Помогите с методикой чтения и развития беглости чтения нотного фортепианного и органного материала.
Есть ли таковая? Или все познается только практикой. Но успехи от нее , увы, ой как медленны. Мне приходится переучиваться, поскольку всю жизнь играл на кларнете и "злой" опыт чтения одноголосного материала до сих пор не слишком позволяет мгновенно видеть вертикаль (гармоническую или мелодическую) на двух станах.
А тут еще аппликатура малость тормозит, даже если что-то простенькое да с листа.
Ганона играю почти всего. Но, простите, там достаточно видеть один стан.
Поискал вот на такой запрос 'degree of fluency in reading music' в Google. Что-то не слишком предметно, да и в анг. не силен.
Чем поможете? Спасибо.
Последний раз редактировалось Bors; 13.02.2007 в 08:44.
Причина: уточнение заголовка
Между прочим очень интересный вопрос поднят! Удивляюсь, что так мало проявили к нему внимания участники форума. А между тем, не все здесь просто. Конечно практика, в виде знакомства с различными видами фортепианной фактуры, умение ориентироваться на клавиатуре не глядя, не отрывая глаз от нот, наработанные стандартные аппликатуры - все это очень помогает. Но также и правильная работа мозга дает очень много. Сам замечал, примерно одинаковый текст в одно время читаю свободно, музыка как бы льется из под пальцев нигде по дороге не задерживаясь. А в другой раз могу спотыкаться в каждом такте. Зависит от настроя и способа прочтения нотного текста. Если осозновать каждую подробность, пропускать через сознание (Я по Фрейду), то голова не поспевает. А если удается достичь некоторой степени отстранения, когда мозг работает "на автомате", сознание отключается от контроля за каждой нотой, сосредотачиваясь на более общих вещах, таких как динамика, фактура и способность видеть текст вперед, то чтение идет значительно быстрее и ровнее. То есть требуется определенная автоматизация перевода нот в движения рук. Возможно здесь могут быть полезными методики аутотренинга.
[quote=Fanatic;269079]Между прочим очень интересный вопрос поднят! Удивляюсь, что так мало проявили к нему внимания участники форума.quote]
Подпишусь под всем Вами сказанным!
Ну и, собственно, поэтому и не проявили, видимо, что всё это очень правильно и очевидно!
...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
[quote=Амис;271713Подпишусь под всем Вами сказанным!
Ну и, собственно, поэтому и не проявили, видимо, что всё это очень правильно и очевидно![/quote]
Я тоже подпишусь. Но...
Что же тут такого правильного и очевидного?
Неужели сам факт тренировки "автоматизации перевода нот в движения рук"?
Но ведь речь-то не об неоспоримости такого факта. Речь о методиках, которые применяют или применяли на заре освоения ф-но. О тех, которые прошли через такую тренировку и могут и хотят поделиться такой методикой.
С вашего позволения аутотренинг - вещь глобальная, общеметодическая. Ее метод основан на расслаблении гладкой мускулатуры (только благодаря этому возможно некое приоткрытие ворот в подсознание и тогда на этом фоне проводится самовнушение по формулам. А вот формула абстрагирования сознания и концентрация на психонейронной связи по цепи "глаз на ноты - руки на клавиши" представляется мне пока не слишком убедительной. Чего-то здесь не хватает.
А ведь действительно странно, что эта тема имеет пока не слишком активный статус.
Ждем-с.
Ya boyus´ chto ne skazhu nichego uteshitelnogo. Vas ne ustraivaet postepennoe nabiranie opyta, avtomtizaciya otdelnyh parametrov processa chtenia? No tak ono v samom dele i est`. Praktiki nichto ne zamenyaet. Esli vy nedavno nachali igrat na f-no, ne udivlyaites chto ruki poka ne naidut sami avtomaticheski aplikaturu i mozg ne zahvatyvaet mnogogolosnuyu partituru. K etomu nuchno privykatsya s detstva. Ne zrya detei uchat s semi let ili ranshe. I vsyo ravno dazhe mezhdu muzykantami, prohodyashchimi odinakovuyu shkolu i trenirovku s semi let, mozhet byt´10 ili 100 razovaya raznica. Kto-to mozhet chitat` a drugoi pochti net. Est lyudi kto bystro zapominayut i 2. ili 3. raz igrayut uzhe luchshe chem tot kto s pervogo raza chitaet genialno. U menya est studentka kotoraya po solfegio dvoika s minusom. S lista ne chitaet. No kak-to po svoemu po kuskam chitaet, zapominaet, i v konce-koncov ne medlennee drugih vyuchivaet.
Ne zhdite bystrogo pryzhka, recepta na chudo.
А вы не замечали, что Вертикаль зачастую слышишь? То есть, руки сами берут нужное, исходя из того, что слышат уши. Такое предслышание очень и очень распространено. Здесь в некотором роде абстрагируешься от каждой отдельной ноты и приходишь от частного к целому. А как вот, к примеру, читают три строчки? Именно так.
Ещё для тренировки необходим анализ исключительно глазами, только именно без интрумента, сначала подробный и тщательный, а со временем этот анализ сводится к беглому взгляду на ноты, которые уже на рояле стоят и этого достаточно для охвата целого.
...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Опыта у меня немного, но знаю книгу Нейгауза "Искусство фортепианной игры", - так в ней большое значение придается способности читать ноты, не произнося в уме их названия (типа сольфеджио) - это здорово помогает в развитии беглости, в то числе и при чтении с листа. То есть ноты должны, минуя сознание, сразу проваливаться в пальцы. Меня в детстве этому как-то не научили, от этого на ф-но весьма косноязычен.
"Не расставайтесь с иллюзиями. Без них жизнь ваша превратится в тоскливое существование."
Замечательно, что интерес к теме проснулся!
Вопрос к профессионалам. Каких на деле вершин достигает скорость чтения с листа? Скажем в венгерском издании ХТК пятиголосные фуги напечатаны партитурой по строчке на голос. Кто нибудь может это прочесть экспромтом? Сонату Бетховена (29, 32)? Листа с листа это реально?
Если Вы спрашиваете о вершинах, то нельзя не вспомнить Листа и свидетельства очевидцев, например того, как тот читал с листа черновую рукопись скерцо Брамса в темпе, параллельно давая комментарии по музыкальному тексту, или как он играл сходу в темпе, тоже по рукописи, скрипичную сонату Грига, с добавлением скрипичной партии и сохранением всей фактуры и тоже снабжая всё это комментариями.
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Духовые инструменты занимают особое место в музыкальной культуре. Они используются в классической, джазовой, народной и современной музыке, формируя характерное звучание ансамблей и оркестров....
Телеграм-каналы за последние годы стали одним из самых удобных инструментов для передачи информации, продвижения идей и развития личных или бизнес-проектов. Формат позволяет напрямую общаться с...
Социальные закладки