-
28.03.2007, 21:54 #1
"Страсти по Матфею" еп. Илариона
Здравствуйте все!
А вот интересно, кто-нибудь был вчера на премьере "Страстей по Матфею" еп. Илариона? Мне, к сожалению, не удалось попасть, но очень хотелось бы узнать, что за стиль, какие впечатления у народа?
И каково отношение к его музыкальному творчеству вообще, например к недавно исполненным Всенощной и Литургии?Последний раз редактировалось Попевка; 28.03.2007 в 21:55. Причина: спам
Re: "Страсти" еп.Илариона
А в теме "Страсти по Матфею" в разделе, посвященном концертам, WALDEMAR уже высказался.
Hin ist alle meine Kraft;
Alt und schwach bin ich.
Re: "Страсти" еп.Илариона
Спасибо, сейчас взгляну!
А Вы, случайно не знаете, почему в каждое мое сообщение автоматически вставляется спам (ссылка на неприличные открытки)?????? Что с этим делать??
Последний раз редактировалось Попевка; 28.03.2007 в 22:04. Причина: спам
Re: "Страсти" еп.Илариона
Мда... Г-н WALDEMAR не высказался, а выругался и, кажется, кому-то что-то написал в личку. Хотелось бы все же услышать нормальный отзыв. И о его богослужебных циклах тоже.
Мне, например, у владыки Илариона очень нравится Всенощная. Конечно, на новое слово в современной музыке не претендует, но истинно церковная вещь: в хорошей московской традиции, звучит все время знакомо, но не повторяет предшественников... Не перетягивает внимания от текста на себя, но звучит достойно этого текста. Хотелось бы это услышать или спеть в храме. Кто-нибудь со мной согласен?
Re: "Страсти" еп.Илариона
Могу переслать Вам соотв. ЛС, но только с согласия автора.
Hin ist alle meine Kraft;
Alt und schwach bin ich.
- Регистрация
- 08.12.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 349
Re: "Страсти" еп.Илариона
Уважаемая Виктория,
Я был на этой премьере. Я бы ничего и не написал бы, но очень меня возмутили высказывания гг. Русакова, Вальдемара и иже с ними. Если они нерусские, то должны были бы постесняться затрагивать чужую культуру и оскорблять её, если же они русские, то им должно было бы быть стыдно за своё непонимание, оголтелость и разнузданность (типа баса-континуо на гармошке с балалайкой). Не могу не вспомнить А.Варгафтика, вещавшего всенародно по нашему российскому ТВ в передаче о Г.Свиридове, как ему обрыдла эта русская музыка с ее пресловутыми колоколами и портянками.
Теперь по существу дела. Я сам с большой настороженностью шёл на это мероприятие. Так уж сложилась история, что православная и католические (протестантские и пр.) традиции богослужения со временем сильно разошлись. И отношение верующих к религии тоже претерпело сильные изменения. В западной церкви люди ходят в храм, как в театр. Там они с удобствами сидят на скамеечках, слушают прекрасную музыку, орган, оркестр, хоры. Когда им надо стать на колени, то подкладывают мягкие подушечки, чтобы коленям не было больно. В православии все обстоит значительно аскетичнее. Человек приходит к Богу, а не на развлекаловку, поэтому отвлекающих от молитвы факторов не должно быть. (Я не берусь утверждать, что одна традиция хороша, а другая плоха, просто констатирую, что так уж сложилось). Лишь в последние годы в церквах появились по уголкам лавки для больных и престарелых прихожан, кто просто физически не в состоянии выстоять длительную службу. Музыки в православных храмах нет, лишь небольшой хор, управляемый регентом и поющий a capella. Хорошее пение теперь стало редкостью. Слава Богу, в Москве сейчас положение заметно улучшилось. Пришло много молодых людей с хорошими голосами, прекрасным слухом, теперь пение в храмах можно слушать и даже наслаждаться. Но на периферии хоры, состоящие из древних старушек с деревенскими голосами, слушать просто невыносимо. Поэтому появление такого произведения, как "Страсти по Матфею" является, на мой взгляд, просто революционным для православной церкви событием. Думаю, что епископу Илариону пришлось много убеждать своих коллег и высшее руководство, чтобы получить благословение на такое сочинение и его исполнение. Конечно, западная церковь имеет уже многовековую традицию церковной музыки. В ее лоне выросли такие корифеи как Жоскен Депре, Монтеверди, Бах, Гендель, Моцарт…
В православии таких мощных традиций не было. Очень строгие каноны были.
Епископ Иларион – совсем еще молодой человек (1966 г.р.). Конечно же, его произведение не сравнится с гениальным творением Баха, но, на мой взгляд, это вполне добротное и профессиональное сочинение, которое мы должны с радостью приветствовать.Произведение имеет четыре части (Тайная вечеря, Суд, Распятие, Погребение) и состоят из 48 номеров. В исполнении участвует большой хор (Гос. Третьяковской галереи), оркестр и 5 солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас и баритон, исполняющий роль евангелиста. Все это сопровождается струнным составом оркестра. Духовые и ударные инструменты отсутствуют. Дирижировал всем этим В.И.Федосеев. Мне понравилось то, что написал автор для оркестра, ОЧЕНЬ понравилось написанное для хора. Роль солистов была крайне незначительная, за исключением партии евангелиста, которую исполнял протодиакон Виктор Шиловский. Остальным солистам композитор не дал развернуться. Достаточно сказать, что в 1-м отделении у меццо-сопрано было всего одна ария (сопрано даже не выходила на сцену), а во 2-м отделении не было меццо-сопрано, а у сопрано тоже была всего одна ария.
Второе отделение открылось появлением в правительственной ложе Патриарха Алексия II, который поприветствовал всех присутствующих и произнес краткое напутствие. Публика выслушала его речь стоя. Патриарха сопровождал митрополит Кирилл и еще какой-то иерарх, но я его не смог разглядеть.
В целом впечатление очень положительное. Хор был просто великолепен. Оркестр немножко показался мне слабее. О солистах я уже сказал. Интерес со стороны публики был очень велик. Зал был полностью наполнен, а лишние билетики спрашивали еще на подходах к БЗК. Меня это искренне радует.
Re: "Страсти" еп.Илариона
Если кого обидел, то искренне об этом сожалею.
Русский или нет? Не знаю. По метрическим данным --- да, по факту, видимо, жуткая смесь.
По сути.
1. Приемлемы ли "Страсти" в православном обряде?
Именно как часть церковного культа? Или же мы имеем дело с произведением, не относящимся к обряду православной церкви?
2. Если "Да, приемлемы", то наличие оркестра является попранием православных норм исполнения церковной музыки, вне связи с тем, как лично я к этим канонам отношусь. А попрание канонов куда хуже и вреднее, чем мои едкие высказывания.
3. Увы, писал свое сообщение в крайне расстроенных чувствах после баховских "Страстей", где было уж подлинное глумление.
Hin ist alle meine Kraft;
Alt und schwach bin ich.
Похожие темы
-
Ищу ноты оратории "Страсти по Матфею" Илариона Алфеева
от SvetJ в разделе Поиск нот для хораОтветов: 1Последнее сообщение: 28.01.2013, 01:04 -
Ищу ноты И.С. Баха "Страсти по Матфею", переложение для голоса и ф-но
от D-moll в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 3Последнее сообщение: 09.04.2012, 21:24 -
ищу ноты И.С. Баха "Страсти по Матфею", переложение для голоса и ф-но
от D-moll в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 0Последнее сообщение: 05.10.2009, 18:57 -
Бах, Страсти по Матфею, "Können Tränen meiner Wangen"
от nit@ в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 2Последнее сообщение: 10.07.2009, 19:18





Ответить с цитированием



Социальные закладки