Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 71

Тема: Хоровые неполадки и как с ними бороться

              
  1. #1

    По умолчанию Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Дорогие хоровики-маховики!

    У меня предложение: давайте делиться наработанными секретами работы с хорами. Все вопросы хороши, особенное дурацкие.

    Знаете, что такое глупый вопрос? Тот, который вы побоитесь задать.

    Посему, давайте спрашивать друг друга и советовать. Для всех нас будет лучше. Бывает же так, вдруг тебе кто-то подскажет решение или совет, а ты думаешь, «Ну и где же ты был со своим советом год назад, когда я работал над тем-то и тем-то, и так и не нашёл решения?»

  • #2

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Давайте я начну первый.
    Вот такая ситуация. Мы работали над сложными фугами Мессы Россини в хоровой комнате. Всё слепили, поют хорошо, есть и ансамбль, и drive, и всё ОК. Передвигаемся в то место, где нам петь на концерте - и весь ансамбль тут же распадается. Тенора начинают все «выпевать», басы всё поют на пол-доли позже... Друг друга не слушают. Словом, еле-еле это всё держится вместе. Ну, думаю, может дело во мне. Видоизменяю жест - ничерта. Как-то к концерту слепили, и на концерте это прозвучало ничего, но как здесь говорят, это всё держалось with a lick and a promise.

    Был на концерте мой учитель. Я у него спросил, как быть. Он сказал, что ему всё показалось нормально, и что было чуток невместе, но что я так провёл фугу, что внимание слушателя на этом особенно не заострилось. Его совет был таков: нужно было заставить их пропеть в этом зале несколько раз не дирижируя, а как бы быть только метрономом для них, отсчитывая рукой «раз-два, раз-два», или вообще без дирижирования, чтобы у них самих устоялся ансамбль. Конечно, мой первых страх был бы что они вдруг как начнуть это дело маршировать, так из этого марша я потом их никогда и не вытяну, и они на концерте так и промаршируют от начала до конца...

    Есть какие советы? Размышления? Практические рекомендации?

  • #3
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Rexmager Посмотреть сообщение
    Знаете, что такое глупый вопрос? Тот, который вы побоитесь задать.
    Rexmager, Браво!!!

    Можно я - второй?

    Ищу методы борьбы со "смазанными" вступлениями, хотя тон даю чисто (издержки хорового воспитания от С.В. Строкина и Г.А. Струве), по одному они тоже чисто вступают. А как вместе - "раздавленная жаба", жуткое дело.
    Орать на них громко и матом уже устал... Может быть кто-нибудь из специалистов посоветует что-нибудь более конструктивное и для большого хора (камерный состав - 75 человек)?

    От рекомендаций "уменьшить хор" сразу прошу воздержаться - маленький состав и я вам выстрою...
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • #4
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Rexmager Посмотреть сообщение
    Д Передвигаемся в то место, где нам петь на концерте - и весь ансамбль тут же распадается
    Rexmager, причин может быть много - от акустических до "размещенческих", если можно так выразиться. Хорошие ли станки на сцене - в том смысле, хорошо ли артисты хора видят Вас, слышат друг друга и сопровождение? Комфортно ли им акустически и "энергетически" на этой площадке? Последние (я понимаю!) не выбирается и объективно не регулируется, но иметь об этом информацию нужно, т.к. эту ситуацию разруливать всё равно Вам (хуже - если после концерта).
    Приходилось ли Вашему коллективу выступать на этой сцене раньше и не было ли с ней связано какого-нибудь негативного опыта?

    Факторов - масса. Самое неприятное, что все работают...
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • #5

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Борис Тараканов Посмотреть сообщение
    Rexmager, причин может быть много - от акустических до "размещенческих", если можно так выразиться. Хорошие ли станки на сцене - в том смысле, хорошо ли артисты хора видят Вас, слышат друг друга и сопровождение? Комфортно ли им акустически и "энергетически" на этой площадке? Последние (я понимаю!) не выбирается и объективно не регулируется, но иметь об этом информацию нужно, т.к. эту ситуацию разруливать всё равно Вам (хуже - если после концерта).
    Приходилось ли Вашему коллективу выступать на этой сцене раньше и не было ли с ней связано какого-нибудь негативного опыта?

    Факторов - масса. Самое неприятное, что все работают...
    Вот в том-то и ужас, потому-что в первую очередь себя винишь.
    Эта «сцена» - зал нашей церкви. Там мы поём каждое воскресенье, и поём недурно. Друг друга они там не так хорошо слышат, как в хоровой комнате, это правда. Но никогда раньше не было такой критической ситуации.

    Другой вопрос: что делать, когда хор плетётся за оркестром? Как это дело поправлять быстро, эффективно, и надёжно? В чём может быть причина помимо неуверенности хористов в их партиях?

  • #6

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Борис Тараканов Посмотреть сообщение
    Ищу методы борьбы со "смазанными" вступлениями, хотя тон даю чисто (издержки хорового воспитания от С.В. Строкина и Г.А. Струве), по одному они тоже чисто вступают. А как вместе - "раздавленная жаба", жуткое дело.
    Боря, вы имеете ввиду интонационная смазанность? Т.е., все вступают на приблизительно одной ноте?

    Если я правильно понимаю Вас, может по-экспериментируйте со следующим? Посадите их на вступления не на слове, а на очень активном [sssssss-ooo!] или [ssssssss-uuu], на форте. Эта усиленно продлённая и акцентированная «сссс-» даст им возможность найти опору дыхания перед нотой (одна из причин интонационно неустойчивого начала - поздняя попытка найту опору уже после того, как звук начался. Шипящие и свистящие согласные дают чудесное ощущение опоры! Кроме того, невозможно произнести «с» и «з» с опущенным мягким нёбом, что ставит звук в нужную резонирующую полость - дополнительный бенефит!) Если это сработает, переключите их (чтобы они не устали) с [sssss-o] на [prrro-], где «R» - раскатистая, рррруская.

    Дайте мне знать, или это «оно».

    Вы можете чуток более детально описать проблему?

    Может, причина в другом чём-то... Надо искать... Хм...

  • #7

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Rexmager Посмотреть сообщение
    Вот в том-то и ужас, потому-что в первую очередь себя винишь.
    Эта «сцена» - зал нашей церкви. Там мы поём каждое воскресенье, и поём недурно. Друг друга они там не так хорошо слышат, как в хоровой комнате, это правда. Но никогда раньше не было такой критической ситуации.

    Другой вопрос: что делать, когда хор плетётся за оркестром? Как это дело поправлять быстро, эффективно, и надёжно? В чём может быть причина помимо неуверенности хористов в их партиях?
    Все очень банально. Простите за "Волга таки впадает в Каспийское море?".
    Если только хор не состоит из "сверхмонстров", поющих 9 концертов в неделю — может возникнуть неуверенность на сцене. Причина простая — усталость, переволнованность, дурная погода, итд. От нервности садится голос, и начинается цепная реакция.
    Что касается ансамбля с оркестром, тут мне кажется все немного сложнее. Причин имхо несколько. Во-первых, "комплекс неполноценности" хора. Профессиональная подготовленность оркестрантов обычно выше, чем артистов хора. Хористы (мне кажется) смотрят на оркестр немножко "снизу" (как на более авторитетных). Оркестр быстрее реагирует на руку, и точнее следует за дирижером.
    Хор гораздо инертнее.
    Это как соединить вола и осла в одной упряжи (см Библию).
    Конечно глупо давать советы рукомашущим, но мне кажется, все дело в недостаточном количестве репетиций. Когда количество еще не успело перейти в качество.
    Плюс техника жестирования.
    Удачи Вам!

  • #8
    Частый гость Аватар для Иван Богданов
    Регистрация
    03.11.2007
    Адрес
    Новосибирск, Астана
    Возраст
    30
    Сообщений
    297
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Борис Тараканов Посмотреть сообщение
    Ищу методы борьбы со "смазанными" вступлениями, хотя тон даю чисто (издержки хорового воспитания от С.В. Строкина и Г.А. Струве), по одному они тоже чисто вступают. А как вместе - "раздавленная жаба", жуткое дело.
    Орать на них громко и матом уже устал... Может быть кто-нибудь из специалистов посоветует что-нибудь более конструктивное и для большого хора (камерный состав - 75 человек)?

    От рекомендаций "уменьшить хор" сразу прошу воздержаться - маленький состав и я вам выстрою...
    Один из моих любимых педагогов проф.Власенко работая с оркестром всегда требует предслышания звука вступления, причем не только интонационного, но и тембрального. Степень жесткости акати тоже следует предслышать. Правило банальное, но он так натренировал оркестр, что все вступления безукоризненны. Сам же он перед вступлением максимально концентрируется, и тем самым заряжает оркестрантов.


    Свою дилему повем вам. Работа над текстом заставляет требовать крупных, твердых согласных во многих местах. На Украине вообще принято петь так, чтоб слушатель понимал смысл произведений из програмки концерта... Мода на легатиссимо без слов оч. большая.
    Когда требуешь СЛОВО, пропадает певучий штрих, кодга есть легато, текст превращается в вокализ на гласных. Сам я прекрасно представляю меру твердости согласных, но для артистов хора - это шаткая эстетическая грань, с которой они сползаюжт то в одну то в другую сторону.
    Кто знает рецепты - плиз

  • #9
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Rexmager Посмотреть сообщение
    Боря, вы имеете ввиду интонационная смазанность? Т.е., все вступают на приблизительно одной ноте?
    Ммммм... Не совсем. Первое мгновение звука ощущается как некий разнородный веник, который в следующий момент собирается в нормальные унисоны в партиях. Т.е. вступление есть - одновременное, по руке, в тональности, в заданном нюансе, но... неуверенное, с элементами "оперативного поиска" нужной ноты с последующим нахождением. Я коряво выражаюсь, но принцип именно таков... Когда я отдельно выстраиваю первый аккорд и после этого даю вступление - проблема попадает. Но это не ваход - на концерте такой настройки не дашь. А вот как приучить их вступать уверенно с первых звуков - для меня вопрос. Вы дали хороший совет - потренировать их на SSSS и PRRRRRRRO... Я непременно им воспользуюсь, огромное Вам спасибо!

    Интересна также рекомендация Ивана - о предслышании аккорда. Это полезное ассоциативное упражнение, думаю попытаться поработать и с ним. О результатах обязательно расскажу

    Rexmager, отдельный респект за эту тему!
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • #10

    По умолчанию Ответ: Хоровые неполадки и как с ними бороться

    Цитата Сообщение от Борис Тараканов Посмотреть сообщение
    но... неуверенное, с элементами "оперативного поиска" нужной ноты с последующим нахождением.
    A! Уже ближе. Как я понимаю, тут два фактора могут быть задействованы. С одной стороны, какие-то люди сначала начинают петь, а секундой позже пытаются «поставить» ноту, что конечно приведёт к такому «венику» в начале. Проблема чисто техническая. Убрать её сразу не получится, и длительная тренировка на SSSSS-(гласная) по идее должна перевоспитать этот недостаток (плюс другие упражнения того же плана, направленные на цепь «Вздохнул - поставил - запел», а не «вздохнул - запел - попытался поставить»).

    Есть другая причина смазанности, и она противоположна первой. Если в первой хорист медленно думает, то во второй - он слишком много думает. (Don't you love it?) Особенно это происходит на переходных нотах, когда у певца есть возможность спеть какую-то ноту либо больше на грудном, либо больше на головном регистре, и вот в последнюю секунду он инстинктивно не может решить, куда ему резонировать. Сознательно это дело решить он не всегда может (я лично, когда пою в партии, отмечаю все эти ноты стрелочками вверх или вниз.) Вот хороший метод тренировки: просить весь хор спеть это дело стаккато, даже если это медленная легато музыка. Тогда у них не будет времени соображать, и они как правило инстинктивно энергизируют тон, и всё как-то само-собой становится на места. Кроме того, хор любит так «побаловаться», и это даёт отдых от рутины.

    Попробуйте, дайте знать или есть какие-то результаты... Если нет, будем искать. На то и группа... одна голова хорошо, а 250 - ещё лучше.

    Боря, а что происходит, когда вы даёте вступление задержанным обращённым ауфтактом? В отличие от обычного?

  • Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Новые открытия в баховедении - что с ними стало?
      от yohji_nap в разделе Старинная музыка
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 09.06.2009, 14:23
    2. Как бороться с mp3?
      от АлексС в разделе Техника аудио- и видеозаписи и воспроизведения
      Ответов: 50
      Последнее сообщение: 17.12.2006, 01:58
    3. Неоконченные опусы... Что с ними делать?
      от RU в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 45
      Последнее сообщение: 31.10.2006, 01:32
    4. Неполадки 6 сентября 2006 года
      от boris в разделе Объявления
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 06.09.2006, 14:48
    5. Ответов: 28
      Последнее сообщение: 12.07.2004, 11:17

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100