-
05.11.2009, 19:54 #61Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Мне кажется, что подход Оголевца является более тонким. Для него очень существенно не только определенным образом выделить последовательности из 12 звуков в бесконечной квинтовой спирали, но и очень четко определить тонику в выделенной последовательности.
Боюсь, что “непомеченная дуодена”, о которой пишет Бозанкет, это есть та самая “диезная 12-ти полутоновая гамма “до””, на которую обрушивается Оголевец:
Не на саму последовательность звуков, из которых состоит эта гамма он обрушивается, а на то, что тоника там указана неверно. В его интерпретации это будет 12-ти звучная тональность Ми-мажор и это обстоятельство для него является очень существенным. Я подробно расписал его 12-ти звучную тональность Ми-мажор здесь:
Вот в этом нюансе хотелось бы внимательно разобраться.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
А пока – еще несколько выдержек из его апологии “12-ти звучной тональной системы”.
12-ти звучная тональная система в свете эволюции музыкального творчества народов Европы:
Частные проявления 12-ти звучной и 17-ти звучной музыки:
Re: Алексей Степанович Оголевец
РХМБ оставил другим исследователям возможность расставить знаки в исходной немеченной дуодене так, как они сочтут это необходимым. Главное сохранить цепь квинт, а порядок следования дуоден в этой цепи получится таким, какая нотация будет избрана для исходной немеченной.
Последний раз редактировалось commator; 07.11.2009 в 09:36.
Re: Алексей Степанович Оголевец
Эти отрывки указывают, что восточная музыка ушла вперёд по пути расширенного использования тонального функционирования ладов. Это заявление восхищает. Восхищает и указание на то, что ушедшие вперёд восточные системы построения ладов на основе 17 и 22 неравных (по моему разумению) делений октавы (НДО) не рвут принципиальных связей с предыдущими фазами ладопостроения на основе систем 5/7/12НДО. Предыдущие фазы в полном объёме остаются в расширенных последующих.
Развитие естественной тональности в западной музыке из-за приверженности системе 12РДО не может двигаться дальше.
Он предлагает прежде всего не ездить более по западному шоссе 12РДО, а идти по едва заметной тропинке 12НДО на восток и там учиться, учиться и учиться.
Как важно, что об этом написал музыкант. И как понятно за что его шельмовали.
Последний раз редактировалось commator; 11.11.2009 в 13:08.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Лично для меня концепция Оголевца привлекательна еще и тем, что он положил в основу своей теории интересную для меня математическую конструкцию, официально именуемую “полярностями”:
Эта конструкция была предложена в 1940 г. Гарри Биркгофом (отцом “универсальной алгебры”), который абстрагировал ее от многочисленных важных частных случаев ее конкретного проявления. И то, что она проявилась также и в теории музыки Оголевца, который пришел к осознанию ее важности интуитивно и независимо, добавляет немало очков к рейтингу ее “вездесущности”.
В качестве класса I берем множество звуков, в качестве класса J берем множество тональностей. “Спаривающее” отношение “ро” содержательно интерпретируем как “некоторый звук из класса I находится в некоторой тональности из класса J”. Такая конструкция наилучшим образом подходит для математического описания таблицы мажорных тональностей Оголевца:
То, что Оголевец фактически положил понятие “звук в данной тональной системе” в основу своей теории, видно из следующего места в его книге:
Оголевец А. С.
Основы гармонического языка.
М. — Л., 1941, с. 68.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Re: Алексей Степанович Оголевец
Только его звали не Гарри, а Гаррет. Сейчас полярности очень изящно интерпретируются во всяких общекатегорных построениях. Масса интересных и нетривиальных поляр возникает, например, между классами топологических пространств по отношению замкнутости проекции произведения двух пространств вдоль одного на другое. (Напр. Теорему Куратовского можно интерпретировать как то, что класс компактных пространств полярен классу всех пространств по отношению замкнутости проекции и т.п.)
Но это а пропос, как бы офф.
Скажите, пожалуйста, а есть ли у Вас (вдруг) книжка Оголевца, отсканированная целиком всё-таки? Спасибо.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Отсканированной целиком нет. Есть отсканированная (очень) частично. Для тех вопросов, которые лично меня интересуют в книге Оголевца (в первую очередь) этого как бы и достаточно.
Конкретно, имеется CD-диск со следующими пятью pdf-файлами:
Ogolevetz_1.pdf
сс. 5 -- 9, Введение
сс. 10 -- 23, Об основных предпосылках
сс. 24 -- 44, Глава: "Периодическая тональная система"
Ogolevetz_2.pdf
сс. 44 -- 58, Глава: "Строение тональной системы"
сс. 59 -- 67, Глава: "Скрытая гармония"
Ogolevetz_3.pdf
сс. 68 -- 98, Глава: "Скрытая гармония" (продолжение)
Оглавление всей книги в конце данного файла.
Ogolevetz_4.pdf -- статья Щедрина
Щедрин К. Новый этап в развитии музыкознания.
(рецензия на книгу А. С. Оголевца "Основы гармонического языка")
Статья в журнале “Советская музыка”, 6-ой сборник статей, Музгиз, 1946 г.
Ogolevetz_5.pdf
сс. 99 -- 141, Глава: "Систематическое учение об интервалах"
Файлы достаточно большие по размеру (в среднем каждый 50 – 60 Мб), но зато неплохого качества.
Re: Алексей Степанович Оголевец
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Было бы лучше всего, если бы Вам на эти высказывания ответил сам В. Б. Брайнин:
Я понимаю, конечно, что статья:
В. Б. Брайнин (1997)“Письмо учёному соседу о некоторых возможностях микрохроматической композиции в связи с предполагаемыми перспективами эволюции музыкального языка.”
является дискуссионной.
У самого Оголевца понятие коммы используется при описании процесса "музыкального движения". Мне представляется, что вне зависимости от того, ведет ли себя комма так, как это описывает Оголевец, или нет, в подходе Оголевца имеется объективное содержание, которое может быть точно и адекватно эксплицировано.
Похожие темы
-
Пианист Алексей Султанов
от Anonymous в разделе Исполнители-солистыОтветов: 482Последнее сообщение: 30.03.2023, 02:36 -
Алексей Володин
от flo в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 14Последнее сообщение: 26.02.2011, 16:49 -
Алексей Марков
от Таненкта в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 10.12.2009, 00:53 -
Алексей Животов
от Musicolog в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 26.07.2008, 19:14 -
Оголевец А. "Введение в современное музыкальное мышление"
от pet.ru в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 5Последнее сообщение: 12.03.2008, 18:38




Ответить с цитированием


Социальные закладки