ноты нужны как замена суфлеру, и большинство (особенно молодых певцов) обходится без них, или просто иногда поглядывают. Или вовсе не смотрят. Марков смотрел?
Но раз мнения такие полярные - тогда все нормально. Все удачные выступления делят зал на тех, кому "ну очччень понравилось" и тех кому "саааавсем не понравилось", в разных соотношениях
Надеюсь АлексАт не одинок в своем мнениии,
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Re: Китеж и Грааль в мариинской тине
.... Есть выход...
а вы попробуйте во время концертного исполнения опер слушать певцов, а не смотреть на них....поверьте, помогает.
А если серьезно, то это большая радость, что Гергиеву есть дело до празднования Пасхи, и надеюсь, что традиция Пасхального фестиваля продлится много десятилетий и более. Я посетила его концерты 20 и 26 и хочу сказать, что в восторг от представленных отрывков из Китижа и Грааля не пришла, но знакомству с произведениями была рада. А вот после концерта 20 апреля вернулась домой другим человеком, потому как звучание оркестра Гергиева необратимо затягивает в сопереживание и обогащает необычным и позитивным опытом, практически преображая слушающего на подсознательном уровне. Непостижимо, но В. Гергиев и сам становится, и, каким то чудесным образом, помогает своим оркестрантам стать частью звучащего произведения. Посредник между тобой и музыкой, как бы отсутствует. В промежутке 25 апреля послушала Янсонса. Да, получила тонкое эстетическое наслаждение как исполнительским искусством музыкантов, с «немецкой» точностью передающим музыкальную картинку произведений, так и самим процессом «слушания» музыки.
При этом хочется говорить о мастерстве исполнения, об отсутствии каких-либо шероховатостей, о возможных многочисленных репетициях, и о многом другом хорошем, но почему-то всегда в такой оценке присутствует великолепный исполнитель, и, увы, как посредник, а не проводник чего - то запредельного человеческому языку.
Янсонс высоко профессионален, а Гергиев - ВЕЛИК, кто бы что не говорил. Он разбрасывается, пытается объять необъятное, но иногда...
Выскажусь не как критик, а как слушатель:«Я лучше послушаю пять концертов из которых будет четыре посредственных и один ГЕНИАЛЬНЫЙ, чем десять просто хороших, потому что 1 гениальный стоит больше, чем 10 хороших.»
Несогласных, прошу не отчаиваться, потому как это всего лишь мой личный выбор, хотя, судя по мнению многих моих друзей, не только мой. К счастью, каждый из нас имеет это право – право «выбора». Поэтому я выбираю: ПАСХАЛЬНОМУ ФЕСТИВАЛЮ ГЕРГИЕВА - БЫТЬ!
С праздником вас, Христос воскрес!
Re: Китеж и Грааль в мариинской тине
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Похожие темы
-
Фортепиано 26 января в Марфо-Мариинской обители играют Анастасия и Любовь Громогласовы
от Мути в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 24.01.2012, 13:12 -
Рецензия "Китеж" в Большом - рецензии СМИ
от flo в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 46Последнее сообщение: 30.04.2009, 20:32 -
«Китеж», или русский «Парсифаль»: генезис символа.
от Loge в разделе Философия и музыкаОтветов: 27Последнее сообщение: 02.01.2009, 21:11 -
Монти Пайтон и Священный Грааль
от buhhu_nyx в разделе Помогите опознать мелодиюОтветов: 1Последнее сообщение: 19.04.2008, 00:29 -
Молодые солисты Мариинской сцены
от kirill Du в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 7Последнее сообщение: 08.05.2006, 20:49




Ответить с цитированием



, кто бы что не говорил. Он разбрасывается, пытается объять необъятное, но иногда...
С праздником вас, Христос воскрес!

Социальные закладки