Показано с 1 по 8 из 8

Тема: Зачем Бетховену sforzato?

              
  1. #1
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Зачем Бетховену sforzato?

    Я понимаю, что вопрос очень похож на известную сентенцию про козу и баян, но, с другой строны – «Я первым бы подписался на двухтомник, посвященный эстетике и философии бетховенских sforzato».

    Двухтомника нет. Не организовать ли нам поток? Если получится хотя бы «двухстраничник» - уже будет большое дело.

    Предыстория, как водится, жизненная. На днях совершенно случайно пришлось позаниматься с очень милой девушкой Третьим концертом. Девица очень старательная и музыкальная. Схватывает быстро. Будучи поставлена перед необходимостью разобраться (в первой части) где, собственно, Судьба, а где – Герой, очень быстро оставила эту милую «отцвели уж давно» манеру интонирования.

    А со sforzato и sforzando (кстати, а чем отличаются?) возникли просто непреодолимые сложности. Либо (там где удобно замахнуться) она шарахала их со всей дури, либо (например, на последних страницах финала) не делала вовсе – неудобно же! На мои робкие указания – дескать, написано же! – попыталась что-то воткнуть. Естественно, получалась ерунда полнейшая. Вот тут-то «педагог» и встал в тупик. Прежде чем говорить «как», нужно понимать – «зачем». Просто долбить в кнопку – какой смысл?

    Где-то понятно. Например – конец разработки (стр. 17 по изданию Музгиз 1946г). Совершенно явный императив, попытка утверждения найденного, еще очень робкого света – перед провалом в туман и возвращением в репризу.

    Но на один более или менее очевидный случай – сто непонятных. Предложение: давайте обсудим sforzato и sforzando именно с точки зрения «зачем» - в связи с конкретной фактурой, существованием их в конкретной динамике, структуре, интонации наконец. С примерами и ассоциациями.

  • #2
    Частый гость
    Регистрация
    12.04.2003
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    184

    По умолчанию

    Еще есть rf
    Им Б! пользуется, в основном, в медленных частях.
    Например в Largo e mesto op. 10 #3 во втором проведении темы -
    на начало такта, для придания грузности, затем - dim к концу,
    чтобы вновь на начало такта сделать rf.
    Эффект - уничтожается шансонность мотива и подчеркивается опасность романтизации. Для продолжения смыслового движения Б! использует длинное cresc в 4-м такте к аккорду в 5-ом (на dim). Гениально.

    В первой части того же опуса - там где ум-ца ум-ца в разных регистрах (нисходящие тетрахорды) - появляется сфорцандо на первую ноту лишь при втором разе, таким образом тетрахорд как мотив подчеркивается однако в нем ритмические акценты не пропадают и размер не меняется (как у Шумана или Шопена, например). Кстати, тетрахорд взят от базисного октавного мотива:
    ТА-рам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам-ПА-A-AМ,
    где в роли сфорцандо на затакт фигурирует лига к первой доле.

    Это немного не про то, но занятно

  • #3
    хансэнронся
    Регистрация
    01.02.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,890

    По умолчанию

    ... sforzato и sforzando (кстати, а чем отличаются?)
    Уважаемый Илья!
    В Книге Н.П.Корыхаловой "МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТЕРМИНЫ.Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях"(Изд-во "Композитор". С-Пб, 2002г) в одном из разделов (ЗНАКИ АКЦЕНТОВ ) содержится информация по интересующему Вас вопросу.

  • #4
    Частый гость
    Регистрация
    12.04.2003
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    184

    По умолчанию

    Прошу прощения, вопрос не только Илью интересует, а к вышеназванная книга для некоторых... хм... слегка недоступна.

  • #5
    хансэнронся
    Регистрация
    01.02.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,890

    По умолчанию

    sforzato и sforzando по существу, два разных, хотя и однокорневых термина, которые то и дело смешиваются...Во многих справочниках можно прочесть: "sforzato или sforzando "...
    Как и другие итальянские деепричастия на -ndo (allargando-"расширяя", diminuendo - "затихая" и пр.), sforzando характеризует процесс ("усиливая"); причастие же прошедшего времени sforzato ("усиленный") говорит о результате. Различие это весьма существенно для вокального исполнительства, а также по отношению к тем инструментам, где музыкант может распоряжаться жизнью звука, филируя его по своему усмотрению...
    На ф-но усиление на отдельном звуке невыполнимо, поэтому более правильным было бы употреблять здесь термин sforzato.
    Там много чего забавного про акценты(про ринсфорцандо тоже есть) Примеры из муз. произведений разных композиторов(в т.ч. и Бетховена), практика отдельных исполнителей.
    Книжка была куплена, если мне не изменяет память, в прошлом году в МДК на Новом Арбате.

  • #6
    Частый гость
    Регистрация
    12.04.2003
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    184

    По умолчанию

    Насколько я понимаю, они в нотной записи обозначаются соответственно sf и sfz , правильно?

  • #7
    хансэнронся
    Регистрация
    01.02.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,890

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Daniel
    Насколько я понимаю, они в нотной записи обозначаются соответственно sf и sfz , правильно?
    Из той же книги:
    Под сокращеним sf обычно подразумевают sforzando, под sfz - sforzato, хотя это различие, судя по справочной литеретуре, соблюдается далеко не всегда. Так, в списке сокращений, приводимом в лексиконе Римана, и sf, и sfz , раскрываются как sforzato (Rieman H. Musik-Lexicon,<skipped>1967)
    Forzando или forzato ( fz ) - синонимы
    sforzando (sforzato). Этимологически между forzando и sforzando разница лишь в префиксе s- ( от латинского "ех-"), усиливающем значение слова. В фортепианной музыке эти термины нередко взаимозаменяемы.Примеры...например... в сонатах Шуберта.
    В тексте шапеновских этюдов sf и fz используются практически на равных. В некоторых изданиях (напр., у Кёлера) совершена унификация: вместо sf везде выставлено fz.
    Помнению большинства, sforzato не выражает абсолютной динамической дозировки, а имеет относительный смысл: оно расшифровывается в зависимости от того динамического уровня, который установлен для данного музыкального отрывка. "Амплитуда sforzando огромна - от вздоха до звукового пугала ", - справедливо замечает Н.Перельман.
    .........................................
    Говоря о бетховенских sforzando , С.Файнберг замечает, что они "могут оказаться слишком резкими и назойливыми при точном из
    исполнении на ф-но", и советует подходить к ним "с осторожностью", относя это пожелание не только к бетховенской музыке, но и к сочинениям Шуберта, Шумана, Шопена...Однако , ни "резкости", ни "назойливости", чего опасается Файнберг , не будет, если музыканту известно об относителоном характере этого ударения, предполагающего лишь некоторое усиление звучности относительно данного динамического уровня.
    .............
    ...анализ нотных текстов, а также звукозаписей обнаруживает важную подробность, о которой в справочной лит-ре, как правило, не говорится. Оказывается, sforzato может выстепать может выстепать в исполнительской реализации как комбинация динамического акцента с акцентом агогическим или даже просто как агогический акцент.
    Об этом свидетельствуют и высказывания пианистов. "При sf следует усилить звук, придать ноте значительность, оттенить ее некоторой оттяжкой звука", - говорил А.Рубиншнейн...
    Испльзование sforzato в качестве агогического акцента, "как бы нематериальные, незвуковые sforzando ", подмечает в игре С.Рихтера Е.Либерман. По его словам, Рихтер часто "отказывается от авторских sforzando , заменяя их своеобразной ритмической выразительностью - взятием соответствующих звуков с "оттяжкой" ". Это наблюдение Либермана, имеет место, в частности,в верхнем голосе следующего примера из интерпретации Рихтером Двенадцатой сонаты (ч.1) Бетховена
    <приведены первые 5 тактов третьей вариации>
    Примечание: автор книги в изложении придерживается термина sforzato, сожраняя слово sforzando лишь при цитировании - там, где оно употреблено автором высказывания, по причинам понятным из первой цитаты книги моего предыдущего постинга.

  • #8
    Частый гость
    Регистрация
    12.04.2003
    Адрес
    Israel
    Сообщений
    184

    По умолчанию

    Cпасибо, действительно, sforzando в качестве агогического акцента в некоторых местах значительно целесообразней.
    Хотя, иногда сложно различить - например, в Бетховенских медленных или просто мелодичных кусках - где sforzando используется в качестве элемента неожиданности ("звукового пугала" - Н. Перельман), а где - в качестве агогического оттенения определенных звуков. Все дело в музыкальной стилистике - при исполнении мы ориентируемся все-таки на романтическую культуру и современный инструмент, в то время как Бетховен ориентировался на культуру того времени (в которой, как известно, очень любили "сюрпризы" - например, небезысвестная симфония Гайдна - дабы не усыпить слушателя) и современный ему инструмент, в котором динамические контрасты довольно сглажены (рекомендую посмотреть cтатью Альфреда Брендля). В конечном счете, выбор роли sforzando зависит от испольнительской идеи.

  • Похожие темы

    1. Зачем дирижеру палочка?
      от Tesoro в разделе Классическая музыка для начинающих
      Ответов: 41
      Последнее сообщение: 11.09.2011, 16:50
    2. Зачем?
      от Viomoth в разделе Беседка
      Ответов: 273
      Последнее сообщение: 11.07.2009, 12:45
    3. Зачем Вы занимаетесь?
      от henry4 в разделе Беседка
      Ответов: 25
      Последнее сообщение: 01.12.2007, 01:55
    4. Методические комментарии по Бетховену
      от MMI в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 06.10.2007, 20:08
    5. Срочный вопрос по Бетховену!
      от flo в разделе Беседка
      Ответов: 11
      Последнее сообщение: 16.02.2006, 23:16

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100