-
25.10.2009, 16:53 #971ушел с форума
- Регистрация
- 21.03.2006
- Адрес
- Киев
- Сообщений
- 1,097
Re: Феномен Святослава Рихтера
SCHUBERT
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
* 27/9/77 - Aldeburgh - Live - 4th mvt encored - (PT)*
Прошу прощения за отвлечение вроде бы не по теме, но вдруг вспомнилось… Это был концерт в киевском зале консерватории одного нашего известного пианиста (май 78-го). Мои большие приятели подвели ко мне недоумевающую, куда ее тащат, известную в музыкальных кругах Киева особу. Я много раз видел ее на концертах – она вообще жила там, как и на разных выставках, спектаклях etc. Киевляне, читающие эту тему, безошибочно угадали: то была Галина Львовна Миксон, памяти которой была посвящена отдельная тема на этом форуме. Вспоминаю те счастливые и весьма богатые концертами времена с необыкновенной приятностию, но и с и грустью. Не покидает чувство вины перед Галей – мало оказывали мы ей внимания в последние ее годы, в котором она, несомненно, нуждалась, но просить о котором она с ее характером не стала бы. Оказывали, безусловно, но не так, как иногда требуется человеку, пусть даже сильному. Так вот, узнав, что я хочу услышать ее рассказ о концерте Рихтера, который он посвятил памяти Г.Г. Нейгауза (на самом деле он дал два концерта - 2-го и 3-го мая 78-го), в котором звучала музыка Шуберта и на котором ей посчастливилось побывать, она с охотностью откликнулась. Дальше она заговорила со мной, как со старым знакомым. Рассказывала взахлеб, при этом с чувством напевая отдельные фрагменты. Будучи преподавательницей музучилища, концертмейстером струнников, музыку она знала потрясающе. Она могла по памяти сыграть любой отрывок из того, что знала, могла сыграть чуть ли не любой отрывок из впервые услышанного ею в концерте произведения, чему я был изумленным свидетелем. Это я пишу, чтобы читающие смогли составить себе представление об этом удивительном человеке и музыканте. Так вот, рассказывала она тогда о Сонатах e-mollи G-dur, о второй даже больше. Ее поразила глубина и какая-то детская чистота исполнения. Она сказала как-то так, что такое может быть или у чистого душой ребенка или у мудреца-праведника. Это неточная цитата, но смысл я передал правильно. Впоследствии мне удалось в концерте послушать ми минорную, но вот соль мажорную – только в записях. Добавлять к сказанному Галей ничего не буду. Можно находить новые слова, но смысл все равно будет тот же.
Теперь к вопросу о звуке, о “заурядности” и т.п. Как-то вроде бы уже писал (но если сам толком не помню, то вряд ли помнят и другие или будут копаться в теме), что много лет назад, когда у меня не было такого собрания записей, как сейчас (все-таки, 93% того, что есть в дискографии Танина), а был канал “Mezzo”, как-то включил его и был поражен услышанным звуком. Дело в том, что были какие-то неполадки, и при включении изображение появилсь несколько позже звука, но потом, когда возникло изображение, лица исполнителя в тот момент тоже не показывали. Пишу об этом долго, но все произошло в течение каких-то секунд. Меня поразили прозвучавшие аккорды – в них было что-то “окончательное”. Наполнить их большим смыслом, интеллектуальной силой, выразительностью, на которые способна только музыка, в принципе, думаю, нельзя. И сразу естественный вопрос: “Кто играет?” Над ответом я и не задумывался. Я ведь неплохо знаю или представляю себе разных исполнителей, но, когда хочется послушать музыку, а не устраивать сравнения, викторины и т.п., слушаю только одного. Тогда передавали запись Сонаты соль мажор с концерта в Альдебурге, которую я только что выложил в аудио варианте. При всем моем уважении и преклонении перед Рихтером, не могу понять, почему он говорит об этой записи, что вот прослушал, и она никакого впечатления на него не произвела. Ответ, разумеется, понятен: его видение и понимание отличаются от моего, еще как отличаются! Откуда мне, как и многим, даже гораздо более музыкально подготовленным, понимать, какие задачи и сверхзадачи ставит перед собой такой музыкант, и как ему удается воплотить их. Как бы оно ни было, результат, который мы видим/слышим, потрясает. Вообще к такой музыке надо приступать после какой-то психологической подготовки – надо забыть о всяких бытовых, жизненных проблемах, выключить телефон, не смотреть, что там тебе в очередной раз ответят на форуме и т.п. Надо быть готовым не только к пиру ума, но и состоянию душевной чистоты. Исполнение дает такую возможность.Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери (c)
Re: Феномен Святослава Рихтера
Спасибо! Буду слушать и воспринимать всеми фибрами...
Re: Феномен Святослава Рихтера
Вы умный, образованный человек, Предлогов. Ваши тексты написаны хорошим литературным русским языком со знанием дела. Но почему Вы демонстрируете столь плохое воспитание, элементарное нарушение правил хорошего тона, требующего не ругать в присутствие людей то, что им нравится. Ну, не нравится Вам Гульд, Вы уже давно и решительно об этом сказали. Но проявите же нормальную цивилизованность воспитанного человека, которым, я уверена, Вы являетесь и не пинайте Гульда в каждом из Ваших постов. Поверьте, это снижает их уровень. На этом Форуме большое количество поклонников Гульда, посмотрите на количество откликов и посещений темы. Удержитесь. Это прибавит уважения к Вам и популярности и не снизит качества Ваших текстов. Не нужно, в теме Рихтера, глубоко уважавшего и ценившего Гульда писать так:
Как мне кажется, если иметь в виду интеллектуальный аспект, "растёт в цене" и сама добротность, качество сделанного Рихтером, интеллектуальный заряд, вложенный им в его исполнение всякой даже самой малой вещицы. В конце концов, будем откровенны: растёт в цене АДЕКВАТНОСТЬ сделанных им фонограмм, что тоже весьма симптоматично на фоне былого увлечения сумасбродными эксцессами Г.Гульда, когда-то фигурировавшего среди "модных" музыкантов, а ныне занявшего своё подлинное скромное место "Лявина-эксцентрика" в истории исполнительства. Я уж не говорю о шизофренических вывертах более слабых музыкантов и представителей т н. "коммерческого" искусства, какой бы смысл ни вкладывать в это слово»
Рихтеру это было бы неприятно, поверьте.
С надеждой на Ваш здравый смысл и с уважением
Nataly.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
- Регистрация
- 21.03.2006
- Адрес
- Киев
- Сообщений
- 1,097
Re: Феномен Святослава Рихтера
А бывает еще наоборот - дефект массы называется. Что эти термины объясняют и какое отношение это имеет к исполнительской манере Рихтера? И в чем "правота" Gtn'a? Так может писать человек или неслышащий, или сознательно искажающий. А ну-ка припомните, как звучат после грозных неотвратимых аккордов ниспадающие шестнадцатые в Largo из 7-ой Сонаты Бетховена. Вы можете привести исполнение более впечатляющее? А Прелюдии Дебюсси? Вы слышали в концерте, как звучит "Танец Пека", например? Или густой звук колокола в "Затонувшем соборе"? И "Остров радости" туда же. Это я об эффектах "навскидку". Безусловно, не сводится к отдельным звукам все впечатление. Но эти звуки, манера их извлечения, - все уникально и неповторимо, все свидетельствует о богатстве палитры исполнителя. А если еще и услышать, как органично все это вписывается в общую картину, каким задачам служит, какое блестящее решение находит музыкант, и как это свежо, живо и содержательно! И тут приходится с грустью констатировать, что по качеству, т.е., аппаратуры, выбора места для нее, записи Рихтера часто уступают записям других пианистам. Не зря Гульд указывал ему на этот недостаток. Насчет "перле" - так это иногда просто противоречило бы рихтеровскому замыслу. Его скупость соответствовала той идее, которую он хотел выразить и делал это убедительно. Могу согласиться, что это убеждает тех, кто не ищет внешних эффектов. В особенности это относится к исполнению им Шопена. Достаточно вспомнить медленные эпизоды в первых двух балладах. Говорить, что ему не было это дано - не понимать природу его прочтений. Ему это было не нужно! А там, где звук должен был быть изощренным, он снова не имел себе равных. Дебюсси - чем не пример! Да если бы любой художник старался удовлетворить нашим вкусам и требованиям, то во что превратилось бы его искусство?! Вот уж кто не обращал внимания на рецензии, хотя, о некоторых знал. Еще раз повторю, что он ответил лично мне (ни одно слово мною не придумано, текст помню слово в слово): "Я рад, что вам понравилось. Знаете, одним нравится, другим не нравится... Я рад, что вам понравилось."
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери (c)
Re: Феномен Святослава Рихтера
По-моему, мнение г-на Предлогова на репутации Гульда никак не скажется ни сейчас, ни позже. Видимо, он измеряет историю исполнительского искусства одной лишь ему ведомой таинственной линейкой, имя которой субъективная объективность. Так, например, я только от него узнал, что Гульд нынче занимает в исполнительском искусстве скромное место Лявейна-эксцентрика. Предоставим же коллеге Предлогову право на собственное суждение, а себе - на собственное. Все нормально, дорогая Натали, Вы в компании понимающих людей.![]()
Re: Феномен Святослава Рихтера
Re: Феномен Святослава Рихтера
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
Re: Феномен Святослава Рихтера
Да уж! Недавно многие из нас были тут свидетелями того, как болезненно отреагировал (на лишь одно нелестное замечание о нём) один известный пианист...
"Художника - всякий обидеть может..."
Хорошо, что в эпоху Святослава Рихтера не было интернета и интернет-форумов!..
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
Making all his nowhere plans for nobody...
Re: Феномен Святослава Рихтера
Виктор Мержанов рассказывал о Рихтере (и Ведерникове) предельно корректно и деликатно. Его мнение очень ценно для меня.
Похожие темы
-
Пианист Исполнительский стиль Святослава Рихтера
от Mike Tea в разделе Исполнители-солистыОтветов: 78Последнее сообщение: 30.09.2014, 16:24 -
Записи Святослава Рихтера
от timalism в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 149Последнее сообщение: 20.03.2012, 13:09 -
Сайт Святослава Рихтера
от timalism в разделе Исполнители-солистыОтветов: 211Последнее сообщение: 19.01.2012, 19:27 -
Пианист В защиту Святослава Теофиловича Рихтера!
от alexlebedev в разделе Исполнители-солистыОтветов: 45Последнее сообщение: 12.02.2008, 21:37 -
90 лет со дня рождения Святослава Рихтера
от Алекс в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 14.03.2005, 20:55



Ответить с цитированием


Социальные закладки