Тема: "Что" или "как"
-
18.03.2015, 16:32 #1
"Что" или "как"
существует теория, что вся мировая литература и драматургия сводятся к ограниченному числу сюжетов. Так Жорж Польти опубликовал в конце 19 века утверждение, что это число 36.. есть и иные мнения, но это не принципиально. В этой связи для нас становится важнее не сам сюжет, а то, как он воплощен, интерпретирован, какими деталями сопровожден
Говоря о современной оперной режиссуре мы тоже часто слышим рассуждения о вечных темах, вечных чувствах. Нам говорят, что люди одинаково любили и ненавидели и в Древней Греции, и в современной Америке, и русской деревне, и в Эскуриале...
Я не могу сказать, что однозначно отвергаю или принимаю то, что называется сейчас "режопера", с другой стороны постановки в стиле столетней давности тоже всерьез воспринимать не могу, где-то эти направления разошлись и наверное уже никогда не встретятся...
Мне бы хотелось в этой теме обсудить границы дозволенного. Не с точки зрения уголовного права, а с точки зрения искусства. Насколько современный интерпретатор имеет право вмешиваться в уже интерпретированный сюжет. Что важнее - исторический костюм, чувство, сила переживания или хорошо взятый си-бемоль?
Прошу отрицающих современную режиссуру раз и навсегда в принципе от участия в теме воздержаться. Мне было бы интереснее узнать мнения колеблющихся...
- Регистрация
- 06.02.2011
- Адрес
- Нижний Новгород
- Возраст
- 58
- Сообщений
- 3,855
- Записей в дневнике
- 4
Re: "Что" или "как"
Для меня лично важны три составляющие - 1) качественный вокал, 2) качественный оркестр и 3) глубина и естественность выражения смысла исполняемого, естественность "проживания" роли исполнителем. Нельзя сказать, что исторический костюм обязателен - можно обойтись и без него. Но в этом случае главное - чувство меры и вкус постановщика. Если хочет показать обнаженное тело - пусть это выглядит не вульгарно и эстетично. Без порнографии, в конце концов - и без совращаемых детей и гомосексуальных или групповых актов (пардон).
К авторской интерпретации содержания либретто отношусь, пожалуй, отрицательно - наши современники склонны порой такого наинтерпретировать, что "мама не горюй". Все-таки авторы вкладывали в свои произведения свой смысл и, мне кажется, не стоит его переиначивать.
Пожалуй, приближенной к идеалу для меня была последняя постановка "Демона" с Хворостовским в КЗЧ. Минимум декораций, вокал и оркестр на уровне -и погружение в образ. Получила огромное удовольствие.
(ЗЫ: в данном случае было авторское видение Бертманом образа ангела, но оно меня не напрягло. Так что я, видимо, все-таки немного вру сама себе - авторское видение образов возможно, но оно не должно совсем расходиться с моими представлениями (о как) или не должно хотя бы вызывать отторжения - тогда спектакль будет воспринят положительно. )
Мы - не рабы? Рабы - НЕМЫ?
- Регистрация
- 15.09.2013
- Адрес
- Город фонтанов, велосипедов и часов "Ракета" :)
- Сообщений
- 11,038
- Записей в дневнике
- 3
Re: "Что" или "как"
а я - могу
Пусть современный композитор напишет оперу на современный сюжет (один из вариаций тех 36, но с поправкой на эпоху), а современный режиссер ее поставит. "50 оттенков серого", например. Или "Вероника решает умереть"... ну и т.д.
Больше не буду.
Интересно было бы знать чему это вас в кАнсерваториях учат?! ©
Sturm und Drang !
- Регистрация
- 06.09.2012
- Сообщений
- 25
Re: "Что" или "как"
Все предельно просто. Взявшись за сюжет Пушкина, переосмыслив его по-своему и написав оперу, Чайковский стал автором НОВОГО произведения и назвался его автором. "Евгений Онегин" - опера Чайковского. Но не Пушкина. "Кармен" - опера Бизе, а не Мериме. "Отелло" - опера Верди. Сюжет известный, а автор другой, и ответственность за сделанное - целиком и полностью его. Если режиссер выходит за рамки текста, прописанного в клавире, он перестает быть интерпретатором, а становится автором нового произведения - некоего спектакля по опере композитора, он должен ставить на афише свое имя как АВТОРА. Не как интерпретатора, а именно как автора. Это уже не "Царская Невеста" Римского-Корсакова в постановке А. Могучего, а "Царская Невеста" А. Могучего по мотивам и на музыку оперы Римского-Корсакова. И все, никакого обмана, никаких претензий по искажению классики. Дальнейшее - вопрос чисто коммерческий: билеты либо раскупят, либо нет. С большой вероятностью - нет. Только поэтому так и не делают.
Re: "Что" или "как"
а вот на первых афишах "Волшебной флейты" было написано, что это опера Шиканедера с музыкой Моцарта и на современных балетных пишут "Балет Григоровича на музыку Чайковского"...
Кроме того в театре вы смотрите спектакль, автором которого является режиссер... Другое дело, что пигмей-режиссер эксплуатирует проверенное качество исходной партитуры...
Re: "Что" или "как"
Между прочим, уважаемый Фальстаф, случай описанный в сообщении Музыканы - насчет явления публике голого зада, не вымышлен. Так было в одной из мизансцен оперы "Риголетто" в Большом театре. Это совместная постановка оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Рейнской национальной оперы в Страсбурге, Театра де ла Монне в Бельгии, Большого театра Женевы и Большого театра России - см. описание этой постановки на сайте БТ . Действие там перенесено на арену цирка - я был на генеральной репетиции этого спектакля. Вот посмотрите видео-трейлер:
Похожие темы
-
Крылатов "Воспоминание", Назаров "Пустячок","Сиртаки"Вадим Биберман Полька "Нора" в 8 рук.Обработка А.Готтлиба "Два танца из [10:36:18] Вади
от Vadim Reshetko в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 2Последнее сообщение: 17.02.2014, 19:28 -
Предлагаю клавиры "Паяцы", "Руслан и Людмила", "Кармен", "Царская невеста"
от tamarisk в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 0Последнее сообщение: 17.06.2013, 06:13 -
Ищу ноты Барбьери "Песенка Голубки" ("Cancion de Paloma"), Легар из "Цыганской Любви" "Hor ich zymbaklange"
от kisha87 в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 0Последнее сообщение: 31.03.2011, 09:27 -
Умер Джон Барри, кинокомпозитор (5 "Оскаров" за"Льва зимой","Полуночного ковбоя","Танцы с волками","Рожденную свободной)
от femmina в разделе Светлая памятьОтветов: 0Последнее сообщение: 03.02.2011, 21:16 -
Дворжак "Полудница", "Водяной", Сен-Санс "Юность Геркулеса", Лист "Орфей".
от 777 в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 0Последнее сообщение: 01.09.2007, 20:33




Ответить с цитированием


Социальные закладки