-
24.05.2010, 12:34 #351Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Открытая струна ля не пифагорейская, а настроенная по камертону, и не имеет никакого значения, какой камертон употреблялся - 440 (стандарт), 435 (что вероятно для Лесмана) или 443 (как сегодня для скрипок).
Нота ля Лесмана не имеет касательства ни к чистому, ни к пифагорову, ни к темперированному, и ни к какому иному строю. Важно лишь, какие интервалы строятся относительно этой произвольной ля.
Вместе с тем, некоторые “Правила интонирования”, сформулированные Лесманом:
будут, по-видимому, приемлемы и для Вас… Например, правило 7: “Важно иметь в виду, что энгармонически равные звуки нетождественны и противоположны по своей смысловой направленности вверх и вниз.” Это правило было также чрезвычайно важным и для Оголевца ….
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Лесман не жаловал акустически чистые терции по другой причине:
При интонировании же терций и секст между стремлением нашего музыкального слуха к ладовой организованности интервалов и его элементарно-чувственным стремлением к простому благозвучию возникает некое противоречие, выливающееся в желание подчинить элементарно-чувственные требования слуха достижению более высокого музыкально-эстетического удовлетворения – смысловой организованности интервалики мелодий.
Это подчинение, имея активный творческий характер, проявляется как желание интонировать большие терции и большие сексты шире, а малые терции и малые сексты – уже, чем это казалось бы “нормальным”.
Получил ответ:Однако и цены же на пересылку! 100% предоплата к тому же.К нашему общему сожалению, наложенный платеж невозможен.Можем Вам рассчитать стоимость отправки по почте по предварительной оплате, например через фирму "Лидер".
Нам обычно через нее отправляют деньги из Украины.
Стоимость отправки по почте 850 руб. + книга 350.
Делал как-то предоплату в СПб за 4 урока английского по Сети. Два урока получил, а два замяли, сколько не выпрашивал. В СПб на предоплату не осмелюсь.
Учебник официальным путём мне из СПб не добыть... Нелегко сегодня по-русски образованности достичь вне России.
Тем не менее учебник этот для нашей дискуссии может стать важным этапом приближения к истине.
Правила 9 и 10 напоминают о слове вредительство.
Примечание для меня почти приемлемо.
![]()
Только я последовательно стремлюсь избегать кварто-квинтовых терций/секст из-за того, что признаю ценность для тональной музыки лишь натуральных интервалов. Искусственные кварто-квинтовые терции/сексты ощущение тональности разрушают. То же самое делают искусственные иррациональные терции/сексты системы 12РДО.
Я целиком согласен с нетождественностью, но насчёт смысловой направленности у меня простых схем не возникло. Так что от себя ничего ещё сказать не могу, а то, что пишут Оголевец и Лесман нахожу невозможным принимать за безоговорочную истину. Поживём - услышим.
Последний раз редактировалось commator; 24.05.2010 в 20:57.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
В общем и целом Лесман и Оголевец находятся в поразительном согласии мнений… И это при том, что наличие сговора между ними предположить трудно!
Особенно ценно здесь, что Лесман был больше практиком, а Оголевец – теоретиком. Поэтому то, что они пишут не надо, конечно, принимать за безоговорочную истину, но следовало бы очень серьезно принять к сведению…
Оголевец, гармонично дополняющий Лесмана:
(о разрушительном действии теории “чистого строя” на мелос)
(теория обертонов как воплощение антидинамики)
Разве трудно предположить, что у Лесмана был томик Оголевца и он любил его читать? И сегодня ещё есть редкие поклонники концепции раннего Оголевца. Например Брайнин, которого тоже почитают.
У меня любовь к пифагорейскому строю начинается и заканчиватся на линейках нотного стана. Мне очень нравится изучать удобные пифагорейские ноты Баха, которыми он записал тональную музыку для хорошей по его временам темперации. Но мне теперь совсем не нравится слушать эти ноты, даже если играют их самые выдающиеся исполнители на распрекрасных инструментах с 12-ю делениями октавы и самой современной темперацией. Потому, что из своих опытов со слухом и пифагорейской нотацией я знаю, что в наше время есть возможность для темпераций получше, где музыка Баха прозвучит заметно чище, но клавиш в октаве должно быть больше.
Похоже, что и у раннего Оголевца и у позднего Лесмана нет внятных объяснений почему практическое музицирование массово запятнало идеалы пифагорейского строя, вышло из рамок одноголосия и увлеклось непристойностями темпераций ради стремления к фальши точных натуральных терций, которое обычно сопровождается нарушением священной точности чистых квинт и ужасами многозвучия, пожирающего мелос.
Последний раз редактировалось commator; 25.05.2010 в 11:32.
Оголевец твердит, что в диатонике чистого строя невозможны даже простейшие мелодические связи.
Я не могу с этим согласиться. Я также не могу принять его и Лесмана призывы к исполнению тональной музыки в пифагорейской диатонике, потому что считаю последнюю не способной формировать ясное ощущение тональности. Диатонические выборки из 12РДО тоже не блеск, но всё же получше. Однако разве идеи атональной музыки не на почве 12РДО сформировались?
Мне атональная музыка не интересна, но думаю многие скажут, что именно она хороша, и тональной пора на свалку истории.
Между тем, по моим предположениям пифагорейская настройка или система 17 неравных делений октавы (17НДО) для атональной музыки должна лучше подойти, чем добытая в стремлении к сложной тональной музыке система 12РДО, которая вершин тональности достичь не смогла (не способна), но породила атональную музыку.
Я предлагаю любителям атональной музыки испробовать её звучание в пифагорейской настройке. Возможно ощущение атональности проявится резче. С другой стороны исполнение атональной музыки в чистой настройке должно сопровождаться ощущениями фальшивости, так как именно чистый строй претендует на самые сильные связи с тональностью и атональная музыка ему наиболее чужда.
Последний раз редактировалось commator; 05.06.2010 в 15:43.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Одноголосное исполнение никуда не исчезло и имеет свои закономерности. Прав ли все-таки Рагс, когда пишет:
Дело в том, что пифагоров строй -- мелодический. Весьма просто и вместе с тем точно он отражает высотные связи между звуками, наиболее часто встречающиеся именно в практике одноголосного исполнения.
Или же правы Вы:
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Попался под руки учебник для музыкальных школ:
Осколова Е. Л.
Сольфеджио, Часть 1.
М.: ВЛАДОС, 2002.
Там в теме "Сольфеджирование одноголосия" имеются следующие "золотые правила сольфеджирования":
Помните, что большие интервалы (б.2, б.3, б.6, б.7), чистую квинту, а также увеличенные интервалы нужно петь широко.
Малые интервалы (м.2, м.3, м.6, м.7), чистую кварту, а также уменьшенные интервалы надо петь узко.
III, VI и VII ступени в мажоре следует петь высоко, мажорно.
III, VI и VII ступени в миноре следует петь низко, минорно.
Что-то уж больно подозрительная тяга к более широким терциям имеется. Не хотят почему-то акустически чистые использовать…
---------------------------------------
Лесман:
При интонировании же терций и секст между стремлением нашего музыкального слуха к ладовой организованности интервалов и его элементарно-чувственным стремлением к простому благозвучию возникает некое противоречие, выливающееся в желание подчинить элементарно-чувственные требования слуха достижению более высокого музыкально-эстетического удовлетворения – смысловой организованности интервалики мелодий.
Это подчинение, имея активный творческий характер, проявляется как желание интонировать большие терции и большие сексты шире, а малые терции и малые сексты – уже, чем это казалось бы “нормальным”.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Похожие темы
-
Пианист Алексей Султанов
от Anonymous в разделе Исполнители-солистыОтветов: 482Последнее сообщение: 30.03.2023, 02:36 -
Алексей Володин
от flo в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 14Последнее сообщение: 26.02.2011, 16:49 -
Алексей Марков
от Таненкта в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 10.12.2009, 00:53 -
Алексей Животов
от Musicolog в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 26.07.2008, 19:14 -
Оголевец А. "Введение в современное музыкальное мышление"
от pet.ru в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 5Последнее сообщение: 12.03.2008, 18:38




Ответить с цитированием



Социальные закладки