-
28.07.2010, 16:55 #561Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
С двумя предыдущими постами определенным образом согласуются следующие рассуждения Римана:
Re: Алексей Степанович Оголевец
Риман удовлетворился рациональными числами в виде простых дробей, а мне этого оказалось мало и я добрался до канонического вида. Как сообщалось выше, первым поклонником такого подхода к музыкальным числам был скорее всего Эйлер. Он выбрался на просторы ЧИП7. Мне и этого мало, т. к. вижу перспективы выхода в ЧИП17. Это пространство семимерное. Простые дроби недостаточно информативны для такого путешествия. На векторах и геометрических интерпретациях не доберусь (возраст не юношеский), а функции и буквенные формулы доставят с гарантией. Седьмой год на них путешествую по разным пределам ЧИ. Пока не подводят.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Последний раз редактировалось commator; 29.07.2010 в 00:59.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Ну, так, значит, мы о ней будем писать. Внося тем самым новый, возможно, бесценный вклад в мировое музыкознание…
Заказанная Вами диатоника чистого строя “на векторах” приведена здесь:
Я в общем следую обозначениям и соглашениям Александрова о трехмерном аффинном пространстве:
Для того, чтобы естественно соотнести принятое у Александрова расположение координатных осей (на рис. 36) с устройством таблицы Римана:
я принял следующую интерпретацию для базисных векторов:
вектору e1 соответствует ход на квинту вверх (от точки-звука, к которой приложен этот вектор);
вектору e2 соответствует ход на терцию вниз (от точки-звука, к которой приложен этот вектор);
вектору e3 соответствует ход на октаву вверх (от точки-звука, к которой приложен этот вектор).
--------------------------------------
Таким образом, координаты x, y, z вектор столбцов, представляющих звуки диатоники чистого строя:
должны интерпретироваться следующим образом:
x -- число ходов на квинту вверх;
y -- число ходов на терцию вниз;
z -- число ходов на октаву вверх.
--------------------------------------
Например, смысл координат вектор-столбца, отвечающего чистостроевскому “ля”, заключается в том, что для того, чтобы достичь этот звук из звука “до” (из нашего “начала координат” ), необходимо сделать от “до” ход на квинту вниз, затем – на терцию вверх и, наконец, сделать еще ход на октаву вверх.
Стандартное описание диатоники чистого строя можно посмотреть, например, здесь:
Re: Алексей Степанович Оголевец
Ну вот... Получились столбики чисел, по сравнению с которыми даже малоинформативные простые дроби гораздо компактнее и удобнее для практического использования.
Где же картинки со стрелочками?
Вот моя интерпретация ДЧС в пифагорейской нотации с коммами, формулами сонантов и числовыми соотношениями частот (m, n - натуральные числа):
До м. октавы: тонант любого сонантв своего субсонанта ~~~ c:TSs ~~ p^(+m)·p^(-m}·2^(+1) = 2n/n
Подси б. октавы: медиант доминанта третьего субтонанта ~ <H:MD3t ~ 5^(+1)·3^(+1)·2^(-3) = 15/8
Подля б. октавы: медиант субдоминанта ~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <A:Md ~~~ 5^(+1)·3^(-1)·2^(±0) = 5/3
Ре б. октавы: доминант субтонанта ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ G:Dt ~~~ 5^(±0)·3^(+1)·2^(-1) = 3/2
Фа б. октавы: второй тонант субдоминанта ~~~~~~~~~~~~~~~~ F:2Td ~~ 5^(±0)·3^(-1)·2^(+2) = 4/3
Подми б. октавы: медиант второго субтонанта ~~~~~~~~~~~~ <E:M2t ~~ 5^(+1)·3^(±0)·2^(-2) = 5/4
Ре б. октавы: второй доминант третьего субтонанта ~~~~~~~ D:2D3t ~ 5^(±0)·3^(+2)·2^(-3) = 9/8
Подре б. октавы: медиант тонанта второго субдоминанта ~~ <D:MT2d ~ 5^(+1)·3^(-2)·2^(+1) = 10/9
До б. октавы: любой сонант своего субсонанта ~~~~~~~~~~~~ C:Ss ~~~~~~~~~~ p^(+m)·p^(-m} = n/n
В практике беру партитуру, расписываю по голосам и в каждои голосе, каждой ноте приписываю формулу сонанта (тональную функцию) в зависимости от окружающего контекста. Чем больше приписано формул вокруг, тем яснее, какой сонант приписать ешё не осмысленной ноте. Для живого исполнителя по приписанным сонантам выставляю значки управления коммами и отклонения в центах от нот 12РДО. Для автоматического моделирования звучания по сонантам же добавляются MIDI команды управления Pitch Bend.
Последний раз редактировалось commator; 30.07.2010 в 13:20.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
“Столбики чисел” получились потому, что мы представили векторы наборами их координат в выбранном квинто-терцово-октавном базисе e1, e2, e3. Столбики не малоинформативны… И, вместе с тем, очень компактны. В них содержится абсолютно вся необходимая информация о диатонике чистого строя.
Удобство и практичность векторного исчисления (в указанном координатном представлении) подтверждается неисчислимымм примерами его практического применения в самых разных областях… Вряд ли ЧИПы составят здесь исключение.
Re: Алексей Степанович Оголевец
Просто попробуйте написать столбиками сообщение этого Форума, в котором будет ДЧС в виде горизонтальной гаммы. Формулами я легко это делаю в одной строке:
C:Ss - <D:MT2d - D:2D3t - <E:M2t - F:2Td - G:Dt - <A:Md - <H:MD3t - c:TSs
Уверяю, что в партитурах под и над нотными станами гораздо удобнее и компактнее писать в строку, а не столбиками. Я не против векторов, но сколько потребуется усилий, чтобы практически с нуля привить их концепцию к музыкальной теории? Тут даже попытки развить существующие тональные функции принимаются скорее в штыки, чем с хлебом-солью. Я где-то упоминал, что микрохроматические знаки альтерации, придуманные Тартини для колонизации ЧИП7 (!), почти триста лет стояли в очереди на жилплощадь в системе музыкальной нотации. Ещё продолжают выпрашивать жильё в музтеории им же замеченные фантомные комбинационные тоны. ЧИП7 всё ещё не признаётся жизненно важным пространством тональной музыки.
Последний раз редактировалось commator; 03.08.2010 в 16:34.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Смущает то, что длина вектора обратно пропорциональна ширине интервала. Напрашивается желание базисными величинами делать соотношения для комм, как мельчайших интервалов.
Но даже и в этом случае прикладное значение векторов к музыкальной теории для меня остаётся неопределённым из-за практических неудобств как с геометрической, так и с числовой формами их отображения. Если рисовать даже ЧИП5 векторы не представляется достаточно лёгкой задачей, можно склониться к сомнениям в смысле их существования и стать на позицию отрицания ценности для музыки ЧИ любого предела более 3-х. Для моих представлений выразительная тональная музыка это ЧИП5 и выше. Поэтому в очередной раз делаю вывод о том, что в математике есть не только векторы, которые для музтеории пока неудобны.
Похожие темы
-
Пианист Алексей Султанов
от Anonymous в разделе Исполнители-солистыОтветов: 482Последнее сообщение: 30.03.2023, 02:36 -
Алексей Володин
от flo в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 14Последнее сообщение: 26.02.2011, 16:49 -
Алексей Марков
от Таненкта в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 10.12.2009, 00:53 -
Алексей Животов
от Musicolog в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 26.07.2008, 19:14 -
Оголевец А. "Введение в современное музыкальное мышление"
от pet.ru в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 5Последнее сообщение: 12.03.2008, 18:38



Ответить с цитированием


Социальные закладки