-
16.03.2008, 15:48 #1Постоянный участник
- Регистрация
- 28.09.2007
- Адрес
- Улица Правды
- Возраст
- 91
- Сообщений
- 661
- Записей в дневнике
- 35
О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
Десять лет назад состоялась московская премьера «исполнительской версии» (по определению Г.Н.Рождественского) Девятой симфонии Шнитке. У меня сохранилась запись телевизионного сюжета, прошедшего через несколько дней после премьеры по каналу «Культура». Привожу отрывки высказываний известных музыкальных деятелей, содержащихся в этом сюжете.
Мстислав Ростропович: Я видел его рукопись. Я уверен, что сегодняшнее исполнение 9-й симфонии останется еще на многие десятки лет для изучения этого феномена, потому что как можно было человеку, лишенному движения, лишенному возможности говорить, после нескольких инсультов…
Ирина Шнитке: …симфонию Альфред Гарриевич написал в 97 году. Как это происходило. – так он всю жизнь работал: каждый день сидел за партитурой… Тем более у него сейчас появились новые трудности – не может писать правой рукой и пишет левой… он отверг все предложения (применить компьютер или другую технику-прим.alebor)… он говорил, что само письмо рукой – для него это важно…
М.Р.: …Геннадий Николаевич Рождественский расшифровал это, пользуясь его старыми рукописями... Он только что мне сказал: «В том, что он (АГШ) написал, такая логика невероятная… сама нотная бумага излучает… дает идею, что это такое».
Геннадий Рождественский: Я создал, так сказать, исполнительскую версию этой симфонии, т.к. пришлось расшифровывать манускрипт композитора, написанный очень неразборчиво. Но это никак нельзя назвать эскизами симфонии, это – полностью написанное сочинение, и манускрипт этот инспирировал мою работу, которую я делал около года.
М.Р.: Я должен сказать, что переоценить значение Геннадия Рождественского в этом чуде невозможно… он совершил великий подвиг … абсолютно точно расшифровал; если вы отдадите криминалистам, они скажут, что это совершенно точно – то, что написано.
В сюжет были включены фрагменты этого произведения, в том числе большое соло для саксофона, партию которого исполнил Алексей Козлов. После завершения исполнения симфонии был показан зал, персонально – аплодирующих М.Ростроповича, Г.Вишневскую, И.Шнитке.
И вот 9 лет спустя, летом 2007 года - "Огонек" - о 9-й симфонии Шнитке:
Что тут сказать? Очень не хотелось бы затевать какие-то разборки, переводить тему в сплетню, поэтому очень прошу уважаемое сообщество: в ответах, если таковые будут, осветить следующие два главных (имхо) вопроса:
1. Есть ли возможность оценить, насколько «исполнительская версия» ГНР далека от манускрипта АГШ? У нас имеются на этот счет два взаимоисключающих мнения: Ростроповича («он совершил великий подвиг … абсолютно точно расшифровал; если вы отдадите криминалистам, они скажут, что это совершенно точно – то, что написано») и Ирины Федоровны (статья в «Огоньке»).
2. Известно ли кому-нибудь, ведется ли сейчас работа над эскизами симфонии, есть ли надежда услышать в обозримый период времени последнее сочинение маэстро?
Ответ: О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
Здесь у издателя
о 2-х неудачных попытках реконструкции. Имена не названы.
Чтобы в общем прикинуть-понять, насколько рукопись вариабельна (разночитаема...) - найти бы запись реконструкции Раскатова и сраванить бы с записью Рождественского.
М-да.
(Извините за плохие мысли - что ли выгодно без конца делать реконструкции и продавать одну и ту же симфонию?)
М-да...
Что удивило. Если симфония незакончена (о чём говорит издатель) - как здравствующий композитор мог поручить кому-то её закончить - нельзя же было обойтись только "расшифровкой". (К сплошным иксам добавляются ещё всякие игреки.)
Ответ: О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
9-ю в исполнении Рождественского я записала.
Увы, на очень слабенький диктофончик (звук ужасный... слушать почти невозможно...Но если не будет альтернативы...... придется смириться).
Может, у кого-то есть получше качеством?
Во Раскатовском варианте сказано:
За несколько дней до кончины, прослушав московскую запись, Шнитке ясно выразил неприятие версии Рождественского, которая в большой мере не совпадала с его замыслом. 3 августа 1998-го композитор умер, и для его вдовы Ирины Шнитке эта партитура осталась некоего рода завещанием. Она повторно занялась тем, чтобы найти достойного коллегу своего мужа, который взялся бы за ответственную работу по расшифровке трудночитаемой рукописи и - где нужно - внес бы требующиеся для завершения коррективы. Ирина Шнитке нашла такого человека в лице московского композитора Николая Корндорфа, который в 1990-е годы уехал в Канаду. Тот сразу же принялся за работу, но вскоре у него обнаружилась опухоль мозга, и он скончался. Снова Ирина Шнитке возобновила поиски. Ее выбор пал на Александра Раскатова".
Ответ: О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
Посмотрите (ветка о Реквиемах ХХ века):
Там еще один случай, когда Рождественский заканчивает работу А.Г.Шнитке.
Интересно, а как АГ отнесся к этой работе?
Что-нибудь известно?
- Регистрация
- 13.04.2005
- Адрес
- Москва, Россия
- Сообщений
- 88
Ответ: О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
Премьера Раскатовской версии состоялась минувшим летом в Дрездене, осенью была американская премьера. Дирижировал Деннис Рассел Дэвис. Здесь он рассказывает кое-что об этом. Из его слов, к сожалению, не очень понятно, чем принципиально отличалась работа Раскатова от работы Рождественского.
- Регистрация
- 13.04.2005
- Адрес
- Москва, Россия
- Сообщений
- 88
Ответ: О 9-й симфонии Альфреда ШНИТКЕ
Там просят логин и пароль, к сожалению. Что же до записи, то Дэвис сказал буквально следующее (дело было в январе):
В конце апреля мы с Брукнеровским оркестром играем ее в Линце, а премьера этой редакции состоялась в июне в Дрездене. Здесь важно упомянуть Александра Раскатова, которому удалось расшифровать эту сложнейшую партитуру. В январе мы записали ее для ЕСМ с оркестром Дрезденской филармонии. Затем исполнили ее в Нью-Йорке, в Джульярдской школе в ноябре.
И что же в результате получилось у Раскатова? Похоже ли это на музыку Шнитке?
Не могу сказать вам точно. По крайней мере, Раскатов использовал многие инструменты, которые часто звучат у Шнитке - самые разные клавишные, электрогитару, бас-гитару. Он также задействовал певцов - в Дрездене это был Hilliard Ensemble... Скажем так: с точки зрения состава это достаточно близко другим сочинениям Шнитке, но это не вполне его сочинение, это скорее комментарий к партитуре и к его жизни в целом. Разумеется, Раскатов не пытался в буквальном смысле закончить симфонию, - это невозможно. Но он, несомненно, сделал все что мог: сделал пригодной для чтения партитуру, которую до того было невозможно прочесть. Ему пришлось взять на себя ответственность за некоторые решения, но он мог объяснить каждое из них, и я очень высоко оцениваю его работу. Думаю, ближе подойти к истинному ответу на этот вопрос просто невозможно.
Похожие темы
-
Ищу ноты Альфреда Шнитке "Объяснение в любви"
от Afelion в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 0Последнее сообщение: 27.08.2012, 21:48 -
Помогите, пожалуйста, определить и найти произведения Альфреда Шнитке
от EarlGrey в разделе Поиск скрипичных и альтовых записейОтветов: 2Последнее сообщение: 26.04.2012, 15:57 -
Что за произведение Альфреда Шнитке играет в конце док.фильма "Шниткеана"?
от Богдан В. в разделе Помогите опознать мелодиюОтветов: 1Последнее сообщение: 24.07.2011, 15:40 -
Оратория "Нагасаки" Альфреда Шнитке
от O1eg DP в разделе Поиск хоровых записейОтветов: 1Последнее сообщение: 05.10.2009, 18:20 -
День рождения Альфреда Шнитке
от kalina в разделе С праздником!Ответов: 0Последнее сообщение: 24.11.2007, 13:29



Ответить с цитированием




Социальные закладки