1. #1

    По умолчанию Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Думаю, уже много раз обсуждались циклы Шопена, Шостаковича, и прочих; а вот аналогичные сборники авторов до-Баховского периода - по-моему, ещё серьёзно не обсуждались. Предлагаю поговорить на эту тему - заодно осветим историю вопроса (ну, а если не осветим, то, возможно, кому-нибудь будет интересно просто почитать это сообщение .

    Предлагаю игнорировать собрания сочинений "во всех церковных ладах", потому что таких существует, кажется, довольно много. (впрочем, если кому интересно, можно и о них поговорить). Из тональных мне известны вот такие произведения:

    1. "Ariadne Musica" Иоганна Каспара Фердинанда Фишера; 1702 год.
    20 пар "прелюдия и фуга", но использовано 19 тональностей (там ещё затесались лады в паре случаев). Миниатюрные и местами довольно изобретательные произведения, но уж слишком короткие. Коллекция писалась ради демонстрации возможностей нового органа, который Фишер помогал строить. Судя по некоторым заимствованиям и схожести некоторых фуг с аналогами в ХТК, Ariadne Musica явно вдохновляла Баха.
    Ноты (только фуги) в PDF:
    http://www.artlevine.com/baroque.fis...SubCategory=39
    Почитать:
    http://en.wikipedia.org/wiki/Ariadne_musica

    2. "Exemplarische Organisten-Probe" Иоганна Маттезона; 1719 год.
    Это, насколько мне известно, теоретический трактат, в котором помимо прочего содержатся 24 клавирных упражнения во всех 24 тональностях. Никогда не слышал, нот не видел, так что ничего больше сказать не могу.

    3. "Fantasia" из "Labyrinthus musicus" Фридриха Суппига; 1722 год.
    Суппиг, если верить информации в Сети - это какое-то недавнее открытие; опубликовал два трактата про темперацию и настройку инструментов, в одном из трактатов - гигантская фантазия, использующая все 24 тональности. То ли многочастная, то ли модуляциями - непонятно. Почитать (англ.) можно здесь:
    http://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Suppig
    И здесь: http://bach.tuning.googlepages.com/suppig
    Может, подделка? Очень уж мало информации; да и по второй ссылке делаются какие-то сумасшедшие подозрительные попытки установить сходство между ХТК и Суппиговским трактатом на основе сходства оформления титульных листов того и другого (!). Сам не слышал (разумеется) и нот тоже не видел.

    4. "Fugen und Praeambuln ьber die gewцhnlichsten Tonos figuratos" Иоганна Пахельбеля; первое и последнее упоминание - 1704 год.
    Скорее всего, прелюдии и фуги во всех церковных ладах, а не во всех тональностях (к сожалению, не знаю немецкого - может, кто-нибудь подскажет точный перевод названия?), но точной информации нет - сочинение до наших дней не сохранилось (а возможно, и вообще не было издано). Очень жаль, учитывая, что Пахельбель умер в 1706ом, а до этого писал фуги всю жизнь и был, не считая Лоэта, первым композитором, концентрировавшимся на фуге.

    5. Манускрипт 1567 года Джакомо Горцаниса.
    Содержит, если верить Гроуву, 24 пары "пассамеццо-сальтарелло" для лютни во всех тональностях. Для сомневающихся, вроде меня, вот цитата: A manuscript by Gorzanis, dated 1567, contains a cycle of 24 passamezzo-saltarello pairs; the suites use the antico and moredno formulae alternately and the cycle contains one suite in each of the major and minor keys. Я свободно владею языком, но мне одинаково сложно понять как что именно имел ввиду автор (помимо пар танцев есть ещё и сюиты? 24 штуки? или это пары называются сиютами?), так и как в 1567 году кто-то мог писать в тональностях. Возможно, я чего-то не понимаю - может, кто-нибудь расскажет? Я слышал только пару произведений Горцаниса, как раз пассамеццо-сальтарелло, но не знаю, из этого ли цикла. Милая музыка, но не особенно запоминающаяся (т.е. не да Милано, не Нарваес, и не Капсбергер) - впрочем, сложно что-то говорить на основании одной-единственной записи.

    И, собственно, всё. На подозрении ещё "Partien auf das Clavier" Кристофа Граупнера, 1718 года. Там 8 сюит, и расстановка тональностей - C, c, D, d, Eb, E, e, F - даёт возможность предположить, что композитор планировал продолжить цикл. Но это, по-моему, маловероятно - умер Граупнер в 1760ом, а клавесинные коллекции публиковал и после 1718ого. Ни одна, насколько мне известно, эту идею не продолжала.

    Буду рад услышать поправки, уточнения, и особенно - дополнения к списку коллекций.

    UPD (в основном благодаря Роману):

    6. Коллекция 1584 года Винченцо Галилея - см. Горцанис, тут всё аналогично (и вопросы те же).
    7. 30 Прелюдий Джона Вилсона (около 1640). См. последний пост на этой странице.
    8. Шикхардт, Op. 30 "L'alphabet de la musique" 1732 года. Сонаты в 24 тональностях, rec/fl/vn. Не совсем до-Баховское, но всё же.
    Последний раз редактировалось a27; 15.06.2007 в 11:41. Причина: добавил пункты 6-8


  • #2

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от a27 Посмотреть сообщение
    5. Манускрипт 1567 года Джакомо Горцаниса.
    Содержит, если верить Гроуву, 24 пары "пассамезо-сальтарелло" для лютни во всех тональностях.
    Очень интересно, мне казалось, что в это время с больше чем тремя знаками писали очень редко.

    Цитата Сообщение от a27 Посмотреть сообщение
    помимо пар танцев есть ещё и сюиты? 24 штуки? или это пары называются сиютами?
    Безусловно, пары и называются сюитами.

  • #3

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от Aengus Посмотреть сообщение
    Очень интересно, мне казалось, что в это время с больше чем тремя знаками писали очень редко.



    Безусловно, пары и называются сюитами.
    В табулатуре нет знаков, и следовательно проблем их количества.
    Равномерная темперация укоренилась в лютневой среде очень рано, и позволила такие эксперименты.

  • #4

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    ПассамеЦЦо.

  • #5

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от Roman Посмотреть сообщение
    ПассамеЦЦо.
    Спасибо! Исправил. Касаемо остального - меня больше смущает тот факт, что именно тональности указаны - т.е. уже в середине 16ого века существовало понятие "тональность" и писалась музыка, например, в том же до диез мажоре? Я раньше думал, что _тональности_ появились несколько позднее - ближе ко второй половине 17ого века, а до этого было что-то вроде переходного периода. А тут вдруг - "24 мажорных и минорных тональностей".

  • #6

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от Aengus Посмотреть сообщение
    Очень интересно, мне казалось, что в это время с больше чем тремя знаками писали очень редко.
    Меня тоже удивило, я и узнал-то совершенно случайно - этот Горцанис как-то не особенно известен, кажется. Ещё, как оказалось, Винченцо Галилей в 1584 году аналогичную коллекцию создал.

    Я тут ниже ответил Роману, что именно меня смущало - т.е. наличие 24 тональностей уже в 16 веке.

    Цитата Сообщение от Aengus Посмотреть сообщение
    Безусловно, пары и называются сюитами.
    Спасибо!
    Последний раз редактировалось a27; 28.05.2007 в 10:16.

  • #7

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от a27 Посмотреть сообщение
    Меня тоже удивило, я и узнал-то совершенно случайно - этот Горцанис как-то не особенно известен, кажется. Ещё, как оказалось, Винчензо Галилей в 1584 году аналогичную коллекцию создал.

    Я тут ниже ответил Роману, что именно меня смущало - т.е. наличие 24 тональностей уже в 16 веке.



    Спасибо!
    Не смущайтесь. Это ПРАКТИЧЕСКИ были тональности. Система ладов в эту эпоху контролировала скорее мелодическое поведение.

    ВинченЦо ГалилеИ.

    Галилей- это кажется не фамилия, а русифицированное имя Galileo, если не ошибаюсь.

  • #8
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    "Советский энциклопедический словарь" 1980-го года говорит, что "Галилей" это фамилия, а имя Галилео.
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #9

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от Сергей Посмотреть сообщение
    "Советский энциклопедический словарь" 1980-го года говорит, что "Галилей" это фамилия, а имя Галилео.
    Чем мотивирует?

  • #10
    Обличаю блудню еретическу Аватар для Zub01
    Регистрация
    29.04.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,625
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода

    Цитата Сообщение от Сергей Посмотреть сообщение
    "Советский энциклопедический словарь" 1980-го года говорит, что "Галилей" это фамилия, а имя Галилео.
    Именно так. Галилео Галилей. А папу, соответственно, который псевдо-равномерный компас пытался сделать, звать Винченцо Галилей. (Хотя есть разночтения - именно папу транскрибируют (кажется, в МЭСе) как Винченцо Галилеи (не "й"), но это не очень логично)

  • Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Стравинский после "русского" периода
      от Moz-art в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 537
      Последнее сообщение: 04.07.2017, 14:57
    2. Ищу ноты всех произведений Ильи Арзуманова!
      от Натанелла в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 20.10.2011, 14:56
    3. Ищу книги Лю Мазель "Строение музыкальных произведений" и В. Холопова "Формы музыкальных произведений"
      от andregurman в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 19.05.2011, 05:20
    4. Вокальные циклы "с переходами"
      от -Бу- в разделе Камерная музыка
      Ответов: 22
      Последнее сообщение: 20.01.2010, 07:59
    5. Интервью "У всех скрипок капризный характер" - интервью с Виктором Третьяковым
      от antrakt в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 20.04.2008, 14:52

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100