-
31.03.2004, 13:24 #1
Зальцбургский фестиваль - What Next?
Статья из сегодняшнего Коммерсанта, весьма занятная

Газета "КоммерсантЪ" №57(2896) от 31.03.04
Оригинальный текст -
Петер Ружичка устал интендантствовать
// на Зальцбургском фестивале
музыка назначения
Крупнейшим событием последних дней в театральной жизни Европы стала грядущая отставка интенданта Зальцбургского фестиваля Петера Ружички. И хотя наступит она только в 2006 году, уже сейчас многие склонны считать ее явлением громким и говорящим о многом. За развитием событий в Австрии наблюдал специально для Ъ обозреватель "Домового" АЛЕКСЕЙ Ъ-МОКРОУСОВ.
56-летний дюссельдорфский композитор и дирижер Петер Ружичка возглавил Зальцбургский фестиваль, один из важнейших в мире сцены, во многом определяющий ее тенденции, в октябре 2001 года. Контракт он подписал на пять лет, но мало кто сомневался в том, что он будет продлен, как это случалось с контрактом его предшественника Жерара Мортье.
Первые следы надвигающейся бури стали заметны в воздухе Зальцбурга еще на прошлой неделе. Победившие на местных выборах социалисты проявили неожиданную ангажированность в делах фестиваля (который городская власть, впрочем, во многом и спонсирует). Мэр Зальцбурга Хайнц Шаден прилюдно заговорил о том, что Петер Ружичка слишком мало времени проводит в городе и так не оставил свою параллельную работу на мюнхенском музыкальном биеннале. Петер Ружичка поначалу отвечал в том духе, что, дескать, обидеть художника может каждый, зато далеко не каждый поймет, что художник во главе фестиваля – это круто, а потому он требует особо трепетного к себе отношения. Но перед очередным заседанием кураторского совета (членом которого бургомистр Зальцбурга неизбежно является) разослал его членам письмо, в котором сообщил о своем нежелании продлевать контракт после 2006 года. Он сделал это задолго до 30 сентября, когда, согласно контракту, был обязан формально объявить о своих дальнейших планах относительно Зальцбурга.
Формальным поводом для отставки называются работы Петера Ружички над большой оперой о сошедшем с ума поэте Гельдерлине; мировая премьера в Берлине назначена на 2008 год, а также общее его желание сосредоточиться на творчестве. Не все адресаты восприняли письмо с пониманием: все-таки должность зальцбургского интенданта является ключевой в театральном мире, а время после ухода харизматичного Жерара Мортье неизбежно оказывается критическим, если не кризисным, для любого его наследника. К тому же неожиданная смерть Джузеппе Синополи, ставшего было главным дирижером в Зальцбурге, и отъезд другого дирижера-фаворита – Кристиана Тилеманна – к "конкурентам" в Байройт сильно осложнили общую ситуацию. Тем не менее господин Ружичка, по общему мнению, довольно неплохо справлялся с выпавшей ему долей, заявив к тому же на 2006 год совершенно фантастическую программу. В год 250-летия Моцарта он предполагает поставить сразу все 22 моцартовские оперы. Такого история еще не знала. Дирижировать "Титом" и "Свадьбой Фигаро" готовится Николя Арнонкур, за пульт "Волшебной флейты" встанет Риккардо Мути. Впрочем, у бургомистра Зальцбурга возникли сомнения в том, что подобное в принципе возможно: 3 млн дотационных евро он пообещал разделить в юбилейном моцартовском году на всех. В ответ Петер Ружичка сообщил, что предоставит финансовый план на 2006 год уже в ближайшем мае (что на год раньше нормы) и, вообще, собирается доработать свой срок с прежней энергией. Если, конечно, не сорвутся планы с моцартовским циклом. В этом случае отставка последует гораздо скорее.
Выяснение обстоятельств произошедшего занимает публику и критиков ничуть не меньше, чем гадание о будущем худруковского кресла. Пока даже неясно, будет ли поиском его обладателя заниматься специальная комиссия или дело ограничится работой кураторского совета. Решение об этом примут тоже в мае, и откладывать поиск не стоит: уже сейчас ведущие оперные театры мира расписывают свои планы (и, соответственно, исполнителей) на 2008 год. Так что понятен энтузиазм, с которым склоняются имена наиболее вероятных претендентов. Среди основных кандидатов на эту должность называется с десяток имен, в том числе Пласидо Доминго (в последнее время тот успешно руководит оперой в Лос-Анджелесе, а также в Нью-Йорке), Клауса Бахлера (директор венских Бургтеатра и Фолькстеатра одновременно) и знаменитого цюрихского интенданта Александра Перейры. Называется имя и Клауса Цехеляйна, руководителя Штутгартской оперы, неоднократно признававшейся лучшим театром Германии (говорят, Жерар Мортье как раз его и хотел видеть своим преемником в Зальцбурге). Особую пикантность списку придает наличие в нем имени нынешнего руководителя Парижской оперы Юга Галля, пока что не определившегося с местом будущей работы,– именно его сменяет в этом году Жерар Мортье. Интересная в случае чего может получиться рокировка.
Похожие темы
-
Зальцбургский фестиваль 2012
от Мавра в разделе Путешествия, музыка и музыкантыОтветов: 2Последнее сообщение: 13.01.2013, 16:31 -
Ежегодный фестиваль " Voices " ( фестиваль голосов ) в Ратингене ( Германия )
от femmina в разделе ДжазОтветов: 0Последнее сообщение: 28.11.2010, 00:24 -
Зальцбургский Pfingstfestspiele
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 3Последнее сообщение: 21.09.2010, 17:36 -
Зальцбургский фестиваль (Salzburger Festspiele)
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 120Последнее сообщение: 11.09.2010, 22:31 -
Есть один билет на Зальцбургский фестиваль!
от arif в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 27.07.2006, 04:35




Ответить с цитированием
Социальные закладки