Благополучно оставшись в живых после комментирования трех мажорных пьес Рахманинова ("Маргариток", прелюдий G и Es), с осторожностью, чтобы не спугнуть буйное общественное мнение форума, перехожу к минорным. Как удрученно заметил мой сын, в подобных комментариях на великих творцов проектируются чувства и мироощущение мелких людей. А как же иначе? Любой комментарий отражает ограниченную личную точку зрения и душевный строй его автора.
Одна из наиболее популярных прелюдий Рахманинова - gis (ор.32 № 12). Эта прелюдия - маленькая вдохновенная лирическая поэма, вплетенная в родные автору образы русской зимней дороги.
На фоне аккомпанемента колокольчиков - этого извечного, традиционного символа русской дороги, а, может быть, и на фоне церковных колокольчиков, развертывается незабываемая музыкальная картина-перспектива с прекрасной, бесконечно богатой гармоническими и ритмическими красками печальной мелодией. Трудно передать словами живое дыхание этой музыки, ее неповторимый, неподражаемый, рахманиновский колорит - чарующую грусть, тоску, одиночество, смирение, надежду, любовь и сожаление...
В средней части прелюдии можно почувствовать порывистое дыхание стремительно разгоняющейся упряжки.
В третьей части, репризе, прекрасная печальная мелодия появляется снова, в особенно любимом автором нижнем регистре фортепьяно как далекое, чуть приглушенное и отстраненное воспоминание. Воспоминания будят чувства. Последний, прощальный, отчаянный взлет любви и надежды - и остаются одни лишь одинокие колокольчики, постепенно замирающие вдали и растворяющиеся в прозрачном зимнем воздухе...
Мелодия прелюдии немного напоминает главную тему третьего фортепьянного концерта Рахманинова. Можно также указать на предшественников этой прелюдии по стилю изложения и музыкальной фактуре, например, на последнее прохождение темы в фантазии-экспромте Шопена и на пьесу Чайковского "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года". (Между прочим, осталась запись исполнения этой пьесы Рахманиновым, который в юности играл ее самому Чайковскому). Но настроение этих пьес, особенно Чайковского, совсем другое.
Для любителей литературных ассоциаций можно вспомнить знаменитую "птицу-тройку", но не с эпически-философским, как у Гоголя, а с глубоко лирическим обобщением.
Впрочем, эта прелюдия Рахманинова, gis, так тонка, сердечна и вдохновенна, что вряд ли требует сопоставлений с другими музыкальными или литературными образами.
Несколько слов об исполнении, об интерпретации этой прелюдии.
Существует запись авторского исполнения прелюдии (1921г.), технически очень несовершенная, с шумом и треском. Исполнение автора очень аскетично, как бы в духе древнерусской живописи. Прелесть этой интерпретации в том, что Рахманинов, как это часто у него бывает, как будто намеренно отказывается от подчеркивания всей красоты, всего богатства оттенков и чувств своей музыки, видимо, считая, что музыка должна говорить, так сказать, сама за себя. Подражать этому стилю исполнения или учиться на нем невозможно - для этого надо обладать той, как говорят, "харизмой", тем необычайным, неповторимым музыкальным достоинством, которыми отличался этот великий автор-исполнитель.
Более близко нам исполнение В. Горовица - очень яркое, тонкое и эмоциональное, с прекрасным качеством звукозаписи.
Рахманинов был необычайно скромен и никогда не считал свое исполнение лучшим, даже для своих собственных произведений.
Рахманинов очень ценил мастерство В. Горовица; однажды он, при всей своей внешней сдержанности, поднялся на сцену, чтобы обнять Горовица после исполнения им своего третьего фортепьянного концерта. Рахманинов хотел записать, вместе с Горовицем, на двух роялях, свои любимые "Симфонические танцы", которыми ему так и не дали продирижировать, и обе свои замечательные сюиты для двух фортепьяно, но звукозаписывающие фирмы отказались. Эти фирмы делали ставку только на личную популярность Рахманинова, причем только как пианиста.
Рахманинов очень просил Горовица исполнить и записать свой первый, самый любимый фортепьянный концерт - он считал, что его мало играют. Но Горовиц, боготворивший Рахманинова, так и не смог сам выполнить эту предсмертную просьбу. Этот концерт впоследствии исполнил любимый ученик Горовица, замечательный американский пианист Байрон Джайнис.
Извините, я немного отвлекся.
И все же, перед исполнением этой прелюдии хотелось бы вспомнить одно созвучное ей короткое стихотворение Афанасия Фета, знакомое нам с детства:
Чудная картина, как ты мне родна! Белая равнина, полная луна, Свет небес высоких и блестящий снег, И саней далеких одинокий бег.
Кстати, никогда не мог этого понять. Рахманинов умер в 1943; у Горовица было более 40 лет на то, чтобы выучить Концерт. А он, якобы боготворивший Рахманинова, так и не сподобился... Ну как такое может быть?
Покупка квартиры в новостройке всегда связана с важным выбором — от качества жилья до надежности застройщика. Например, если вы ищете комфортное и современное жилье в Краснодара, обратите внимание на...
Автор BettyHo (Комментариев: 0)
17.10.2025, 16:30 в BettyHo
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки