-
22.06.2008, 20:11 #1
«Тоска» Б.Покровского в Большом театре (20.06.2008).
1. Начиная с мрачной декоративной невыразительности (любимый режиссером чёрный фон, «символически» разбросанные и развешанные «фрагменты интерьера») и заканчивая мизансценной статикой, эта работа Б.Покровского отличается крайним интеллектуальным минимализмом. Если неугадывание основной идеи моцартовского «Дон Жуана» мэтром советской оперной режиссуры можно объяснить разветвленной «историей вопроса», вплетающий свои «шумы» в очевидные партитурные токи оперы, то чем объяснить плоскую иллюстративность драматически яркого пуччиниевского шедевра, я не знаю… Ни один из драматургических козырей, которыми «снабжает» постановщика материал, в спектакле Большого театра не только не разыгран, но и не замечен.
Дуэт Тоски и Каварадосси сделан статически тускло: очень даже охотно понимаешь, почему Флория на такой измене, – этот Марио просто бревно бесчувственное, а не любовник. Сама Тоска появляется в храме, как на сцене: величественный выход настолько театрален, будто она пришла не любовника на свидание позвать, а выйти на авансцену поклониться публике… Женщина, Вы не на подиуме! Ваш Марио чужие глаза, между прочим, рисует, а Вы тут вышагиваете, как Екатерина Великая!..
Грандиозный финал первого акта завершается тем, что Скарпиа залезает на церковную кафедру… Чего его туда понесло? Наверное, для того, чтобы его было лучше слышно… Кстати, со Скарпиа у Покровского вообще ничего не понять: почему он так и не притрагивается за весь спектакль к Тоске, можно понять лишь теоретически… В самой психологически напряженной сцене торга «честь за жизнь» Тоска надрывно кричит: «Помогите!» - типа «руки прочь», а Скарпиа в это время находится совершенно в другом конце помещения… И, пожалуйста: комический эффект обеспечен! В их диалог так и просится текст: «Что ты орёшь, больная?! Кто тебя трогает-то?!» Как может профессиональный режиссер допускать такие грубые ляпы, - загадка.
Сцена расстрела – венец нелогичности режиссерской фантазии: Каварадосси поднимается по лестнице на самый верх, а солдаты ждут его снизу с противоположной стороны… Интересно, а если бы Марио передумал и не поднялся бы по лестнице на собственную казнь? Солдаты так бы и стояли внизу под стеной?
Завершает спектакль погоня полдюжины здоровых мужиков за нерасторопной упитанной певицей по крепостным сооружениям. В принципе не нужно долго изучать план тюрьмы Сант-Анджело, чтобы понять всю абсурдность режиссерской затеи: некуда там бежать-то! Поэтому и музыки у Пуччини ровно на пять шагов, которые отделяют тело расстрелянного Каварадосси от края «расстрельной площадки»… В итоге у Покровского певица добегает до места, приготовленного для падения, чуть позже, чем «обогнавшие» её вохровцы. Охране приходится чуть подождать, пока Тоска пропоет непростое финальное «O Scarpia, avanti a Dio!», а потом броситься на неё так, что даже если бы певица не захотела прыгать со стены сама, её точно бы столкнули эти шесть амбалов…
И это только врезавшиеся в память «находки»… а сколько еще ерунды по мелочи наковырять можно, - валокордина не хватит…
2. В.Левенталь – художник, в общем и целом уважаемый. Но в данной постановке, как это иногда бывает, ну не «попёрло»: кривые перепонки на окне во втором акте, изуродованная перспектива декораций первого акта, неуместные висячие инсталляции на тему ангелов и какого-то на редкость уродливого распятия… Ну, и костюмы… «Розово-малиновая» Тоска, «фиолетовый» Скарпиа, «голубой» Каварадосси… Фрейд отдыхает… Постановка света тоскливо «окаймляет» всю декоративную грусть спектакля: когда в финале I акта начинает звучать тема «Te Deum», лучи света выхватывают по очереди (!) то детский хор, то взрослый хор, то епископа, то орган… В начале семидесятых прошлого века, кажется, только появилось такое иллюминационное явление, как цветомузыка, и на оперной сцене её использование было, наверное, писком актуальности… Некоторые поющие персонажи постоянно оказываются в тени, как призраки, и всё это в полнейшей статике…
3. Ну, и о главном. Наверное, в репертуаре каждого театра должны быть спектакли, в которых артисты могли бы «отдыхать»… Но «Тоска» - совершенно не приспособлена для этой «роли»! Это драматически напряженный, архисложный, динамический спектакль, как его ни ставь! Однако, солистам Большого удается сделать из ярчайшей партитуры Пуччини «привал на охоте»: перемещения по сцене минимальны, жесты запрограммировано примитивны, мимика нулевая, вокал, по гамбургскому счету, на троечку… Создается ощущение, что в этот спектакль солистов выпускают вместо отгула… На «Тоску» я пошел исключительно ради того, чтобы услышать Зеленскую… Несколько лет назад в «Набукко» она произвела на меня неизгладимое впечатление! Потом была Леди Макбет, и тоже очень «на уровне». Поэтому, когда Елена говорит, что Доминго кричал ей «Брависсимо!», я в принципе верил. До сегодняшнего спектакля. Сегодня это было форменное безобразие, а не вокал: верха подменялись визгом (в лучших традициях современного стиля Большого), пианиссимо звучали со «свистом», а форте ощутимо «колыхались». Зеленская одна из тех певиц, которая умеет петь не только хорошо, но и плохо. И вот это очень плохо. Настоящий мастер перед любой аудиторией (есть там Доминго, нет там Доминги – неважно!) поёт всегда высокопрофессионально, так как по-другому просто не умеет… Хотя, по-моему, если чувствуешь, что не можешь спеть так, как Тебальди, ну попой чего-нибудь попроще… Ну, надо же уважать хотя бы своё реноме, не говоря уж о своей профессии…
Олег Кулько – певец хороший. Выступает всегда ровно и убедительно. Ну, не всем бог дал «широту размаха» Марио дель Монако… Ну, что ж теперь итальянскую оперу что ли не петь? Тем более перед публикой, ничего в оной не понимающей… Да петь, конечно… Чего там…
Юрий Нечаев, очень порадовавший меня своим дебютом в «Царской невесте», оказался совершенно некудышным Скарпиа… Ни эстетского садизма, точно подмеченного, но не воплощенного режиссером, ни властного нарциссизма, ни какого бы то ни было эмоционально-драматического «надрыва» в его исполнении не было. Более того, в местах, где мощь голоса должна доминировать над оркестровым звучанием (финал 1-го акта, сцена пыток), у Нечаева голос пропадал чуть ли не «принципиально», то есть его вообще не было слышно… Неправильно это всё.
Оркестр под управлением П.Феранца звучал грамотно, но «плоско».
В общем и целом, усилиями целого коллектива в общем известных, а местами даже выдающихся специалистов ярчайшая и сценически выигрышная опера Пуччини была превращена в провинциально-проходной спектакль «для колхозников»… С другой стороны, - это ведь тоже уметь надо: из шедевра сделать пустышку…
Ответ: «Тоска» Б.Покровского в Большом театре (20.06.2008).
Не знаю, кто больше приложился, Б.Покровский или еще кто, но "вампучность" постановки действительно нагнетает уныние и тоску.
Мне довелось слушать и управляющую оперной труппой в гл. роли в связке с Б.Майсурадзе...
Что создавало еще более плачевную картину. И вокально и сценически.
Ответ: «Тоска» Б.Покровского в Большом театре (20.06.2008).
В "живую" я видел-слышал только 2 спектакля в Большом, постановку в МАЛИГОТе и импортную на сцене Кремлевского Д. Последнюю могу причислить к вершине халтуры. И опять скорее всего вина в этом не Дзефирелли.И опять даже Даниелла Десси не спасала "картины" ( в финале Тоска, как лошадушка скаковая, перескакивала через барьерчик бутафорный...).
Это все.
Возможности путешествовать нет.
Есть масса аудиозаписей, видео..
Ответ: «Тоска» Б.Покровского в Большом театре (20.06.2008).
Каварадосси - Giacomo Aragall, Скарпиа - Ingvar Wixell. Постановка - супер, лучшее из тех, что видела. Будет возможность - найдите и посмотрите. По крайней мере, гораздо лучше постановки в Ла Скала с Гулегиной!
Vita brevis.... Созидайте...
Похожие темы
-
Концерт в Большом зале Московской консерватории 2 сентября - памяти Б.Покровского
от Astre в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 27.08.2012, 15:43 -
Открытие 40-го, юбилейного сезона в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского
от Astre в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 09.08.2011, 13:57 -
Progress of a Rake Стравинского в театре им. Б.А. Покровского - стоит пойти?
от Михаил Навин в разделе БеседкаОтветов: 0Последнее сообщение: 17.03.2011, 12:23 -
Академия Ла Скала в Большом театре и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 27.05.2010, 00:45 -
Премьера оперы "Кармен" В Большом театре - весна 2008
от bariton в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 114Последнее сообщение: 09.07.2008, 18:24




Ответить с цитированием



Социальные закладки