-
18.06.2005, 12:19 #1
Re: 19 июня Новая сцена ГАБТ 19.00
Борис, Клас - это замечательно. Кстати, было бы не менее замечательно, если бы кто-то (намекаю) от лица оркестрантов рассказал, чем хорошо (и нехорошо) работать именно с таким-то или таким-то маэстро. Например, интересно ли было с Роберто Рицци Бриньоли? Имеет ли вообще смысл приглашать иностранцев на подобные проекты, если да, то почему? Пожалуйте информацией из первых рук.
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: 19 июня Новая сцена ГАБТ 19.00
Вы имеете в виду - здесь рассказал?
Вообще, сама по себе тема интересная, другой вопрос, что я не уверен, насколько этично с моей стороны будет рассказывать о том, что происходит в театре. Конечно, можно выбрать какую-то форму...
Да и потом - в оркестре работают разные люди, кому-то что-то нравится, кому-то нет - это, как всегда, все довольно субъективно.
Лично мне, к примеру, с Бриньоли было скучно, хоть это и не говорит о том, что он плохой дирижер. Просто я им как-то, откровенно говоря, не проникся.![]()
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
Re: 19 июня Новая сцена ГАБТ 19.00
Борис, вовсе не обязательно пытаться быть выразителем общественного (всеоркестрового) мнения, тем более что это невозможно. Разумеется, я говорю о чьем-то - в данном случае Вашем - субъективном впечатлении от сотворчества с гастролерами (а не с боссом, заметьтеСообщение от boris
).
И речь не "о том, что происходит в театре" (под этим обычно понимаются всякие закулисные дрязги нетворческого характера), а о репетиционном процессе, что вообще интереснее всего на свете (мне, например). Обычный вопрос - "как вам сотрудничалось с г-ном N-ским или с оркестром Х". Если уж так нравится Эри Клас, то почему не сказать, чем именно?![]()
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
Армянское радио спрашивают.
Откровенно говоря, давно не писал сочинений на свободную тему, поэтому, если у Вас, Татра, возникнут уточняющие вопросы - буду благодарен, потому что всегда больше любил диалоги, чем монологи.
"Что происходит в театре" - на мой вкус, это все-таки не дрязги. Дрязги происходят везде и это не так интересно, мне кажется. Гораздо интереснее про то, что, собственно, и делает театр театром.
Хотя и это вещь относительная, потому что то, что театр хочется показать - премьеры, спектакли - он и показывает. репетиционный процесс в определенной степени интимное дело, и что там происходит на репетициях, каким именно образом спектакли готовятся - слушателю, по идее, должно быть все равно.
Да и потом, несмотря на то, что я пытаюсь работать головой, многие вещи я могу оценивать совершенно неадекватно. В частности, когда я тут как-то перечитал то, что писал во время работы в Мариинке - сейчас я на многие вещи соверешнно иначе смотрю и иначе оцениваю. Так что я действительно могу в чем-то ошибаться, более того, в чем-то могу ошибаться принципиально.
Но тем не менее, если Вам это интересно...
Так вот, про Бриньоли мы начали говорить... Он, по-моему, довольно приятный человек, вежливый. Нередко с репетиций отпускает раньше, что немаловажно.
Вообще, приглашать дирижеров, конечно, имеет смысл, особенно в такую буйно развивающуюся организацию, как нынешний ГАБТ. Коллектив на этом растет, и это, мне кажется, хорошо. Тем более хорошо, когда, к примеру, итальянские оперы ставит итальянец. Хорошо для певцов, потому что работают с носителем языка. И хорошо для оркестра, потому что это мгновенное переключение (по идее) на другой стиль игры. Другой вопрос, что итальянские оркестры нередко играют больше нюансов, чем нот, и это, отчасти, накладывает некий отпечаток и на дирижерскую работу. Хотя, наверное, это если знать итальянцев. Если не знать - такого ощущения может и не возникнуть.
Бриньоли, насколько я понимаю, пытается быть очень гибким, и пытается склонить к этому оркестр. Это хорошо, потому что певцов, особенно в итальянской опере, надо, конечно, слушать. Другой вопрос, что, к сожалению, на мой взгляд, у Роберто для того, чтобы добиться гибкости такого качество, которого ему бы хотелось, не хватает дирижерской техники. Лично я очень часто больше ориентировался по музыке, чем по нему, хотя это первый признак некачественной дирижерской работы. Светланов, скажем, тоже, насколько я знаю, часто говорил о том, что надо, прежде всего, слушать, что творится вокруг (и правильно, оркестр=ансамбль), но, тем не менее, люди играли по нему, и по нему вполне можно было ориентироваться, насколько я могу судить.
Бриньоли часто доводил до локальных таких катастроф, когда оркестр собирался сам под певца, без его участия. В принципе, это тоже полезно для оркестра, но это же говорит и о том, что Роберто не всегда владел ситуацией. И это минус для спектакля в целом.
Кстати, если говорить о спектакле в целом, он, по свидетельствам многих, оказался интересным. Несмотря на то, что, на мой взгляд, цели и задачи, которые ставили перед собой Уилсон и Бриньоли расходились, порой, в диаметрально противоположных направлениях. Но, видимо, что-то с чем-то там зацепилось, и получилось неплохо. Впрочем, я судить не могу, поскольку целиком спектакль из зала не видел - только урывками.
Но. Если Уилсон прямо говорил о том, что музыка Пуччини местами кажется ему чуть ли не пошлой (он не совсем так резко говорил, но я просто упрощаю для скорости), то Бриньоли, насколько я понимаю, склонен считать ее совершенно искренней (в чем лично я с ним согласен). И в общем, насколько я понимаю, он склонен пропускать все через себя. Во всяком случае, он старается. Парадокс в том, что при крайней внешней аффектации всего, что он делает за пультом, лично меня то, как он делает музыку, оставило совершенно равнодушным. Не йокнуло ничего даже в самые отчаянные моменты. Ощущение, что он руками размахивает, но при этом ничего не происходит. Это не приводит ни к какому энергетическому выбросу, люди от него не заводятся. Они, положим, могут заводиться от музыки - но это другое.
Для того, чтобы и у исполнителей, и у, главное, слушателей, возникало ощущение, что что-то происходит, чтобы они почувствовали, что за историю им рассказывают, сильно размахивать руками, естественно, не обязательно. Тут, как говорил Эри Клас,"должно быть что-то". Вот этого "что-то" у Бриньоли, на мой взгляд, не оказалось. Мне кажется, он больше занят какими-то вещами, вроде "вместе-не вместе", вообще, чем-то внешним. Очень часто он проскакивает мимо гармоний, мимо каких-то важных интонаций музыкальных, а вот в пользу чего это делается - я не очень уловил. И потому у меня возникло ощущение какой-то такой "ненастоящести" происходящего. Про Бриньоли - вкратце вот так.
Что касается Класа - он вообще из другого теста. Он, во-первых, внешне очень спокойный, как правило. О том, что и как он старается делать на сцене, он, по-моему, очень хорошо рассказал в этом самом интервью. И вообще, в отличие от Бриньоли, он, что называется, "глыба".
Я вот тут недавно ходил на концерт Натальи Гутман в Малый зал. Правда, попал только на второе отделение, когда она играла "Пьесы в народном стиле" со Штейнбергом, и до-минорное трио Брамса с ним же и с Морозом.
Шуман вообще такая музыка, где, конечно, виолончель от рояля никак не отделяется. Поэтому там, если кто-то один не совсем понимает, что происходит, вся игра насмарку. К сожалению, мне не очень понравился в этом смысле Штейнберг, хотя, он, наверное, хороший пианист... Но дело не в этом. Все равно - вышла Гутман, начала играть - и сразу возникает ощущение, что это не просто так кто-то на сцену вышел, что это большой артист, это настоящее. И с Класом та же история.
Он не нервничает на репетициях, не дергается, не заигрывает особенно с коллективом. Но замечания его почему-то выполняются. Почему-то все перестают сразу киксовать, когда он дирижирует. Как-то так он умеет обратить на себя внимание без того, чтобы возникало ощущение ядерной войны. И эмоциональность у него не внешняя, для понтяры, а идущая изнутри, он мало того, что смотрит в ноты и видит, что там делается у композитора, но к этому и готов добавить что-то свое. Не для того, чтобы лишний раз выйти за пульт и порадоваться за себя, а потому что, видимо, есть что-то, что требует выхода, и находит выход именно во время исполнения.
Ну, это мне так кажется. Может быть... То есть, безусловно - это субъективные ощущения.
Где-то так. Если что - спрашивайте. А если не удалось ответить на те вопросы, на которые Вам бы хотелось услышать ответ - простите.![]()
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
В позапрошлом году у нас выступал Зубин Мета с Маджио Музыкале Фиорентино.Сообщение от boris
Я сидела во втором ряду, а перед нами, в первом, сидела пара молодых итальянцев. Девушка слушала, а молодому человеку это было глубоко по...
Он отвлекал девушку, они не очень громко разговаривали, начали смеяться... Первая скрипка, пересевшая за второй пульт во втором отделении, переодически на них хмуро и выразительно взглядывал, а затем наклонился с эстрады и бросил им сердитую фразу. Они замолчали. Выглядело это так, как будто музыкант пытался оградить именно дирижера от отвлекающего фактора, хотя, кажется, Мета этого не замечал.
На лицах музыкантов с одного взгляда прочитывался глубочайший пиетет по отношению к дирижеру. Впрочем, если бы мы могли взглянуть тогда на себя, вряд ли мы увидели что-то другое. Ну разве что огромное удовольствие от музыки и следы внутреннего волнения.![]()
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
Борис, грандиозная отзывчивость, спасибо!
Чистая правда! Так почему об этом не рассказатьСообщение от boris
А вот это можно пояснить? Как отделить нюансы от нот?Сообщение от boris
Мариинцы вот, когда их спрашивают, как они вступают, отвечают: "Смотрим друг на друга". Вы, если работали там, понимаете, о чем речь. Это тоже признак некачественной дирижерской работы?Сообщение от boris
Ну о самой главной героине он говорил еще резчеСообщение от boris
правда, эти резкости касались его давнишней точки зрения, с тех пор он, мол, эволюционировал...
Точнее не скажешьСообщение от boris
Ну уж....Сообщение от boris
На концерте не перестали. Или на репетиции киксов было еще больше? Впрочем, это к дирижированию не относится
![]()
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
А может армянское радио дать ссылки - где найти то, что Вы тогда, во время работы в Мариинке писали? Я попробовал поискать на форуме и что-то практически ничего не нашел, кроме потока о тайне Мариинского оркестра. Но Вы там писали уже после того как там работали...Сообщение от boris
Весьма!Сообщение от boris
Насчет Бриньоли, я был на генеральной и мои впечатления, слушателя из зала, совпадают с Вашим взглядом изнутри.
Еще один, мелкий, чисто технический вопрос - Бриньоли только на генеральной дирижировал с карандашом вместо палочки?
Между прочим, про Гергиева я где-то читал, что он якобы в последнее время использует в этом качестве что-то вроде зубочистки.
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
Да, на премьере Тристана он с ней и дирижировал. А вот давеча на Парсифале и вовсе без нее. Мне очень понравилась полная свобода его правой руки. Сильной визуальное и музыкальное впечатление от него. Чего не скажу про драматургическое и смысловое от действия оперы.Сообщение от Читатель
Можно делать ставки: 30 на Тристане 1. с зубочисткой 2. с развязанными руками.![]()
![]()
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
Татра, это даже не то, чтобы отзывчивость. Просто бывает, когда мне что-то интересно, я об этом могу говорить с кем угодно и когда угодно - главное, чтоб слушали. Ваш вопрос случайно попал именно в такой период.
Вот я и...Чистая правда! Так почему об этом не рассказать
Ну... Вы, видимо, на струнных инструментах не играете, раз это спрашиваете... Лучше всего это на струнном примере объяснять. Еще лучше, не объяснять, а показывать, конечно... Короче говоря, представьте себе хроматический пассаж. Если нот в нем не много и они более или менее "под пальцами" - все эти ноты выигрываются, и Вы из зала их слышите. Если их многовато, то кто-то в группе выигрывает их все (это буквально один-два человека, и, вероятнее всего, это люди на первом пульте, потому что остальные, как правило, играют "под" первый пульт), а все остальные кто-то какой-то кусок пассажа сыграл, кто-то другой. Об этом не договариваются, это просто само собой так выходит. В итоге Вы из зала все равно получаете ощущение сыгранного пассажа. А если нот очень много, тогда их не выигрывает никто, и этот пассаж играет, так сказать, "по кардиограмме" - пальцы по грифу ездят приблизительно в тех местах, но, в общем, это уже ковровая бомбардировка, а не игра.А вот это можно пояснить? Как отделить нюансы от нот?Таких мест довольно много, и это, врременами, вполне легитимно - в частности, кстати, у Вагнера очень много таких вещей, которые группой сыграть невозможно в принципе. Он, как образованный музыкант, это знал, и рассчитывал именно на этот самый эффект "ковровой бомбардировки". Такой общий подъем, знаете...
Ну, вот. Так, на всякий случай, я скажу, что это не из-за того, что кто-то играть не умеет - просто группой многие вещи играть действительно очень трудно, труднее всего это делать, как правило, на последних пультах, потому что очень часто там вообще ничего не слышно, что в группе происходит...
Но нередко из-под волос играются и такие вещи, которые, в принципе, играть-то надо бы - просто либо совсем не получается, либо лень партию лишний раз посмотреть. Тогда (это часто хорошо видно во время того, когда оркестр читает пьесу) люди и начинают играть нюансы. Очень мощное форте - ВЖЖЖЖ!!! - пиано такое еле-слышное - короче говоря, все из себя бешеные музыканты. И, в принципе, это может прохилять иногда. Но, если вслушаться, то понимаешь, что нот-то никто ни фига не играет. При чем даже там, где играть их надо. Неаккуратная такая игра слышна, когда непонятно, что происходит. Вроде, играют чего-то, а нот не слышно - только этот самый вжжжжж.Просто у итальянцев, даже на записях, это очень часто бывает, потмоу я так и написал. Я бы Вам даже музыкальные примеры дал, но сейчас, простите, нет времени в дисках ковыряться. Если Вы много слушаете музыки, Вы и сами это услышите обязательно. Для себя я это обозначил в качестве одного из характерных национальных качеств оркестров. Наподобие звука "а ля электричка" у американских медных.
Вы преувеличиваете.Мариинцы вот, когда их спрашивают, как они вступают, отвечают: "Смотрим друг на друга". Вы, если работали там, понимаете, о чем речь. Это тоже признак некачественной дирижерской работы?Ну, как, смотрим... Ну, смотрим, конечно. Везде смотрим, не только в Мариинском театре. Вообще, это разговор на уровне "зачем нужен дирижер". Ну, конечно, "раз" показывать, зачем еще, да?
На самом деле, оркестр - это ансамбль, только очень большой. Поэтому основные принципы ансамблевой игры действуют и в оркестре тоже. В частности, чтобы сыграть вместе, надо этого хотеть. Правда, кажется, Владимир Федосеев, в свое время предложил еще один вариант: "Чтобы сыграть вместе, надо играть тогда, когда не играть уже нельзя". Но это такой экстрим, и это больше применимо, когда работаешь, пардон, с Роберто Бриньоли.
И чтобы играть вместе, надо тоже слушать друг друга, певца - все вокруг. И в этом смысле, конечно, и посмотреть не вредно, и все такое. Но я все-таки настаиваю на том, что, в случае с Мариинкой, хотя Гергиев и говорит всегда, чтобы слушали, на самом деле довольно четко все показывает. Насчет Светланова - это я Вам наврал в прошлом посте, когда уже отправил, вспомнил, что мне рассказывал Лоевский, что как раз Светланов говорил, что не надо ничего делать - он все покажет. Но это тоже своего рода экстремизм - все равно на микро-уровне взаимодействия музыкантов в коллективе не заменит ничто, даже самый лучший дирижер. Но это микро-уровень. Иными словами, чтобы деревяшки взяли аккорд вместе, они должны друг на друга посмотреть. Вернее, желательно, чтоб на верхний голос они посмотрели. Ну, а если аккорд берут и деревяшки, и медь одновременно? Тут смотри не смотри - в большом театре, к примеру, гобою и трубе друг друга просто не видно. И что теперь, играть не вместе?
Существует еще такая вещь, как сыгранность - знаете, говорят, что Копельман с Абраменковым в лучшие годы моогли, стоя в разных углах коомнаты спинами друг к другу, вместе сыграть аккорд, не поворачиваясь. Сыгранность тоже никто не отменяет.
Потом - вместе - не вместе, это, все же, уровень ДМШ. Как минимум же существует еще характер взятия, да? Это тоже в таком большом ансамбле уже фиг покажешь. Слишком тонкая вещь и слишком большой и неповоротливый ансамбль.
Вот это все - на дирижере. Он дает гарантию качества, к примеру, взятия аккорда. Во всех смыслах. В Мариинке эта гарантия очень высока, и обеспечивает ее никто иной. В Большом театре оркестр в этом смысле, кстати, тоже, мне кажется, стал намного более стабильным. Во всяком случае, улучшения явно есть, и улучшения принципиальные.
Так что плохая дирижерская работа тут не при чем.
Вообще, ловить блох в любом исполнении - это дурной тон, с моей точки зрения.Ну уж....На концерте не перестали. Или на репетиции киксов было еще больше? Впрочем, это к дирижированию не относится
Конечно, были киксы. Другой вопрос, что Ведерников, к примеру, я думаю, и не готов сейчас сказать, что его оркестр "входит в десятку лучших коллективов ля-ля-ля..." Пока что для оркестра Большого театра, во-первых, любой симфонический концерт - это стресс. Потому что оркестр, все-таки, изначально театральный. Этот оркестр привык сидеть в яме. Было время, когда он также регулярно играл на сцене, а потом был достаточно длительный период, когда этот коллектив был вообще в загоне и никому не нужен. А поломать что угодно гораздо быстрее, чем потом восстановить или построить заново.
И потом. Клас совершенно справедливо заметил, что никто не играет для того, чтобы сыграть плохо. Все всегда хотят сыграть хорошо. И когда что-то не получается - это всегда неприятно прежде всего тому, кого постигла неудача. Коонечно, можно и нужно искать хороших солистов, это само собой.
И потом. Я, собственно, имел в виду то, что очень часто на репетициях и на концертах люди не пытаются сыграть на максимуме - идет, как идет. А с Класом иначе - он умеет заставить играть настолько хорошо, насколько возможно. Вернее, не заставить, а помочь захотеть.
А на форуме этого и нет. Этого вообще нигде нет, кроме моего жесткого диска.где найти то, что Вы тогда, во время работы в Мариинке писали? Я попробовал поискать на форуме и что-то практически ничего не нашелЯ это для себя писал, это не законченный текст - так, заметки всякие. Показывать я их никому не хочу, потому что те вещи, которые там правильные, я и так уже в том или ином виде где-то озвучил, а неправильные (которых там очень много) я озвучивать не хочу, потому что они неправильные.
Все спектакли он карандашом дирижировал. Почему - не знаю. Удобнее ему так. Вообще, с моей точки зрения, это довольно третьестепенный вопрос - кто чем дирижирует. О таких вещах, мне кажется, надо меньше думать. Важнее всего - что получается на выходе - а чем это выковыряли, зубочисткой или карандашом - это уже дело десятое.Бриньоли только на генеральной дирижировал с карандашом вместо палочки?![]()
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
Re: Про дирижеров по просьбе Татры
Борис, снова благодарю за терпение и подробность.
Не только у Вагнера. Некоторые умышленно писали так, как в природе не бывает. Зато знали, какой эффект получится. Или вот, темпы нарочно занижали, как Сибелиус, например, чтобы обезопасить музыку от спортсменов-виртуозов. Да чего только ни придумывали...Сообщение от boris
А вот Курентзис, говорят, страсть как мучает последние пульты, чтобы играли в полную силу - как первые...Сообщение от boris
А теперь представим, как это смотрится из залаСообщение от boris
(если оркестр на сцене, а не в яме)
Возможно. Но это не тот, не мой случайСообщение от boris
Это очень слышно, к сожалению.Сообщение от boris
Вот и я о чем. Это не блохи. Это слоны.Сообщение от boris
Вообще, конечно, за державу (то бишь за столицу) обидно, что оркестр первого театра не на лучшем счету. А ведь грантообладатели. Чего, интересно, хотели бы сами оркестранты для улучшения их "жизни в искусстве"?![]()
Кстати, а Клас вернуться не пообещал? Я гляжу, в будущем сезоне Большого на альтернативных Ведерникову дирижеров опять обещается неурожай.
Последний раз редактировалось Tatra; 24.06.2005 в 10:56. Причина: убрать лишнее
Похожие темы
-
Зарплата дирижёров...
от Пианистка! в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 150Последнее сообщение: 06.08.2013, 15:12 -
Помогите оценить Скрипку и ее происхождение. Дополнительные фото и мп3 могу выслать по просьбе.
от Amplei в разделе ИнструментарийОтветов: 0Последнее сообщение: 04.12.2010, 15:15 -
Конкурсы дирижёров
от Андреева Виктория в разделе Музыкальные конкурсыОтветов: 3Последнее сообщение: 08.06.2008, 18:15 -
По просьбе трудящихся. Австралия и вокруг
от RU в разделе Путешествия, музыка и музыкантыОтветов: 4Последнее сообщение: 03.03.2006, 13:13




Ответить с цитированием


Социальные закладки