Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Думаю, уже много раз обсуждались циклы Шопена, Шостаковича, и прочих; а вот аналогичные сборники авторов до-Баховского периода - по-моему, ещё серьёзно не обсуждались. Предлагаю поговорить на эту тему - заодно осветим историю вопроса (ну, а если не осветим, то, возможно, кому-нибудь будет интересно просто почитать это сообщение .
Предлагаю игнорировать собрания сочинений "во всех церковных ладах", потому что таких существует, кажется, довольно много. (впрочем, если кому интересно, можно и о них поговорить). Из тональных мне известны вот такие произведения:
1. "Ariadne Musica" Иоганна Каспара Фердинанда Фишера; 1702 год.
20 пар "прелюдия и фуга", но использовано 19 тональностей (там ещё затесались лады в паре случаев). Миниатюрные и местами довольно изобретательные произведения, но уж слишком короткие. Коллекция писалась ради демонстрации возможностей нового органа, который Фишер помогал строить. Судя по некоторым заимствованиям и схожести некоторых фуг с аналогами в ХТК, Ariadne Musica явно вдохновляла Баха.
Ноты (только фуги) в PDF:
Почитать:
2. "Exemplarische Organisten-Probe" Иоганна Маттезона; 1719 год.
Это, насколько мне известно, теоретический трактат, в котором помимо прочего содержатся 24 клавирных упражнения во всех 24 тональностях. Никогда не слышал, нот не видел, так что ничего больше сказать не могу.
3. "Fantasia" из "Labyrinthus musicus" Фридриха Суппига; 1722 год.
Суппиг, если верить информации в Сети - это какое-то недавнее открытие; опубликовал два трактата про темперацию и настройку инструментов, в одном из трактатов - гигантская фантазия, использующая все 24 тональности. То ли многочастная, то ли модуляциями - непонятно. Почитать (англ.) можно здесь:
И здесь:
Может, подделка? Очень уж мало информации; да и по второй ссылке делаются какие-то сумасшедшие подозрительные попытки установить сходство между ХТК и Суппиговским трактатом на основе сходства оформления титульных листов того и другого (!). Сам не слышал (разумеется) и нот тоже не видел.
4. "Fugen und Praeambuln ьber die gewцhnlichsten Tonos figuratos" Иоганна Пахельбеля; первое и последнее упоминание - 1704 год.
Скорее всего, прелюдии и фуги во всех церковных ладах, а не во всех тональностях (к сожалению, не знаю немецкого - может, кто-нибудь подскажет точный перевод названия?), но точной информации нет - сочинение до наших дней не сохранилось (а возможно, и вообще не было издано). Очень жаль, учитывая, что Пахельбель умер в 1706ом, а до этого писал фуги всю жизнь и был, не считая Лоэта, первым композитором, концентрировавшимся на фуге.
5. Манускрипт 1567 года Джакомо Горцаниса.
Содержит, если верить Гроуву, 24 пары "пассамеццо-сальтарелло" для лютни во всех тональностях. Для сомневающихся, вроде меня, вот цитата: A manuscript by Gorzanis, dated 1567, contains a cycle of 24 passamezzo-saltarello pairs; the suites use the antico and moredno formulae alternately and the cycle contains one suite in each of the major and minor keys. Я свободно владею языком, но мне одинаково сложно понять как что именно имел ввиду автор (помимо пар танцев есть ещё и сюиты? 24 штуки? или это пары называются сиютами?), так и как в 1567 году кто-то мог писать в тональностях. Возможно, я чего-то не понимаю - может, кто-нибудь расскажет? Я слышал только пару произведений Горцаниса, как раз пассамеццо-сальтарелло, но не знаю, из этого ли цикла. Милая музыка, но не особенно запоминающаяся (т.е. не да Милано, не Нарваес, и не Капсбергер) - впрочем, сложно что-то говорить на основании одной-единственной записи.
И, собственно, всё. На подозрении ещё "Partien auf das Clavier" Кристофа Граупнера, 1718 года. Там 8 сюит, и расстановка тональностей - C, c, D, d, Eb, E, e, F - даёт возможность предположить, что композитор планировал продолжить цикл. Но это, по-моему, маловероятно - умер Граупнер в 1760ом, а клавесинные коллекции публиковал и после 1718ого. Ни одна, насколько мне известно, эту идею не продолжала.
Буду рад услышать поправки, уточнения, и особенно - дополнения к списку коллекций.
UPD (в основном благодаря Роману):
6. Коллекция 1584 года Винченцо Галилея - см. Горцанис, тут всё аналогично (и вопросы те же).
7. 30 Прелюдий Джона Вилсона (около 1640). См. последний пост на этой странице.
8. Шикхардт, Op. 30 "L'alphabet de la musique" 1732 года. Сонаты в 24 тональностях, rec/fl/vn. Не совсем до-Баховское, но всё же.
Последний раз редактировалось a27; 15.06.2007 в 11:41.
Причина: добавил пункты 6-8
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Сообщение от Aengus
Очень интересно, мне казалось, что в это время с больше чем тремя знаками писали очень редко.
Безусловно, пары и называются сюитами.
В табулатуре нет знаков, и следовательно проблем их количества.
Равномерная темперация укоренилась в лютневой среде очень рано, и позволила такие эксперименты.
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Сообщение от Roman
ПассамеЦЦо.
Спасибо! Исправил. Касаемо остального - меня больше смущает тот факт, что именно тональности указаны - т.е. уже в середине 16ого века существовало понятие "тональность" и писалась музыка, например, в том же до диез мажоре? Я раньше думал, что _тональности_ появились несколько позднее - ближе ко второй половине 17ого века, а до этого было что-то вроде переходного периода. А тут вдруг - "24 мажорных и минорных тональностей".
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Сообщение от Aengus
Очень интересно, мне казалось, что в это время с больше чем тремя знаками писали очень редко.
Меня тоже удивило, я и узнал-то совершенно случайно - этот Горцанис как-то не особенно известен, кажется. Ещё, как оказалось, Винченцо Галилей в 1584 году аналогичную коллекцию создал.
Я тут ниже ответил Роману, что именно меня смущало - т.е. наличие 24 тональностей уже в 16 веке.
Сообщение от Aengus
Безусловно, пары и называются сюитами.
Спасибо!
Последний раз редактировалось a27; 28.05.2007 в 10:16.
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Сообщение от a27
Меня тоже удивило, я и узнал-то совершенно случайно - этот Горцанис как-то не особенно известен, кажется. Ещё, как оказалось, Винчензо Галилей в 1584 году аналогичную коллекцию создал.
Я тут ниже ответил Роману, что именно меня смущало - т.е. наличие 24 тональностей уже в 16 веке.
Спасибо!
Не смущайтесь. Это ПРАКТИЧЕСКИ были тональности. Система ладов в эту эпоху контролировала скорее мелодическое поведение.
ВинченЦо ГалилеИ.
Галилей- это кажется не фамилия, а русифицированное имя Galileo, если не ошибаюсь.
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
"Советский энциклопедический словарь" 1980-го года говорит, что "Галилей" это фамилия, а имя Галилео.
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Ответ: Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
Сообщение от Сергей
"Советский энциклопедический словарь" 1980-го года говорит, что "Галилей" это фамилия, а имя Галилео.
Именно так. Галилео Галилей. А папу, соответственно, который псевдо-равномерный компас пытался сделать, звать Винченцо Галилей. (Хотя есть разночтения - именно папу транскрибируют (кажется, в МЭСе) как Винченцо Галилеи (не "й"), но это не очень логично)
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
03.12.2025, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки