-
01.12.2009, 14:51 #1Постоянный участник
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 2,550
- Записей в дневнике
- 10
Про обертоны и Хиндемита
Теория Хиндемита:
Ещё с училища пытался понять две вещи - почему консонантна минорная терция (хотя в обертоновом ряду появляется уже за пределами первых 16-ти) и почему тритон - самый неустойчивый интервал. Недавно пришёл к забавным выводам.
Степень консонантности интервала определяется тем, насколько близко к основныму тону совпадают частоты их обертонов. У примы 1-й обертон первого звука совпадает с 1-м обертоном 2-го звука, у октавы 1-й со 2-м, у квинты 2 с 3, у кварты 3 с 4, у большой сексты 3 с 5, у большой терции 4 с 5, у малой терции 5 с 6, у малой септимы 4 с 7, у тритона 5 с 7, у малой сексты 5 с 8, у большой секунды 7 с 8, у большой септимы 9 с 17, у малой секунды 16 с 17.
Внимательный человек сразу же воскликнет, что всё это ерунда, поскольку 7-й обертон значительно ниже, скажем, 5-го обертона тритона. Что ж, давайте посмотрим не на абстрактные вычисления, а на реальные частоты сегодняшнего равномерно темперированного строя.
Возьмём ля контроктавы с частотой 55 Гц. Тритон к ней в условиях равномерной темперации составляет 77,78 Гц. Обертоны, о которых речь, получаем путём умножения: 55 * 7 = 385 Гц, 77,78 * 7 = 388,9 Гц. Согласно теории зонной природы слуха Гарбузова эти частоты воспринимаются нами как одна и в темперированном строе ближе всего к искомой ноте соль (392 Гц).
Хиндемит учитывает также разностный тон, но очень просто: поскольку большая терция есть 4-й и 5-й обертон, то 5 - 4 = 1, т.е. основной тон. А как на практике? Та же терция до-ми 1-й октавы даёт нам 329,63 - 261,63 = 68 Гц, что явно ближе к до-диезу (69,3 Гц), чем к до (65,41)! Тот же тритон по РКТ окажется значительно консонантнее: 77,78 - 55 = 22,78 Гц, фа-диез, что в сочетании с ля и ре-диезом даёт вполне консонантные малую терцию и большую сексту. По методам Хиндемита же получается звук либо на полтона ниже нашего: 7 - 5 = 2, что даёт, кстати, вполне безобидный малый мажорный септаккорд в гармонии с основным тоном, которым заканчивал прелюдию ещё Шопен, либо на целый тон ниже: 11 - 8 = 3, то есть, в данном случае, ми, который, конечно, дал бы неблагозвучную большую септиму, которую в реальности мы имеем как раз с большой терцией!
Не понимаю, почему нам всё это не объяснили ещё в училище.
Re: Про обертоны и Хиндемита
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 2,550
- Записей в дневнике
- 10
Re: Про обертоны и Хиндемита
Стало быть, в составе мажорного трезвучия или малого мажорного септаккорда. Меня же интересует же в первую очередь терция сама по себе, когда нижний тон интервала и есть основной (за неимением других). Или в виде минорного трезвучия, где основной тон в басу - тот же нижний звук терции.
1. А это очень интересный вопрос. Из чего же ещё она выводится?
2. Статью почитал, но никакого ответа на изложенное выше не получил. Хиндемит предлагает просто "трактовать оба этих интервала [м.3 и б.6] по образцу предшествующих, родственных им б. терции и м. сексты", исходя из сложившейся музыкальной практики и привычки слуха, а вовсе не из реального акустического положения вещей. При этом, когда это ему удобно для построения теории, он-таки обращается к акустике, но порядок этот случаен:
- чем комбинационные тоны большой секунды и малой секунды определённее комбинационного тона тритона? Почему тритон считается "правнуком"?
- чем неустойчив аккорд соль-си-фа, получающийся из тритона си-фа, если это прямой кусок натурального звукоряда и вполне устойчивая тоника ещё для Шопена, не говоря уж о Дебюсси, джазе и т.д.? Если принять во внимание теорию о том, что понятие устойчивого созвучия формировалось исторически по звукам обертонового ряда (прима, октава, квинта, кварта, терция, трезвучие, септаккорд, нонаккорд и т.д.), то малый мажорный септаккорд в этом ряду появляется сразу после трезвучия, что и доказала композиторская практика. А дальше - правильно - нонаккорд у Дебюсси, а дальше уже и до Прометей-аккорда недалеко.
- какое отношение имеют эти теоретические построения к реальному темперированному строю, в котором комбинационный тон большой терции даёт вовсе не удвоение основного тона, а совсем чуждый звук? Или же человеческий слух сам корректирует эту частоту, "подстраивая" разностный тон под имеющийся интервал?..
Re: Про обертоны и Хиндемита
Все-таки позволю себе немножко поумничать. Хоть оно и смешно в присутствии специалистов уровня Olorulus'a и Zub01, ну да ладно.
В основе оно имхо так и есть. Разумеется, все здание классической гармонии и другие типы гармонических систем напрямую вывести из одного этого тезиса нельзя. Там, действительно, многое определяется историко-культурным контекстом. Но фундамент, в общих чертах - да, в этом. Как мне представляется.
В общем, примерно так ведь de facto и считалось всегда, начиная с Пифагора примерно. Только формулировалось иначе, в отношениях длин струн, потом - в отношениях частот. А именно:
"Консонирующими являются те интервалы, для которых отношения частот (длин струн) имеют вид m/n, где m и n достаточно малые взаимно простые числа."
По Пифагору m и n должны быть не больше 4, потом порог постепенно сдвинулся до 6, а Эйлер уже предлагал допустить и 7.
А это и означает, что образующие интервал частоты f1 и f2 должны иметь общие кратные, то есть общие обертоны, и частота наинизшего из них (равная наименьшему общему кратному чисел f1 и f2, т.е. f=n*f1=m*f2) должна не сильно во много раз превосходить частоты f1 и f2.
Т.е., другими словами:
"Интервал, образованный частотами f1 и f2 является консонирующим, если f1 и f2 имеют общие обертоны, и частота наинизшего из них не сильно велика по сравнению с f1 и f2."
Что, собственно, и сказал Бу.
PS: Опять-таки, я искренне извиняюсь перед вышеозначенными специалистами и всей почтеннейшей публикой, если что-то недопустимо упростил, вульгаризировал и т.п. Все-таки основа, на мой взгляд, здесь изложена верно. Ну и понятно, конечно, что это все вещи предельно банальные и никакого открытия Америк здесь нет.
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 2,550
- Записей в дневнике
- 10
Re: Про обертоны и Хиндемита
Re: Про обертоны и Хиндемита
Кон- и диссонансы - не физические термины, это термины музыкальной науки. Любая попытка представить гармонию как естественно-научную дисциплину обречена на фиаско, что и показывает учение Хиндемита - последний потому и отступил от нее, что был хорошим композитором, а не кабинетным теоретиком.
Представления о кон- и диссонансе конвенциональны, исторически и этнически (в зависимости от локальных традиций) изменчивы. Условия этой конвенции изучает муз.-теор. дисциплина гармония.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Re: Про обертоны и Хиндемита
Да вот нет, не все верно.
Да, Вы правы, если ограничиваться тем, что Вы сказали в посте #1, а я, более подробно, в посте #5, то такой парадокс, действительно, возникает. Не удается отнести чистую малую сексту к консонансам, сохранив при этом чистую малую септиму среди диссонансов. Это и означает, что в посте #5 я все-таки чрезмерно упростил картину.
Эта проблема с чистой малой секстой, насколько я понимаю, была осознана еще Царлино. Он и решение предложил, но это решение мне, если я правильно его понял, не очень нравится (с первоисточником я не знаком, но вроде бы у него малая секста представляется как составной интервал = кварта+чистая малая терция; кварта и терция - консонансы, потому, де, и малая секста тоже консонанс. Но дело в том, что так можно и большую септиму в консонансы записать, как квинта+чистая большая терция.)
По существу, аналогичные вопросы еще и в античной музыкальной науке обсуждались, со времен Аристоксена, только по отношению к другим интервалам - составным типа октава+консонанс. Например, ундецима=октава+кварта=2*4/3=8/3. Здесь тоже восьмерка возникает, как в малой сексте. Восемь больше, чем четыре, поэтому базовая пифагорейская концепция утверждает, что этот интервал - диссонанс. А слух подсказывает, что таки консонанс. Аристоксен больше доверял слуху и постулировал, что все интервалы вида консонанс+октава суть тоже консонансы.
Вот такой подход представляется мне весьма плодотворным. С его помощью можно разрешить и парадокс малой сексты. Например так:
Будем считать, что правило, описанное в посте #5 (имхо более четкий и подробный вариант того, что было сказано Вами в посте #1) позволяет определить не все, а лишь несколько основных консонансов. Если пороговое значение m и n взять равным 6, то это будут следующие интервалы:
1/1 - унисон,
2/1 - октава,
3/1 - квинта через октаву,
4/1 - двойная октава,
5/1 - большая терция через две октавы,
6/1 - квинта через две октавы,
3/2 - квинта,
5/2 - большая терция через октаву,
4/3 - кварта,
5/3 - большая секста,
5/4 - большая терция,
6/5 - малая терция.
И все. Малой сексты здесь нет. Как нет и кварты через октаву и многих других интервалов, обычно считаемых консонансными. Как же их непротиворечиво включить в это множество, так чтобы не притянуть вместе с ними и очевидные диссонансы - септимы и т.д.?
А вот как. Следуя аристоксеновской идее, добавим к этому множеству основных консонансов еще и дополнительные, "составные" консонансы. Но, в отличие от Аристоксена, будем считать таковыми не только интервалы вида "основной консонанс + октава", но и "основной интервал + k октав", где k - произвольное целое, возможно отрицательное число. Т.е. разрешим не только повышать на одну октаву верхний тон интервала, но и понижать, причем повышать и понижать не на одну, а на произвольное число октав.
Таким образом мы получим из основных консонансов все обычные консонансы, в том числе и малую сексту. Она получится из большой терции путем понижения верхнего тона на октаву.
А вот септимы, тритоны и прочие обычные диссонансы из основных консонансов так получить нельзя. Они так и останутся среди диссонансов. Что и требовалось.
PS: Хотел бы подчеркнуть, что не считаю возможным выстраивать на этой основе детальную иерархию интервалов, сказать, что вот этот консонанс "консонанснее" другого консонанса, а этот диссонанс - "более диссонансный" чем другой диссонанс. В этом отличие того, что пишу я, от того что предлагалось в посте #1. Считаю, что таким способом возможно лишь разделить все рациональные интервалы вида m/n (причем лишь с относительно небольшими m и n, ну, скажем, меньшими 12) на условно "консонансы" и "диссонансы", так, что это не будет противоречить исторически сложившимся в европейской музыкальной практике представлениям. Интервалы, разумеется, здесь рассматриваются изолированно, вне какого либо музыкального контекста, лада и т.п. Просто как отдельное вертикальное созвучие.
Re: Про обертоны и Хиндемита
Re: Про обертоны и Хиндемита
Читая дискуссию, я всё-таки соглашусь с Olorulus. Хиндемит был хорошим композитором. Он не писал музыку, держа под рукой свой собственный труд. Это, может быть, попытка подражания тому же Кеплеру, Боэцию, пифагорейцам и иже с ними, когда он ими увлёкся. Система же родства звуков, интервалов и аккордов основана больше, имхо, на его личном чувствовании, под которое он попытался подвести обоснование акустико-математическое.
--- С уважением, MusStudent
Моя скромная электронная библиотека http://musstudent.ru Вконтакте музыковеды
Похожие темы
-
Фортепианная соната № 2 Хиндемита.
от vanusha в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 2Последнее сообщение: 14.01.2012, 23:49 -
Обертоны
от Gnot в разделе Теория музыкиОтветов: 19Последнее сообщение: 29.01.2010, 20:50 -
Как исполнять Хиндемита?
от Альт-соната в разделе Скрипичная и альтовая музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 11.02.2009, 14:51 -
3 соната Хиндемита
от Julie_Ta в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 1Последнее сообщение: 23.01.2008, 02:37 -
Публикация Обертоны по вторникам
от boris в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 26Последнее сообщение: 15.11.2005, 04:57





Ответить с цитированием




Социальные закладки