Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Уважаемые форумчане. Мне в руки попал доклад президента Международного Благотворительного Фонда "ОРНАМЕНТ" на конференции, посвященной вопросам образования в музыкальной сфере. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу озвученных в докладе положений.
Но перед оригинальным текстом, вначале помещаю версию доклада, сокращенного мной на собственный страх и риск в два раза по просьбе форумчан.
Цитата:
Сообщение от Брунгильда Ну очень много букоф.
Вы бы своими словами, кратенько написали, ......
Наверное, действительно тяжело читать... Вот что получилось (мое - курсивом)
«Музыкант XXI века: высокая техника игры, способность передавать через музыку замысел композитора, возможность следить за своим здоровьем, в качестве мотивации - духовное оздоровление общества, осознающего высокую ценность такого служения.
1. Вступление
Доклад базируется на статистических данных, научных трудах и результатах исследований проведенных врачами, физиками, педагогами музыкальных ВУЗов и психологами, российскими и зарубежными. С точки зрения Г. С. нужны инновационные подходы не только в самом обучении, но и к способам материального обеспечения введения и поддержания предлагаемых инноваций в системе образования.
2. Новая роль музыканта в XXI веке
Согласна с тезисом, что созрела «необходимость рассматривать саму музыку как могущественную составляющую нашей жизни по силе влияния на сознание и здоровье человека и общества в целом. Соответственно, в этом случае многим из нас придется перестать воспринимать композиторов и исполнителей, как артистов, «развлекающих» толпу или избранных. Они должны стать значимой, влиятельной частью общества, а, следовательно, людьми, несущими ответственность за качество того «продукта» искусства, который они созидают и выплескивают на присутствующую в концертах публику.» «… речь не идет о качественной оценке музыкальных произведений как полезных и вредных, каждому времени соответствует свой звукоряд, любая музыка имеет право звучать, если есть кто-то, кто желает ее исполнять и слушать.» Речь идет « об осознанном понимании, о развитии способности чувствования музыкантом силы и диапазона влияния той или иной музыки на человека и его эмоциональное состояние.
Об этом много пишут последнее время… и только. Но «КАКИМ ОБРАЗОМ ЧУЖУЮ ТЕОРИЮ ПРЕОБРАЗОВАТЬ В СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ?». Сейчас, как мне известно, психологии, как обязательного предмета к изучению, в музыкальных ВУЗах нет.
3. Новый подход к внедрению инноваций в систему музыкального образования
Из резолюции одной из Конференций 2007 года: «Мы считаем, что проблема духовного здоровья нации – это проблема государства и в центре её – музыкальное воспитание, художественное образования и просвещение». Г.С. считает так:
«Мы считаем, что проблема духовного здоровья нации в целом - это проблема государства и в центре её, бесспорно – музыкальное воспитание юношества России, художественное образование и просвещение, а так же создание и поддержание рабочих мест для музыкантов. Однако, в частности, развитие хорошего музыкального вкуса населения, доступность приобщения к высоким стандартам исполнительского искусства классической музыки широких слоев нашего общества, создание условий для формирования у любителей классической музыки высокого культурного запроса к музыкантам, как носителям высокого искусства – это то, что должно быть объектом внимания всего гражданского общества, Благотворительных организаций, меценатов, спонсоров и каждого культурного человека». И здесь уже уместно и нужно говорить об ответственности государства - но только за создание благоприятных условий для достижения обозначенных целей. 4. Комплекс практических задач поставленных и решаемых при поддержке МБФ «ОРНАМЕНТ»
1. Предложить обществу новый взгляд на роль музыки и профессию музыканта в XXI веке;
2. Предложить музыкантам расширить горизонты профессиональных возможностей, осознав свой особый вклад в эволюционное развитие человечества. Что для этого нужно сделать в первую очередь?
1. Популяризация классической музыки среди молодого поколения России.
2. Профилактика профзаболеваний в поддержку физического и психологического здоровья музыканта.
3. Разработка и внедрение инновационных методик в музыкальное образование с целью усовершенствования русской школы исполнительского искусства. Популяризация классической музыки среди молодого поколения.
Причина программы - резкое снижение уровня школьного музыкального образования в России и музыкально-эстетических вкусов подрастающего поколения, качество преподавания дисциплин художественного цикла в учреждениях общеобразовательного типа, снижение уровня государственной заинтересованности в увеличении и сохранении музыкальных коллективов, равнодушие к низкому уровню заработной платы в этой сфере.
Так в рамках проекта «Классическая музыка – выбор нового поколения России» МБФ «ОРНАМЕНТ» уже начал свою деятельность по организации выездных концертов исполнителей классической музыки в детских домах, школах и ВУЗах. На особый целевой счет выделены средства на публикацию в прессе тематических статей о музыке, с учетом интересов и менталитета молодого поколения.
В рамках международных программ, можно говорить о таких проектах, как
1.«В союзе с консерваториями мира». В настоящий момент ведется подготовка международного студенческого музыкального Фестиваля в Италии в 2011 году с благотворительной целью сбора средств в фонд поддержания российских музыкальных заведений. Это станет не просто новой площадкой для представления будущих российских профессионалов миру, но и местом обретения ими международного музыкального опыта, навыков общения в мире без границ.
2. «Расширение горизонтов будущего музыканта. Международный Фестиваль как мастер - класс мирового масштаба.» На этот проект, стартующий в 2010 году уже выделена часть средств и ведется сбор дополнительных, для обеспечения поощрительной поездки лучших студентов консерваторий России на международные фестивали в качестве слушателей. Профилактика профзаболеваний в поддержку физического и психологического здоровья музыканта. Г.С. считает, что профессия музыканта не менее опасна, и, в первую очередь, в отношении профзаболеваний. По данным немецкого Фрайбургского института, 90% музыкантов имеют профессиональные заболевания. Спектр выявленных болезней довольно широк. На первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата. …. серьезно грозит еще и потеря слуха. У скрипачей … особая болезнь — шея скрипача. … играющие на духовых инструментах, зачастую страдают от дерматита на губах и подбородке, иногда даже хронической экземы. Не говоря уже о банальном остеохондрозе — болях в спине, которые развиваются в результате многочасового пребывания в однообразной позе (например, при обучении игре на пианино). Наблюдается также целый ряд психических и нервных расстройств. По данным статистики, 50% всех музыкантов испытывают страх перед сценой. Для успокоения некоторые начинают употреблять бета –блокаторы, алкоголь и другие вредные как для здоровья, так и для совершенствования исполнительского мастерства препараты.
Такие злоупотребления и хроническое нервное напряжение влекут за собой всевозможные болезни пищеварительной системы и других органов, вплоть до язвы желудка. В связи с этим хочу сказать, что вопрос подверженности психосоматическим заболеваниям музыкантов – это вообще отдельная и серьезная тема, которая уже включена в план исследований МБФ «ОРНАМЕНТ».
В целом, по данным, озвученным нашим министром образования и науки А. Фурсенко, 94% наших студентов и 96% детей имеют высокий уровень тревожности. По словам Г.С. «.. все возможно исправить, объединив гражданские усилия с государственной поддержкой этой профессиональной среды, присоединив к такому вниманию и заботе материальное обеспечение от Меценатов, Благотворительных Фондов.
В этой связи видится уместным обратиться к работе Юмашевой Л.И., из Киевской музыкальной академии им. П.И.Чайковского. В статье «Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных ВУЗов различных специальностей» ею рассмотрены особенности профессионально-прикладной физической подготовки (далее по тексту ППФП) студентов и показана необходимость усовершенствования такой подготовки. А так же, Л.И. Глазуновой из Белгородского университета, работающей в направлении музыкальной психотерапии.., «проблема в том, что независимо от нашего желания, музыка воздействует на все наши системы и органы, нарушая их ритм. На занятиях я провожу замер пульса, затем слушаем Т.Альбинони «Адажио» - замер (пульс падает от 8 до 48 ударов в минуту), потом слушаем И.Баха «Шутку» (пульс восстанавливается или превышает исходный). Последствия присутствия таких колебаний длительное время могу быть непредсказуемыми.» Я и сама неоднократно наблюдала, как непроизвольно и интенсивно начинают дергаться конечности некоторых слушателей в концертах, если, например, оркестр исполняет того же Й.С. Баха в более быстром темпе. Мои личные переживания, при слушании одного из концертов (для альта) А. Шнитке, можно описать как сильные боли в области сердца. Так что мы с вами вполне можем себе представить, какому воздействию подвергается организм музыканта-исполнителя. Как заметила Любовь Глазунова, сложность состоит в том, что оказывать помощь средствами музыки музыкантам-профессионалам мы не можем (это доказано в нашем исследовании), т.к. они подходят к ней прагматически или сверхчувствительно. Однако для этого существуют другие области психологии, например, методы арт-терапии, работающие с нашим глубинным бессознательным очень результативно и в щадящем режиме. В свою очередь, сотрудничество с профессиональными музыкантами, как коллегами, принесло бы огромную пользу психологам в развитии того же самого направления музыкальной терапии. 5. Инновации в области профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных ВУЗов различных специальностей. Исходя из вышесказанного….жизненно-важным видится:
1. Изучение особенностей, присущих специфике игры на отдельных музыкальных инструментах, которые способны оказать губительное влияние на здоровье человека;
2. Воспитание физических качеств, особенно важных для конкретных музыкальных профессий;
3. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактика профессиональных заболеваний;
4. Воспитание психических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности музыкантов. Отсюда сновными направлениями ППФП студентов музыкальных вузов должны быть:
1. Учет особенностей скелетно-мышечной нагрузки при профессиональной деятельности музыкантов разных специальностей;
2. Формирование учебной программы студентов музыкальных вузов с включением средств, направленных на воспитание физических качеств, особенно важных для конкретных музыкальных профессий, а также
3. Воспитание психических качеств, проявляемых в профессиональной деятельности музыкантов, развитие защитных методик от нервных перегрузок;
4. Использование средств повышения устойчивости организма студентов к неблагоприятным воздействиям в силу специфики условий музыкальной деятельности и
6. Профилактика профессиональных специфических заболеваний.
По инициативе МБФ «ОРНАМЕНТ» … планируется организовать и провести медицинское обследование 3-х возрастных групп: учащиеся музыкальных школ, студентов консерватории и оркестрантов, отслуживших в оркестре не менее 5 лет, что необходимо для определения задач по разработке спец. комплексов физических упражнений. Они будут ориентированны на профессию музыканта с учетом конкретного музыкального инструмента и возраста исполнителя. Апробация - в виде факультативных занятий в нескольких музыкальных заведениях. В течение 1 года занятия будут проводиться нашими специалистами на основе материальной поддержки МБФ «ОРНАМЕНТ». Затем, - программа мастер-классов для всех интересующихся и курсы по повышению квалификации преподавателей ППФП музыканта. Конечная цель - сделать доступным и бесплатным для каждого профессионального и обучающегося музыканта процесс овладения:
–техникой релаксации мышечных зон, подвергаемых повышенному напряжению в процессе игры на соответствующем музыкальном инструменте
- базовыми техниками массажа и других способов работы с типичными телесными проблемами профессионального музыканта для экстренной помощи себе и коллегам.
По мнению Г.С. «работа в этом направлении будет закончена:
- не ранее, чем в штате каждого музыкально-образовательного заведения России будут выделена ставка практикующего психолога,
- когда требования к квалификации преподавателя профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкального заведения будут включать навыки владения техниками профилактики профзаболеваний в результате повышенной скелетно-мышечной нагрузки, вызванной соответствующим музыкальным инструментом,
- а так же когда начнет применяться практика выделения ставки психолога и массажиста для сопровождения оркестра во время интенсивного режима гастрольной деятельности по бескрайним просторам нашей Родины. 6. Инновационная методика работы со звуком с целью усовершенствования исполнительского мастерства музыканта. Разработка и внедрение методики в сферу музыкального образования.
Перед научно-исследовательской группой поставлены следующие задачи:
-теоретическое обобщение опыта работы по реализации здоровье сберегающей, социальной, психологической, духовно-эстетической функции музыки в развитии личности,
- разработка методов практического освоения разнообразных навыков активного слушания музыкального произведения, с учетом индивидуальной потребности человека, в процессе взаимодействия исполнителя и слушателя в общем пространстве, заданном композитором.
- разработка «Методики воспитания и развития в музыканте способности точной интуитивной
интерпретации и передачи слушателю через звук эмоционального фона картины музыкального произведения».
Основные положения теоретической базы,лекционный материал на следующие темы: 1.Психологические аспекты взаимодействие музыканта и слушателя.
1.1. Психологическое воздействие искусства на личность. Терапевтический эффект музыки. Разрушительное воздействие некоторой музыки на психику и тело человека.
1.2. Построение программы концертов с учетом психологического настроя предполагаемой публики (режим рабочего/выходного дня; по навыку/предпочтению слушания и т.д.).
1.3. Принципы определения несовместимости отдельных музыкальных произведений в одной концертной программе.
1.4. Принципы и обоснование необходимости соблюдения этики поведения музыканта на сцене перед слушателями во время исполнения и в паузах.
1.5. Влияние мотивации исполнителя на установление зоны доверия между музыкантом и слушателем. 2.Разработка языка и методики передачи обучаемому навыка воспроизведения заданного композитором эмоционально-насыщенного звука посредством музыкального инструмента.
2.1. Ознакомление с научной точкой зрения на физическую природу звука, как акустического сигнала, имеющего волновую структуру.
2.2. Ознакомление с различными точками зрения на звук и музыку основных религиозных конфессий мира. Музыка как метафора.
2.3. Выявление влияния мышления и эмоционального состояния исполнителя на информационно- эмоциональное содержание извлекаемого из инструмента и передаваемого в зал звука.
2.4. Влияние различных звуковых вибраций на биополе человека. Музыка и телесные реакции.
2.5. Особенности интуитивно-точного воспроизведения эмоциональной картинки музыкального произведения. 3. Этап применения теории на практических занятиях.
3.1. Практическое освоение взаимодействия отдельных звуков музыкального инструмента, воспроизводимых исполнителем, и значимых центров человеческого тела. Процесс возникновения эмоциональных реакций на звук.
3.2. Развитие управляемой способности передавать заданную эмоцию через звук музыкального инструмента.
3.3. Отработка приемов сонастройки исполнителя с залом. Установление обратной связи с аудиторией по принципу слушатель-исполнитель-слушатель.
3.4. Формирование у музыканта навыка вхождения в состояние «незаинтересованной вовлеченности» при воспроизведении эмоционально-насыщенного содержания музыкального произведения.
3.5. Овладение базовыми навыками музыкальной психотерапии.
7. Заключение
Считаю важным отметить тот факт, что, осуществляя мониторинг таких инновации, МБФ «ОРНАМЕНТ» намерен организовать и материально поддерживать работу профилактического центра «ВИРТУС». Это будет местом, где все заинтересованные в собственном здоровье и развитии люди могли бы получать навыки владения этими техниками, иметь возможность развить хороший музыкальный вкус и получить базовые знания в области музыкального образования, независимо от возраста. Здесь я вижу огромное пространство для общей совместной деятельности психологов и музыкантов. Это деятельность на благо друг другу и всему нашему обществу, что и должно являться смыслом существования каждого Благотворительного Фонда. Президент МБФ «ОРНАМЕНТ» Галя Суровегина
А вот, для желающих полная версия : Administrative: оригинал текста удален по просьбе автора
Последний раз редактировалось boris; 01.12.2009 в 01:52.
Причина: текст статьи удален по просьбе автора
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Сообщение от Дина Д. Майер
Уважаемые форумчане. Мне в руки попал доклад президента Международного Благотворительного Фонда "ОРНАМЕНТ" на конференции, посвященной вопросам образования в музыкальной сфере.
Ну очень много букоф.
Вы бы своими словами, кратенько написали, да своё отношение к написанному госпожой Суровегиной выказали.
Глядишь, и обсуждение бы началось.
Иди своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят.
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Я тоже могу такое написать Серьёзно, это бумагомарание.
Особенно умилило обязательное наличие в штате оркестра психолога и массажиста. С нашим финансированием до этого далеко...
А так, если что и правда сделают (в чём я решительно сомневаюсь), то честь им и хвала.
\\
Сообщение от Галя Суровегина
1.1. Психологическое воздействие искусства на личность. Терапевтический эффект музыки. Разрушительное воздействие некоторой музыки на психику и тело человека.
Вот например если взять обычного человека с улицы и заставить его 12 часов подряд слушать классику, то он может умом двинуться... Ну по крайней мере психическое расстройство получит точно - налицо разрушительное воздействие на психику. А тому кто его это заставил делать, он может и морду набить. Так что и на тело эффект есть.
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Сообщение от Parfёn
Особенно умилило обязательное наличие в штате оркестра психолога и массажиста. С нашим финансированием до этого далеко...
да прежде всего с нашим отношением, а уж потом с финансированием. В оркестрах разговор один: не можешь - проваливай, на твоё место десять желающих, особенно если оркестр грантовый и хоть что-то платит. И странно будет наличие психолога у оркестра, в то время как у худрука, который, по идее, несёт гораздо большую ответственность за результат, никакого психолога нет. Во всяком случае, мне лично за всю таксказать карьеру не приходилось слышать, чтобы с дирижёром ездил психолог или массажист. Хорошо, если едет просто доктор - но его берут для того, чтобы не обращаться к местной медицине по возможности.
К тому же есть старая оркестровая примета: чем больше устал оркестр, тем лучше он играет. Работает. До определённого предела, конечно, но работает.
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
"- а так же когда начнет применяться практика выделения ставки психолога и массажиста для сопровождения оркестра во время интенсивного режима гастрольной деятельности по бескрайним просторам нашей Родины"
массажист умрет от переработки. Весь оркестр к нему попрется и по нескольку раз в день.
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Сообщение от kriksik
массажист умрет от переработки. Весь оркестр к нему попрется и по нескольку раз в день.
Это решаемая проблема. Нужно ввести в консах предмет-массаж по специальностям, для струнных, духовиков, и.т.д. Тогда, например, делая тур галопом по Европам и ночуя в автобусах, людям будет чем заняться на досуге. А если серьёзно, то нужно иметь очень развитое воображение и чувство юмора, чтобы предлагать подобное. И полное незнание специфики музыкальной работы.
Отсутствие психолога и массажиста для дирижёра тоже не смертельно - достаточно сравнить условия существования дирижёра и оркестрантов в одной и той же поездке. И их гонорары.
Re: Музыкант 21 века- виртуоз, музыко-терапевт, служитель общества
Сообщение от Дина Д. Майер
«Музыкант XXI века -
виртуоз, владеющий способностью воспроизводить заданный композитором эмоционально-насыщенный звук, физически здоровый человек, служитель общества, обладающий навыками музыкальной терапии, способный применять на практике знания психологических аспектов взаимодействия слушателя и исполнителя.»
Неужели это серьезно?... Хочется перечитать Зощенко...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки