Тема: Редкости в прямом эфире
-
19.08.2004, 09:01 #1
Редкости в прямом эфире
Газета "Культура":
Радио "Культура" транслирует концерты
Татьяна ДАВЫДОВА
У концертной дирекции радио "Орфей", до сего времени остававшегося в эфире абсолютным монополистом в области академической музыки, появился реальный конкурент. Его рождение, конечно, не стало для "Орфея" неожиданностью, ну а теперь свершившийся факт, возможно, вынудит доброе знакомое радио с дикторами старой закалки и незыблемым сводом передач призадуматься насчет каких-нибудь действенных ноу-хау. Новорожденная радиостанция "Культура", входящая в состав холдинга ГТРК "Культура" наряду с телеканалом и редакцией звукозаписи, понемногу набирает обороты, пусть пока ведя, так сказать, "экспериментальное" вещание в регионы (и за рубеж) и по ходу дела доводя до требуемой кондиции полученную ею техническую частоту 91.6 FM. Москвичи и жители области смогут оценить работу нового СМИ, может статься, уже в сентябре. В начале августа же музыкальная редакция радиостанции "Культура" запустила свой первый большой долгосрочный проект – цикл концертов в прямом эфире.
Цикл получил название "Музыкальные редкости", вести его взялся Артем Варгафтик. И первыми перед микрофонами Концертной студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи на Малой Никитской предстали участники трио "Opus 11": кларнетист Валерий Горохолинский, пианистка Марина Горохолинская и виолончелист Михаил Уткин. Артем Варгафтик пояснил слушателям, что под "музыкальными редкостями" следует понимать не только редко звучащие в повседневной концертной практике сочинения, а и "редкие прочтения, редкие сочетания, редкие транскрипции и т.д. – то есть все то, что позволяет по-новому услышать даже уже известное". Замах у шефа музыкальной редакции недюжинный: особенно сложно выявлять заблаговременно (чтобы затем включать в программы) редкие прочтения.
Ансамбль "Opus 11" представил некоторые виды "редкостей". Так, исполнение трио Луизы Фарранк – одногодки Глинки, блестящей французской пианистки, преподававшей в Парижской консерватории, – можно считать российской премьерой. Сочинение не претендует именоваться шедевром, но оно при своей ненавязчивой компилятивности не лишено романтического чувства и некоего изящества, посему, как справедливо заметил Валерий Горохолинский, "дамам нравится". Новинкой для слушателей стали также сделанные Михаилом Уткиным и объединенные в сюиту затейливые транскрипции фортепианных пьес Клода Дебюсси ("Кукольный кейк-уок" и "Менестрели") и двух частей фортепианного трио последнего. Кроме абсолютных раритетов, исполнялись Пьесы-фантазии ор.73 Шумана для кларнета и фортепиано, фа-мажорная виолончельная соната Рихарда Штрауса, "Элегическая песнь" д’Энди. И даже если интерпретации этих произведений не причислять к разряду редкостей, следует отметить, что вдохновения исполнителей хватило, чтобы убедительно передавать и глубочайшую меланхолию (у Шумана), и безудержную эйфорию (у Штрауса), и юмор подтрунивавшего над ранним джазом Дебюсси. А в целом все участники трио – явные лирики, что проявилось даже в скерцозных и оживленно-моторных эпизодах. Говоря о редкостях, обыденным не назовешь и состав исполнителей. Первым это сочетание тембров (кларнет, виолончель и фортепиано) нашел чрезвычайно благозвучным Бетховен, сочинивший в 1798 году свое си-бемоль-мажорное "Гассенхауэр-трио" ор.11, собственно, и давшее название российскому ансамблю.
Цикл концертов "Музыкальные редкости" продолжится осенью. В студии выступят Квартет им. П.И.Чайковского, Александра Гришкина (меццо-сопрано) с Левоном Оганезовым (фортепиано), группа Сергея Старостина. В середине октября в прямом эфире стартует мини-цикл "Воспоминание о ХХ веке" ансамбля "Новое трио": опусы отечественных авторов, созданные в период с 1900 по 2004 год, с комментариями Варгафтика исполнялись в прошедшем сезоне в абонементе Дома музыки, а теперь будут преподнесены более широкой аудитории. Еще один музыкальный проект радио "Культура" – "Фестиваль в прямом эфире": в Концертную студию ГДРЗ уже завтра и послезавтра (20 – 21 августа) придут участники фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж", не занятые в основной программе, а финал джазового форума в воскресенье, 22 августа, радиостанция намерена транслировать прямо из сада. И такое стечение обстоятельств тоже пока редкость.everything in its right place (c)
Для меня так и осталось непонятным из вашего сообщения - началось ли вещание радио "Культура" в Москве или начнется только в сентябре? И для кого же тогда транслировался вышеупомянутый концерт? Для "зарубежа" что ли?Новорожденная радиостанция "Культура", входящая в состав холдинга ГТРК "Культура" наряду с телеканалом и редакцией звукозаписи, понемногу набирает обороты, пусть пока ведя, так сказать, "экспериментальное" вещание в регионы (и за рубеж)
как я понял, для других регионов России.
дома проверю частоту - есть ли там что-нибудь.
everything in its right place (c)
Стас писал:
Попробовал сам проверить указанную в статье частоту 91,6 Мгц.дома проверю частоту - есть ли там что-нибудь
Ничего нет.
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
А можно дату статьи?
Радио "Культура" сейчас вещает только на регионы,насколько я знаю. В начале августа говорили, что вещание на Москву на 91,6 начнется в сентябре.
Правда, на каком-то этапе мне показалось, что последние страсти с ВГТРК могут отложить вещание на Москву, но, видимо, все идет по плану. Так что ждем сентября.
Татьяна ДАВЫДОВА в газете "Культура" писала (см. начальный пост Стаса):
Я вот никак не пойму, что означает выражение: «незыблемым сводом передач». Если это означает, что радио «Орфей» строит свое вещание в соответствии с программой передач, которая, к сожалению, теперь нигде не публикуется, то разве это плохо. Ведь классика это не попса, широким потоком льющаяся со всех остальных радиостанций, которую можно слушать разве только как фон где-нибудь в автомобиле, когда все равно, что и когда звучит.У концертной дирекции радио "Орфей", до сего времени остававшегося в эфире абсолютным монополистом в области академической музыки, появился реальный конкурент. Его рождение, конечно, не стало для "Орфея" неожиданностью, ну а теперь свершившийся факт, возможно, вынудит доброе знакомое радио с дикторами старой закалки и незыблемым сводом передач призадуматься насчет каких-нибудь действенных ноу-хау.
Для классики мне, например, хотелось бы знать заранее, какое произведение или какой концерт будут передавать такого-то числа в такое-то время.
А что имеется в виду под «дикторами старой закалки» - неужели то, что дикторы старой закалки обычно говорили четко и грамотно, чего никак, к сожалению, нельзя сказать про дикторов закалки новой.
Особенно же смущает вот это выражение: «у … радио "Орфей", до сего времени остававшегося в эфире абсолютным монополистом в области академической музыки, появился реальный конкурент».
Что, новорожденное государственное радио «Культура» будет конкурировать с государственным «Орфеем» в части нищенского финансирования последнего? Очень бы не хотелось. Или они будут отнимать друг у друга своих не слишком-то многочисленных слушателей из числа вымирающей интеллигенции?
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
По мне так хорошо бы хоть кто-нибудь из них наконец внятно задекларировал свое намерение заполучить в качестве аудитории хотя бы часть молодежи. И потом сделал что-то, чтобы претворить декларацию в жизнь. Это самое первое.
Далее, не совсем согласен с Вами в качестве фона. Не всем и не всегда все равно, что несется из приемника в машине. Поэтому попсовых станций так много. Учитывая то, что новая "Культура" вещает на FM, открыв утреннее шоу, они бы легко оттянули на себя достаточно большую часть утренней "автомобильной" аудитории. .
Под это дело можно было бы рекламу гонять, и все, что хочешь. Это для неподготовленной аудитории. А для подготовленной - вечером, когда все остальные к телеку прилипают.
Ну, и по поводу "старой закалки". Безусловно, говорили грамотно. Но я отчасти согласен с тем, что сами голоса дикторов на Орфее немного... устаревшие, что ли. Они реально могут отпугивать. Мне все равно, к примеру, но для довольно большого количества людей это может быть отрицательным моментом в эфире.
Другое дело, что, даже исходя из этой статьи, там, как всегда, организовывается некий "междусобойчик", но от этого никуда не уйдешь. Я где-то видел план вещания новой "Культуры" - они довольно много интересных вещей придумали, поэтому там, мне кажется, будет о чем разговаривать, так или иначе.
Борис писал:
Эх, дорогой Вы наш отец-основатель, ну и утопист же Вы!По мне так хорошо бы хоть кто-нибудь из них наконец внятно задекларировал свое намерение заполучить в качестве аудитории хотя бы часть молодежи. И потом сделал что-то, чтобы претворить декларацию в жизнь...
Да для того, чтобы «заполучить в качестве аудитории хотя бы часть молодежи» нужна системная государственная политика в области пропаганды культуры вообще и классической музыки в частности. Обязательно нужно, чтобы классика хотя бы иногда звучала и на обычном радио и ТВ.
Вот пример из не такого уж далекого советского прошлого. В магазине «Мелодия» на Калининском проспекте ко мне обращается молодой парень самого что ни на есть простецкого, я бы даже сказал, деревенского вида, в гимнастерке, видимо недавно демобилизовался и теперь проездом через Москву возвращается домой (из нашего разговора впоследствии выяснилось, что так оно и было). Спрашивает, не поможете ли найти пластинку с такой-то мелодией, пытается мне ее напеть, вернее промычать, с некоторым трудом удалось догадаться, что это начало Andante из скрипичного концерта Мендельсона. Вижу у него в руках несколько пластинок с классикой: 1-й концерт и 6-я симфония Чайковского, 2-й концерт Рахманинова.
Спрашиваю, как получилось, что вы начали интересоваться классической музыкой. Он рассказывает, что у них в казарме работала радиоточка, и вот как-то, когда особенно одолела тоска по родному дому, услышал он эту мелодию Мендельсона, и поразила его она в самое сердце. Вот только диктор после окончания не объявил, что же это звучало. После этого он стал прислушиваться к радиоточке, когда звучала классика, «услышал» еще несколько мелодий и вот теперь, проезжая через Москву, нашел этот магазин (у них в маленьком городке классики в магазинах совсем нет) и попросил продавца подобрать ему несколько пластинок с теми произведениями, мелодии из которых он «расслышал» в своей казарме.
А вот история из нашего настоящего.
Беседую на Горбушке со своим знакомым продавцом. Вдруг подбегает взмыленная молодая дама, по виду типичная бизнесвумен, сует под нос продавцу свой мобильник, последний что-то там пиликает, дама спрашивает, что эта за мелодия, можно ли ее купить, а то она уже весь рынок обежала – нигде не нашла.
Продавец обращается ко мне, он хотя и торгует классикой, но знает её еще плохо. Слушаю, узнаю начало фуги (именно фуги, а не токкаты) из BWV 565. Довольная дамочка покупает соответствующий компакт и мчится к выходу. Так что надо сказать спасибо производителям мобильных телефонов за популяризацию классики.
Вот такие истории.
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Дорогой Вы мой Читатель, никакой утопии тут нет.А вот государственная поддержка - уже есть. ТВ и радио "Культура" - тому свидетельства. Или Вы думаете, что в это дело будут вкладывать миллиарды? Не будут.
Другой вопрос, чтобы где-то как-то тем людям, которые занимаются этими вещами, освободиться от хотя бы небольшого количества собственного снобизма и подумать головой. Но для этого государственная поддержка не нужна.
Или под государственной поддержкой Вы подразумеваете прямые директивы сверху "делать то-то"?![]()
19 августа 2004 годаСообщение от boris
everything in its right place (c)
Похожие темы
-
Редкости в магазине
от Нина в разделе Классика XXI @ LivejournalОтветов: 0Последнее сообщение: 04.04.2011, 07:50 -
19 ноября, Мастеркласс в прямом эфире !
от maev в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 16.11.2009, 00:08 -
Симфоническая музыка Оркестр Большого театра в прямом эфире Mezzo
от boris в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 8Последнее сообщение: 07.09.2008, 12:20 -
национализм в прямом эфире.
от flo в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 145Последнее сообщение: 10.03.2004, 00:14 -
Результаты первого тура в прямом эфире
от boris в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 0Последнее сообщение: 10.06.2002, 23:33




Ответить с цитированием


Социальные закладки