8 июня исполняется 100 лет со дня кончины (по старому стилю) Н.А. Римского-Корсакова.
Конечно, печальные даты особенно пышно отмечать не принято. Но они заставляют подводить некие итоги.
Столетие - достаточный срок, чтобы масштаб личности и творчества композитора стал ясен для потомков.
В связи с этим у меня есть пара вопросов к собратьям по разуму:
1. Что - лично для вас - значит музыка Римского-Корсакова (и значит ли она что-нибудь)?
2. Что значит его творчество для всех нас, россиян начала третьего тысячелетия, проживающих свои "нулевые", как проживали их в 1900-х современники Николая Андреевича?
Тема про Римского-Корсакова как "аутсайдера" европейской классики на форуме уже есть и, честно говоря, меня очень мало волнует, понимают ли что-нибудь в творчестве этого композитора наши соседи по планете (впрочем, если таковые откликнутся, тоже будет хорошо).
Но я убеждена, что без этой фигуры многое в русской культуре будет неполным и недосказанным.
Приглашаю к дискуссии!
Открыл для себя, благодаря работе со своей студенткой над дипломной работой, оперу "Пан Воевода" . Римский-Корсаков не просто посвятил эту оперу обожаемому им Шопену, он написал её так, как написал бы польский композитор. Потрясающее проникновение в чужой стиль. Величайший стилист!
Для меня - очень много. Писала по его операм все возможные работы в консе, магистерскую и сейчас кандидатская - тоже по нему (наполовину).
Влюбилась с первого звука "Млады" и с тех пор открываю все новые и новые красоты.
Преклоняюсь перед его мастерством, трудолюбием, талантом.
Жаль, что ТАК мало его ставят и играют.
Даже в юбилейный год звучат только отдельные, избранные сочинения...
Лично для меня Римский-Корсаков - прежде всего "открытый учебник гармонии". Не говорю, что это плохо, скорее - наоборот: тем велик и тем любим (мною). А ниже - текст - домашнее задание, выполненное студентом, как бы публикация). Думаю, многим будет интересно.
* * *
Нынешние «Звёзды белых ночей» начинаются с исполнения четырёх опер Римского-Корсакова – на главной сцене возобновлена трогательная антикварная постановка «Псковитянка», а в концертной версии даны «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка» и «Царская невеста». Есть и повод – столетие со дня смерти композитора. Но кому дело до повода, когда речь идёт о неотторжимом национальном наследии?
Говорят, первоначально хотели возобновить «Сказание» в гениальной и конгениальной постановке Чернякова – не вышло. Дирижировать исполнением «Сказания» должен был Гергиев – заменили на Грузина, у маэстро, по слухам, что-то стряслось в семье. И всё равно на публику обвалилась гигантская и до мозга костей национальная опера, опера-сказка, опера-видение, опера-мистерия. Чувствуешь себя просто раздавленным. При виде этой огромной оркестрово-хоровой массы, которая горит и трепещет на протяжении чуть ли не четырёх часов невозможно не проникнуться национальным духом и даже, да простят мне эту пошлость, национальной духовностью. Всё по-настоящему: совершенно церковные хоры «строгого стиля», звон колоколов, все умилённо поют «Чудная царица». Не мешало бы, правда, сократить хор – эта толпа иногда издавала какой-то неопределённый шум. Впрочем, от исполнения, скажем, песнопений Чеснокова хором Московского Сретенского монастыря никто и не ждёт прозрачности каждой партии и чёткости полифонии.
Странно, очень странно совсем другое. Весь этот звон колоколов, эти трепетные монологи княгини Февронии о природе, да и сам мотив потаённой, сокрытой святыни – всё это гораздо в большей степени поверхностно усвоенный «Парсифаль» Вагнера, чем наше, русское, исконное. Римский-Корсаков, и в «Псковитянке», и в «Царской невесте» занимавшийся честной, простой мелодраматизацией сюжетов из времён седой старины, под конец создаёт гигантскую оперу, оперу, в общем-то, прекрасно отразившую глубокий духовный кризис начала прошлого века – кризис, который и привёл к тому, к чему он привёл. Невозможно не видеть в уходящем под воду Китеже уходящую, исчезающую Святую Русь. Невозможно не видеть также в этих молениях к Матери-Земле попытку сделать собственно христианство только частью, а никак не центром и средоточием пресловутой «русской национальной духовности». Отсюда переклички и даже цитаты из «Парсифаля», тоже оперы про кризис, только уже европейской культуры.
Что такое вообще национальная опера? Достаточно противоречивое порождение русского шестидесятничества девятнадцатого века. Вроде бы на недавнем возобновлении «Псковитянки» образца 50-х нам это уже показали во всей красе. Кокошники, юродивый, хоры мужиков, песенки про калинку-малинку. Всё это исключительно трогательно и всё это обладает свойством вызывать чувство тошноты, как ансамбль «Берёзка». Ты сидишь и рассматриваешь сцену: вот этот пенёк вроде настоящий, а вот этот, подальше – уже нарисованный. Диво дивное. Предполагается, что есть некий русский национальный характер, и вот его-то эти кокошники и репрезентуют. Связь между кокошниками и загадочной русской душой – потаённая, она не может быть продемонстрирована в силу своей аксиоматической сущности. Какой русский не любит плясок в кокошниках? Но что такое на самом деле русский национальный характер? Мне, например, при этом словосочетании на ум начинает приходить Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и кого там ещё в школе проходили. То есть налицо некая подмена понятий. Ясно, что все эти девушки уж скорее антинациональны. Кающиеся проститутки, любящие мужиков графинюшки и другие женщины из арсенала русских классиков – как и их создатели – страшно оторваны от народа. Мы не можем «изнутри» определить загадочную русскую душу. Но в качестве образцов её, архетипов её у нас имеются почему-то как раз такие персонажи, которых авторы сознательно отрывают от груди Родины-Матери.
С главной героиней «Града Китежа» вроде бы как раз наоборот. Это (при всей условности) абсолютно иконный образ. Всепрощающая и жертвенная русская женщина. Тащит за собой пьяницу Гришку через тёмный лес. Что тоже, понятно, нужно воспринимать как тонкую чёрточку национального характера. И всё-таки Феврония почти символистски условна. Мать-Земля-Богородица-Природа-Родина, что-то такое очень расплывчатое. Расплывчатое до такой степени, что даже сама национальность в ней растворяется. А остаётся лишь голый символизм, но символизм не эротический, как у Вагнера, а символизм философский. Или теософский. Отсюда рукой подать до Бердяева, которому уже и правда наплевать на всякую духовность вкупе с национальностью, лишь бы всё можно было превратить в ёмкий и красивый символ. Символ, который, как воронка, затягивает в себя и религию, и национальный дух, и самих людей. Шестидесятничество воспевало кризис языком романтизма, а серебряный век – языком символизма.
Такой апофеоз национальности, конечно, всегда признак духовного кризиса – ибо искусство пытается заменить духовность, когда подлинной духовности не хватает. Ну а духовные кризисы в России по исторической традиции заканчивались обычно цареубийством. Хотя это всего лишь применённый к русскому материалу спокойный немецкий Вагнер – который к началу двадцатого века превратился из жупела в источник влияний. Всего лишь гениальные симфонические картины, совершенно захватывающие воображение. И вот публика сидит – и совершенно, между прочим, искренне считает это буйство цвета и света, которое разворачивается в оркестре, русской душой. Да только вот слишком европеец был Римский-Корсаков, и слишком страшно то, что скрывается за благолепной историей про Китеж.
А знаете, приятно, когда вокруг история как бы и остановилась – почувствовать её ход. Проникнуться ощущением надвигающейся катастрофы. Хотя это, наверное, идеализм – предполагать, что в «Царской невесте» мы способны видеть нечто большее, чем историческую сказку, в «Снегурочке» - большее, чем языческую сказку, а в «Китеже» - большее, чем христианскую сказку.
Да, интересно.
И всё же непонятно, откуда такой негатив?
Я-то услышала в свое время сначала "Китеж", а только потом "Парсифаль", и первый был вопринят как безусловно "свой" и совершенно необходимый для дальнейшего существования, а второй - именно как "христианская сказка".
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки