я не музыкант никоим боком. серый дилетант безо всяких перспектив, занимающийся только из мотива "хочу". просьба профессионалам не воспринимать это рассуждение как оскорбление профессии, но как чистосердечное, пусть и скромное, приношение.
вот что меня поражает в скрипке.
я училась играть на аккордеоне, фортепиано, гитаре. но ни с одним инструментом не было так.
обычно как - медленный подход к восприятию инструмента как продолжения своего тела, постепенное научение, развитие мускулов, плавное понимание.
со скрипкой не так совсем.
частью тела я ее не воспринимаю до сих пор.
занятия приводят не к плавному улучшению, а к чему-то скачкообразному. я могу сколько угодно работать над той же постановкой руки на смычке - с учителем работать, да, - но пока меня не щелкнет, как вчера- ничего не получится. вот плавно занимаешься - или не занимаешься! (бывает так, что прорыв наступает после отдыха) - и вдруг в какой-то момент торкает! Начинаешь играть совсем не тем, чем играл раньше. вся моторика переколбашивает саму себя. как будто у меня вырастают новые руки ,с другой биомеханикой.
Пропадает какой-то класс проблем, просто пропадает. и открывается бездонная, невообразимая сложность того ,что тебе теперь предстоит.
вот с прорывом смычка: я теперь вижу, чувствую, какой миллион тембров в этом простом движении. сколько там работы... пыталась правильно сыграть все того же Баха (интересно, я еще не надоела этому концерту?) - не могу, две строчки и все, запястья отваливаются... боже мой, какое счастье когда болят запястья! это как если бы у человека за ночь выросли крылья!
зато анданте которое полифоническое - получилось. на целиком тоже сил не хватило, но звук, мама родная, звук...
мне вот еще что пришло в голову: ученичество есть не только степень мастерства, дельта между худшим и лучшим исполнением. это еще и масштаб задачи ,которую человек сам перед собой может поставить. Во всех других инструментах этот процесс развивался тоже плавно. скорее сначала начинаешь уметь, а потом понимать зачем это нужно. в скрипке все опять же скачками. постоянно открываются бездны. это как перебирать пальцами космос.
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
Сообщение от Hemem
это как перебирать пальцами космос.
Супер сказано. Разрешите купить эту очаровательную метафору?
И про скачки - тоже правда. Я играла и граю на ф-но, хоть и теоретик. Игра на инструменте - это неповторимое ощущение, словно ты - посвященный. А скрипку обожаю. Это, по моим наблюдениям, самый трудный инструмент, но стоит пота. Удачи Вам!
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
спасибо большое за то что прочитали и тем более спасибо за то , что ответили=)
метафору конечно, берите! глупо даже как-то, я ведь не покупала права на урсский язык =)
буду стараться оправдать доверие инструмента.
я работала с лошадьми, очень похожие ощущения. что она вместе с тобой растет, меняется, учится, и тебя учит чему-то...
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
Скрипка требовательный инструмент, как мне думается, гораздо более, чем ф-но. Конечно, необходимо заниматься на каждом по н-му количеству часов... Однако, дар звука (тона) на скрипке - это ни с чем не сравнить. Тогда хоть какой инструмент бери (в смысле изготовления) - дар победит. Только вопрос - с этим рождаются или он приобретаем? Ответа не знаю. На счастье у моего чада этот дар есть, она играет божественно, хоть и лентяйка. Сорри, что так вот хвастаюсь. НО это счастье, когда у ребенка муз талант.
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
Сообщение от sola
Скрипка требовательный инструмент, как мне думается, гораздо более, чем ф-но. Конечно, необходимо заниматься на каждом по н-му количеству часов... Однако, дар звука (тона) на скрипке - это ни с чем не сравнить. Тогда хоть какой инструмент бери (в смысле изготовления) - дар победит. Только вопрос - с этим рождаются или он приобретаем? Ответа не знаю. На счастье у моего чада этот дар есть, она играет божественно, хоть и лентяйка. Сорри, что так вот хвастаюсь. НО это счастье, когда у ребенка муз талант.
Талант - важно, но если не поставят звук, как надо, то талант будет дремать внутри и никто, возможно, не узнает о его наличии.
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
Скажу пару слов про скачки в процессе овладения скрипкой. Представьте себе, что человек - это компьютер. Спиной мозг - это харддиск, а головной мозг - программа, записываемая, например, на флопидиск.
Во время работы над тудностями (хоть с учителем, хоть самостоятельно) вы вырабатываете новую программу (типа апгрэйда), записываете её на флопи, т.е. в голову, но до рук еще новая информация не дошла как надо - вы еще пользуетесь старой версией (вчерашними занятиями). Вот во время отдыха и происходит инсталяция этой программы на харддиск (спиной мозг), который потом и управляет движениями рук. Вы чувствуете скачкообразное изменение в своих ощущениях: не получалось, не получалось, а после отдыха раз! и получилось. Потому что произошла инсталяция апгрэйда на харддиск. А если еще сравнить с "ребут компьютер" чтобы активизировать апгрэйд, т.е. выключи и включи комп., то полная аналогия.
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
to murom потрясающе верная ассоциация! сечас, когда Вы об этом написали ,я вспомнила что ровно то же самое говорил преподаватель по айкидо, причем в почти ровно таких же терминах...что в основном работа ведется над софтом, а не над хардом, и что программе нужно время чтобы перепрошить пути нервных сигналов...
мне тут случилось получить один мастер-класс у реально профессионального скрипача, тоже было впечатлений масса. и странно почему учительница моя этого никогда не говорила и не обращала на это внимания? а тут члеовек просто поругался минут 20 и теперь у меня интонация лучше ЗНАЧИТЕЛЬНО,то есть даже окружающим заметно....=)
Ответ: некоторые размышления об обучении игры на скрипке
ну, тут не только в выражениях дело, но видимо и в том, что я была готова это услышать! выражения сейчас не вспомню, но смысл был в том, то у меня совершенно неправильно стояла левая рука. то ест ьтаким образом, что пальцы просто висели на грифе, и интонаци зависела только от движений локтя =) конечно, при таком поставе - когда между ладонью и грифом свободно проходят два пальца - шикарное вибрато... =) но интонация ни к черту! меня же отругали в том плане что мол надо ее уже ВЗЯТЬ! и интонация делается не всей рукой, а пальтсами, да-с, моя прелесть! это было такое открытие, что даже смешно вспоминать! а еще я почемуто думала что ладонь должна быть параллельна грифу, так чтобы все пальцы находились под одинаковым угром к струне =)))))
еще мне показали упражнение-проверку, как проверить что скрипка взята правильно. в общем, постараюсь объяснить, хотя вы стопроцентов знаете о чем я говорю. в общем так.
левую ладонь просто выпрямляем, ставим перпендикулярно грифу, прижимаем большой палец. ну такая ладонь плоская получается. а потом из этого положения бережно скругляем пальцы над струной. вот и все!
а! еще вот что, но это уже из области моих домыслов, но работает пок что шикарно - собственно движение опускания пальца на струну при игре - оно не как у швейной машинки туда-сюда, оно по кругу. по маленькому такому кружочку. что легче, проще и быстрее и сильнее по ряду причин, которые тоже всем и давно известны!!! =)
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
Социальные закладки