-
08.04.2004, 21:10 #1Постоянный участник
- Регистрация
- 11.07.2003
- Адрес
- Из глубины
- Сообщений
- 680
Еще раз про концерт Андрея Гаврилова.
Чтобы у посетителей форума не сложилось превратное мнение о состоянии российской музыкальной критики, выкладываю другую резензию, про концерт 2 апреля в ММДМ. Статья опубликована в Независимой Газете.
ПОСТУПОК ГАВРИЛОВА
Бах как поп-музыка своего времени
Андрей Хрипин
Непредсказуемый Гаврилов показал нам совсем нового Баха.
В Международном доме музыки на Красных Холмах произошло главное музыкальное событие минувшей недели, на которое пожаловал первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Пригласил его друг – экс-диссидент и знаменитый пианист Андрей Гаврилов. Весь сбор от концерта, включая гавриловский гонорар, пойдет на нужды Центральной музыкальной школы (если вспомнить историю, то свой первый выпускной балл благодарный, как показало время, ученик ЦМШ Андрюша Гаврилов получил в 1974-м в виде золотой медали на Пятом конкурсе имени Чайковского).
Большой оригинал, ниспровергатель авторитетов и возмутитель спокойствия играл главного композитора своей жизни – Баха. Впервые в один вечер прозвучали все семь клавирных концертов вечного, но так и не разгаданного до конца Иоганна Себастьяна. Впервые Гаврилов, не устающий «разоблачать» в своих резких высказываниях фиктивную, на его взгляд, сущность дирижерской профессии, сам дебютировал в амплуа дирижера или, что будет точнее, музыкального руководителя концерта, ибо в силу ситуации он, конечно, больше был прикован к нотам и клавиатуре рояля как солист. Зато ясно чувствовалось, что отсутствие посредника в лице, допустим, какого-нибудь известного маэстро сильно воодушевляло Андрея Владимировича – его личный взгляд на Баха и своя собственная, отличная от бытующих ныне клише оригинальная интерпретация могли доходить до публики напрямую, без редактуры и искажения. Ансамбль солистов Московского симфонического оркестра (что это за коллектив такой – непонятно даже из аннотации в программке) чутко ловил все порывы и прихоти гения, за что получил от него самые избыточные знаки почтения во время поклонов.
Можно долго и по-музыковедчески нудно говорить о блестящих пианистических параметрах Гаврилова, о техническом перфекционизме пианиста (хотя само название его профессии приводит его в раздражение, как и все рассуждения о виртуозности и технике). Главный его талант, как ни парадоксально это звучит, – в другом. Личности скольких и скольких замечательных музыкантов современности практически полностью растворена в исполняемой музыке и не слышна за нотами. Гаврилов же один из немногих избранных всегда умел оставаться собой и не боялся на сцене быть (а не казаться) таким, какой он сегодня, в этот самый миг – то вызывающе экстравагантным (в расстегнутой чуть ли не до пупа черной рубахе с золотой цепью, длинными лохмами и рокерскими повадками), то подчеркнуто корректным и академичным, подчас расстроенным, сердитым, а то и перевозбужденным и потому слишком разговорчивым.
Гаврилов всегда интересен, так как никогда не знаешь, чего от него ждать, что он выкинет на сей раз (не дай бог, возьмет и выйдет голым, как это случилось однажды с другим великим пианистом, – шутка, конечно). Сегодня он играет Баха в классических традициях, а завтра собирается делать «Гольдберг-вариации» в рок-обработке с участием Эрика Клэптона, Марка Нопфлера, Пако де Лусия и Джона Вильямса. Это человек Поступка, ибо только такой на самой вершине успеха (лучшие площадки и фирмы грамзаписи, огромное состояние, дома, жены, красивые вещи и женщины) может внезапно все бросить, сбежать от профессии и людей, долгих семь лет проведя в странствиях и духовном поиске, а потом так же внезапно вернуться и начать все с нуля. Возвращение Гаврилова к концертной деятельности (и заодно на родину, где не был лет пятнадцать) совпало с началом тысячелетия. В родные пенаты он вернулся в описанном выше неформальном имидже и в довольно расплывчатой физической форме, которую на сегодняшний день довел до приятного спортивного вида.
Бах Гаврилова свободен и раскрепощен. Это полная противоположность строгому стилю с его сдвинутыми от осознания серьезности миссии бровями. Это никакой не аутентизм с его условностью и научно-кабинетным рационализмом. Это современная музыка. Это импровизация. Это полет фантазии. Даже некое актерское перевоплощение – судя по мимике и жесту, во время исполнения баховской музыки Гаврилов явно существует в каких-то им самим придуманных обстоятельствах и играет какие-то роли, веселые и грустные (поэтому особенно интересно тем, кто сидит близко к сцене). Более того, Гаврилов (почти как в кинокомедии «Антон Иванович сердится») заявляет всему свету, что Бах это не только труд, философия и глубина – это развлечение, поп-музыка, эстрада своего времени. Он и играет Баха с таким явно неакадемическим акцентом, находя, как и прежде, и приверженцев, и тех, кто не принимает таких «вольностей в обращении». Однако аплодирующему большинству в ММДМ трех часов Баха с маленьким перерывом оказалось мало. Больше всего не ожидали биса замечательные солисты-флейтисты, тем не менее пришлось целиком играть на бис финальную жизнеутверждающую фугу из не менее замечательного Шестого фа-мажорного концерта с двумя обильно солирующими флейтами.Будьте счастливы!
Zarastro.
Тоже красиво написано. Вчера по делам мне пришлось посетить коктейль, устроенный в первую очередь для чиновников правительства Лужка. Было смешно наблюдать слуг народа вне привычного антуража. Еще смешнее был показ моделей. Качество самих изделий было на уровне Черкизовского рынка. Я довольно быстро смылся оттуда, но впечатлений для раздумий хватило.
На самом деле в определении показ моделей уже сместились смысловые акценты. Теперь это показ обнаженного женского тела под ширмой моды. По сути – ничем не отличается от стриптиза вокруг шеста в 20 веке, или канкана в 19 веке.
Таким образом, включая элементы сексуального потребления в программу, автор шоу сознательно превращает его в балаган и опускает на уровень не достойный высокого искусства. А сам исполнитель произведений Баха ставит их в один ряд с «Муркой», и иными произведениями, обычно вызывающими чувство омерзения. Соответственно стоит относиться и к такому интерпретатору.
Тут рассуждали на тему словообразования названия другой статьи «Бахо-хульство». Мол хула на Бога и так далее. Gtn прав, исполнение произведений Баха в перерыве между тренировкой половых гормонов ничем иным, кроме как очередной хулой на Бога, назвать нельзя.
ув. Genn!"Тренировка половых гормонов" - личное дело каждого. Если у вас с этим проблемы - достаточно просто красивых девушек в зале... Я что-то не понимаю.. Вы сами-то были на концерте? Если были, то видели, что показ происходил скромно, модели - чуть ли не повседневные... девушки - артистки из театров... И публика - небольшая часть, окружив показ моделей одежды скрыла его от других. Это было - как легкий намек с доброй улыбкой. Так же можно упрекнуть тех, кто в перерыве концерта предался в буфетах чревоугодию и питию (Особенно спиртного!).
Еще хуже - иные курили в отведенных для этого местах. Как этот гедонизм совместим с высоким искусством? непонятно.. Genn прав!
Переходим на личности? Ну что же.Сообщение от Gtn
![]()
Я лично предпочитаю слушать такую музыку дома. Попить зеленого чаю, стабилизировать дыхание, открыть чакры для живительных вибраций и ...
![]()
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Еще раз про концерт Андрея Гаврилова.
Маленькое замечание. Что-то я не заметил (может, и ошибаюсь) у АГ высказываний насчет фиктивности дирижерской профессии... Он говорил, что не любит эту профессию ("примеряя" к себе). (Можно и слова Рихтера вспомнить о дирижированииСообщение от zarastro
)
"Разоблачение" и "нелюбовь" вещи разные. В этом случае автор статьи допускает досадное (недопустимое, на мой взгляд) смещение смысла...
Re: Еще раз про концерт Андрея Гаврилова.
Уважаемый Zarastro, а где бывают такие же рецензии, только не после, а до? То есть, рекомендации?Сообщение от zarastro
Рудольф, роль рекомендации могут, наверное, сыграть пост-рецензии на другие аналогичные концерты приезжающего человека. Скажем, о Бахе АГ (концерты) была восторженная немецкая пресса, которой можно, мне кажется, в определённой степени доверять. Тут цитировали.
Re: Еще раз про концерт Андрея Гаврилова.
Врёт "Независимая". Ни одной копейки не пошло "на нужды Центральной музыкальной школы". Вообще, фонд мадам Сукачевой не имеет отношения к ЦМШ и никаких денег учащиеся от "благотворительной" деятельности Гаврилова не получают.Сообщение от zarastro
Чтобы не было доп. вопросов сразу скажу: информация - от зам. директора ЦМШ по концертной работе.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Интересно, а у зам. директора ЦМШ по концертной работе не информации о том, в чей же карман пошли деньги?
everything in its right place (c)
Прошу прощения за вмешательство в разговор. Но "Независимая" если и врет, то из-за доверчивости. Цитирую программку концерта (черным по желтому): "Все собранные средства, включая гонорар Андрея Гаврилова, пойдут на нужды Центральной музыкальной школы". Далее приведены банковские реквизиты и номер счета, на который меценатам надлежит перечислять средства, последовав примеру пианиста. Если что-то куда-то не поступило, тут уже надо разбираться, почему, и кто же врет.
Похожие темы
-
Приглашаем на концерт Форума Классика с участием Зураба Соткилавы и Андрея Гаврилова
от Борис Тараканов в разделе Хоровая музыкаОтветов: 35Последнее сообщение: 03.12.2009, 16:12 -
Рецензия на концерт Виртуозов Москвы с участием Андрея Гаврилова
от Читатель в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 7Последнее сообщение: 23.10.2009, 00:41 -
Записи Андрея Гаврилова
от Alea Kirtchmann в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 72Последнее сообщение: 30.07.2007, 20:27 -
Записи и фотографии Андрея Гаврилова
от Музыкант в разделе Исполнители-солистыОтветов: 6Последнее сообщение: 27.08.2005, 19:35 -
Интервью Новое интервью Андрея Гаврилова
от MAks в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 04.04.2004, 23:29



Ответить с цитированием



Социальные закладки