1. #1

    Exclamation МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Московская государственная консерватория
    им. П.И. Чайковского
    Центр современной музыки (Москва)
    При поддержке Министерства культуры Российской Федерации,
    Австрийского культурного форума
    Посольства Королевства Нидерландов
    и Muziek Centrum Nederland (MCN)




    РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА
    XI Международный фестиваль современной музыки

    МОСКОВСКИЙ ФОРУМ

    22-27 сентября 2008
    Рахманиновский зал консерватории



    к 15-летию ансамбля «Студия новой музыки»





    ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ



    22 сентября 2008, Понедельник

    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – ансамбль Студия новой музыки
    «Ранний русский авангард: премьеры, отложенные на столетие»
    Всеволод Задерацкий Камерная симфония
    Николай Обухов Исступление (переложение для камерного оркестра Эльмера Шенбергера)



    Рахманиновский зал консерватории
    20:00 – Посвящения ансамблю «Студия новой музыки»
    Александр Вустин Театр
    Юрий Воронцов Амулет
    Владимир Тарнопольский Чевенгур
    Сергей Павленко Векторное пространство
    Светлана Румянцева Ровность ночных пространств





    23 сентября 2008, Вторник

    Конференц зал консерватории
    14:00 – «Премьеры, отложенные на столетие». Послесловие к концерту 22 сентября.
    Екатерина Власова (Россия) - «Некоторые вопросы репертуарной политики в музыкальном искусстве сталинского периода»
    Эльмер Шенбергер (Нидерланды) - «Исступление» Николая Обухова, или раскрывая Книгу Жизни
    Всеволод Задерацкий (Россия) - Через тернии: о камерной симфонии Всеволода Петровича Задерацкого




    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – Марина РУБИНШТЕЙН, флейта
    Хайнц Холлигер t(air)e
    Фарадж Караев Господин би лайн – эксцентрик, или вы все еще живы, господин м.?!
    Элиот Картер Enchanted Preludes
    Михаэль Левинас Arsis et thesis
    Андре Жоливе Песнь Лина



    Рахманиновский зал консерватории
    20:00 – Ольга ГАЛОЧКИНА, виолончель
    Эммануэль Нюнес Einspielung
    Бернд Алоиз Циммерман Соната
    Кирилл Уманский Длинные и короткие линии
    Пьер Булез Messagesquise



    Рахманиновский зал консерватории
    21:00 – Группа композиторов Сопротивление Материала. Нулевая позиция.
    Дмитрий Курляндский prePositions
    Сергей Невский Countdown
    Борис Филановский schmozart





    24 сентября 2008, Среда

    Конференц-зал консерватории
    14:00 – Круглый стол
    «Современная музыка в современном обществе».



    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – Анастасия ТАБАНКОВА, гобой
    Лючано Берио Секвенция VII
    Брайан Фернейхоу Coloratura
    Светлана Лаврова Gestures of despair
    Клаус Хубер Noctes intelligibilis luces



    Рахманиновский зал консерватории
    20:00 – «Формы в воздухе». Посвящения Артуру Лурье
    Артур Лурье Формы в воздухе
    Ольга Бочихина Голос в далеке
    Андрей Кулигин Контуры туманности
    Владимир Горлинский Smorzando
    Николай Хруст l’Air en formes’
    Алексей Сысоев Beta Taurids
    Алексей Сюмак Импровизация

    Ансамбль Студия новой музыки
    Дирижер – Игорь Дронов




    Рахманиновский зал консерватории
    21:00 – Станислав МАЛЫШЕВ, скрипка
    Сальваторе Шаррино Capriccio
    Альфред Шнитке a Paganini
    Эдисон Денисов 5 каприсов Паганини





    25 сентября 2008, Четверг

    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – Олег ТАНЦОВ, кларнет
    Алексей Наджаров Contradiction
    Жорж Апергиз Симулякр IV
    Хельмут Лахенманн Allegro sostenuto



    Рахманиновский зал консерватории
    20:00 – Струнный квартет Студия новой музыки
    Эдисон Денисов Трио
    Кшиштоф Пендерецкий Квартет №2
    Алан Госсен Квартет
    Игорь Стравинский Три пьесы для струнного квартета



    Рахманиновский зал консерватории
    21:00 – …для кларнета с квартетом
    Магнус Линдберг Квинтет
    Сальваторе Шарино Квинтетино
    Жерар Пессон Nebenstueck





    26 сентября 2008, Пятница


    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – Светлана МИТРЯЙКИНА, флейта
    Пьер Булез Сонатина
    Филипп Юрель Loops
    Джонатан Харвей Nataray
    Сальваторе Шаррино D’une faune



    Рахманиновский зал консерватории
    20:00 – Мона ХАБА, фортепиано «Рояль et cetera»
    Тору Такемицу Rain Dreaming
    Олег Пайбердин Багатель
    Лючано Берио Соната
    Джон Кейдж Сюита
    Юрий Каспаров Прелюдия, токката и фуга



    Рахманиновский зал консерватории
    21:00 – Дмитрий ЩЁЛКИН, ударные «Шум и тишина»
    Янис Ксенакис Rebonds
    Мортон Фелдман Король Дании
    Янис Ксенакис Псапфа





    27 сентября 2008, Суббота

    Рахманиновский зал консерватории
    19:00 – Ансамблю die Reihe 50. Австрийские премьеры


    Премьеры:

    Норберт Штерк
    Рудольф Керер
    Александер Вагендристел
    Роланд Фрайзитцер
    Вольфганг Шауфлер
    Томас Хайниш

    Ансамбль die riehe (Австрия)
    Дирижер – Роланд Фрайзитцер





    Информация о фестивале:
    http://ccmm.ru/calendar/news/index.php?category=11




  • #2

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    О XI Московском форуме:

    Тема и, отчасти, сама форма нынешнего фестиваля, посвященного 15-летию Студии новой музыки, заимствованы из известного фильма Ф. Феллини РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА. Проблематика этого фильма — извечные противоречия между индивидуальными устремлениями личности/солиста, коллективными установками социума/оркестра и диктатом руководителя/дирижера — является весьма актуальной и для сегодняшнего российского общества. В нашем небольшом коллективе, на своем уровне мы отрабатываем собственную модель ее возможного разрешения. Для всех нас такой моделью является именно ансамбль солистов — инструментальный состав, сформировавшийся в европейской музыке ХХ века, в котором каждый голос индивидуален, наделен собственным тембром и обладает достаточной самостоятельностью. Кроме того, в ходе нашей Репетиции оркестра ведущим солистам ансамбля будет предоставлена возможность развернутого индивидуального высказывания «от первого лица» — они выступят с сольными концертами. Эти персональные творческие портреты будут «уравновешены» участием этих же музыкантов в коллективных выступлениях ансамбля.

    Настоящей сенсацией станет первое исполнение в России «Исступления» Николая Обухова и Симфонии Всеволода Задерацкого — сочинений, ожидавших своих российских премьер более полувека! На фестивале будет также представлен целый ряд сочинений современных российских авторов, написанные специально для Студии новой музыки. В программах широко представлены также молодые российские композиторы.

    Гостем фестиваля в этом году станет — это прозвучит парадоксально — «старейший» ансамбль современной музыки Die Reihe (Австрия), отмечающий в этом году свой 50-летие. Ансамбль представит премьеры австрийских современных композиторов. Визит АНСАМБЛЯ Die Reihe проходит при поддержке Австрийского культурного форума в Москве.

    Все концерты фестиваля пройдут в Рахманиновском зале консерватории.

    В рамках фестиваля будет проведен круглый стол, посвященный проблемам современной музыкальной культуру.

    На концерты фестиваля ВХОД свободный.

  • #3

    По умолчанию

    Сегодня открытие фестиваля!

    19:00
    Будут исполнены российские премьеры сочинений Николая Обухова ("Исступление" - переложение для камерного оркестра Эльмера Шенбергера) и Всеволода Задерацкого ("Камерная симфония").


    20:00
    Во втором отделении концерта прозвучат сочинения, посвященные ансамблю "Студия Новой Музыки":

    Александр Вустин Театр
    Юрий Воронцов
    Амулет
    Владимир Тарнопольский
    Чевенгур
    Сергей Павленко
    Векторное пространство , Российская премьера
    Светлана Румянцева
    Ровность ночных пространств, Российская премьера





    Все на Московский Форум!

  • #4
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Интересно было бы что-нибудь узнать об этих сочинениях. (об "Исступлении" и "Камерной симфонии" прежде всего)

  • #5

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Цитата Сообщение от -Бу- Посмотреть сообщение
    Интересно было бы что-нибудь узнать об этих сочинениях. (об "Исступлении" и "Камерной симфонии" прежде всего)
    Всеволод Петрович Задерацкий (1891-1953), ученик С. Танеева и М.И. Ипполитова-Иванова (композиция), К. Киппа (фортепиано) принадлежит к числу репрессированных представителей русской творческой интеллигенции. Бывший офицер добровольческой армии Деникина, Задерацкий с 1920 по 1939 годы трижды подвергался арестам, ссылкам, истреблению рукописей. Запрет на исполнение и издание его сочинений действовал на протяжении всей его жизни.

    КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ (подлинное название – «Камерная симфония для девяти музыкантов») создана в 1940 г. в Ярославле, куда Задерацкий был выслан НКВД, для местных музыкантов, педагогов музыкального училища. В ту пору там была группа сильных исполнителей на медных инструментах, хороший кларнетист. Так сложился состав партитуры – медные (по два, кроме тубы), кларнет, ударные, концертирующий рояль.
    Симфония трехчастна и формы частей очень ясны: крайние написаны в сонатной форме, средняя часть – трехчастная со сложной серединой. В первой части главный контраст размещен между экспозицией и разработкой, где начинают жизнь «плакатные» интонации. Медные духовые словно выкрикивают лозунги плакатов. После печальных хоралов и элегического мелоса второй части наступает финал, императивно-фанфарное и ударное завершение симфонии – символ все той же «плакатности». В звучании финала слышно не только торжество всепобеждающей воли, но и скрытые угрозы, ожесточенная суровость и непререкаемая мощь императива. Здесь представлен целый набор центральных знаков противоречивой эпохи, ставшей символом одновременно лапидарного созидания и величайшей гуманитарной катастрофы. Это своего рода еще не появившийся соц-арт, но в «багровых тонах».

    Всеволод Задерацкий-мл.


    Николай Обухов (1892-1954) – одна из интригующих фигур русского музыкального зарубежья, окруженная многочисленными мифами. Несмотря на то, что его жизнь протекала довольно близко к нашему времени, сведений о ней сохранилось так мало, что временами кажется, что речь идет о композиторе Средневековья или Возрождения. Известно, что Обухов был горячим поклонником Скрябина, и, отталкиваясь от его идей, пришел к открытию додекафонии на восемь лет раньше Шенберга. Еще живя в России, в 1910-е гг. он предложил связанный с двенадцатитоновостью проект реформы музыкальной нотации (в дальнейшем он предлагает второй вариант реформы уже в эмиграции, в 1940-е гг). В 1930-е гг. в Париже он изобретает электроакустический музыкальный инструмент «звучащий крест» и вводит его в партитуру своего главного творения – «Книги жизни» для хора, солистов и оркестра, писавшегося им на протяжении всего творческого пути. Каждую завершенную часть композитор подписывал кровью. За четыре года до смерти на ночной парижской улице воришки выхватили портфель с «Книгой жизни», общая протяженность которой составляла, по разным версиям, от 12 до 24 часов звучания. В архиве остались лишь многочисленные наброски. Большинство из них не закончено или не исполнимо по каким-либо другим причинам. Возможно, законченная версия никогда не существовала и ограбление было мифом. По другим данным, недавно рукопись «Книги жизни» была найдена и попала в архив Национальной библиотеки в Париже.
    Музыка Обухова отличается необычайной внутренней концентрацией, стремлением к передачи предельных состояний души и далеко отходит от традиционного «скрябинизма», печать которого лежит на творчестве композиторов Советской России 1920-х гг. и их коллег-эмигрантов. Она совершенно «отдельна», абсолютно оригинальна и труднодоступна для понимания.

    Аннотации переведены и подготовлены Ф.Софроновым

    Музыка поэмы для оркестра ИССТУПЛЕНИЕ основана на тематическом материале «Книги жизни». В заглавие поэмы вынесено одно из ключевых понятий эстетики Обухова. Как писал Борис Шлецер – «исступление – это не тот экстаз, к которому стремился бог Обухова – Скрябин. Исступление, буквально выход из себя, самозабвение – это экстаз русских мистиков, раскольников XVII столетия, искавших смерти в огне и экстаз героев Достоевского, с мрачным привкусом фанатизма». По мнению музыковеда Елены Польдяевой, для «Исступления» Обухов выбрал отдельные фрагменты из «Книги жизни» и расположил их в новой последовательности. Возможно, это было связано с тем, что композитор совершенно уверился в принципиальной неисполнимости «Книги жизни» целиком. Надежда на исполнение даже сильно сокращенной ее версии также не оправдалась.
    Авторский текст «Исступления» представляет собой фортепианное изложение, несмотря данное в начале указание «поэма для оркестра» Голландский музыковед и композитор Элмер Шенбергер по заказу Голландского фестиваля сделал оркестровку «Исступления» в 2003 г. Он замечает по этому поводу: «Состав инструментов частично продиктован постоянным стремлением Обухова к использованию крайних регистров, а также знанием того, что фортепианный дубль, открывающий мою обработку, является инструментальным ядром сочинения. К тому же вступительные такты «Исступления» могут звучать в «голландском» духе из-за их фактуры, похожей на гокет, а другие пассажи напоминают Мессиана и еще другие – Мусоргского, потому что замечания Обухова требовали именно этого. Что до остального, я попытался воссоздать жар этой одержимой, местами безумной партитуры, сохраняя холодную голову и ясный разум».

  • #6
    Новичок Аватар для Felice Rizzo
    Регистрация
    16.09.2008
    Адрес
    Страна Нежности
    Сообщений
    12

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки


  • #7
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    м-да, и хоть бы одно удачное сочинение за весь концерт...

  • #8

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Сегодня в программе:

    19:00 – Марина РУБИНШТЕЙН, флейта
    Хайнц Холлигер t(air)e
    Фарадж Караев Господин би лайн – эксцентрик, или вы все еще живы, господин м.?!
    Элиот Картер Enchanted Preludes
    Михаэль Левинас Arsis et thesis
    Андре Жоливе Песнь Лина




    20:00 – Ольга ГАЛОЧКИНА, виолончель
    Эммануэль Нюнес Einspielung
    Бернд Алоиз Циммерман Соната
    Кирилл Уманский Длинные и короткие линии
    Пьер Булез Messagesquise




    21:00 – Группа композиторов Сопротивление Материала. Нулевая позиция.
    Дмитрий Курляндский prePositions, Мировая премьера
    Сергей Невский Countdown
    Борис Филановский schmozart


    Аннотации к некоторным сочинениям:


    Пьер Булез MESSAGESQUISSE
    Пьер Булез написал свой Messagesquisse для виолончельного конкурса в Ля-Рошели (1977). Произведение посвящено другу Булеза, председателю фонда ИРКАМ, и известному меценату новой музыки Паулю Захеру. Посвящения – часто жест чисто символический, но в этом случае имя Захера буквально «вплетено» разными способами в музыкальную ткань произведения. Основная последовательность высот получена из музыкальной монограммы адресата (ES-A-C-H-E-R), которая транспонируется и дается в обращении, чтобы получить дальнейший материал. Также каждая из букв фамилии порождает ритмические последовательности, зашифрованные кодом Морзе. Наконец, количество букв в имени Захера – шесть – это и число виолончелей аккомпанирующего состава.
    В первой короткой экспозиции солирующая виолончель утверждает монограмму Захера на фоне тянущегося аккорда ансамбля (Tréslent). Затем следуют три вариации (Trésrapide). В первой из них аккорд из экспозиции играется тремоло, из которого постепенно выходят ритмические последовательности, совпадающие с кодом Морзе для каждой из букв, тогда как виолончель продолжает мелодический материал монограммы). Вторая вариация – это взволнованное perpetuummobile. Третья вариация соединяет свойства первых двух в долгом decreschendo: стремительная и возбужденная мелодика первой вариации расцветает на фоне шести выдержанных, трепещущих аккордов. Когда угасает последний из них, начинается каденция солирующей виолончели (Sanstempo, libre). Кода (Aussirapidequepossible) вновь возвращает нас к второй вариации, perpetuummobile, несущегося на всех парах к финалу.
    Фёдор Софронов
    Дмитрий Курляндский prePositions
    Пьеса представляет собой предельно сложный, насыщенный техническими и фактурными трудностями текст. Точное следование тексту не представляется возможным – он превращается в идеальный объект, к которому следует стремиться, но невозможно приблизиться. Дистанция между текстом и исполнителем, текстом и его реальным воплощением, и является темой сочинения.
    Дмитрий Курляндский
    www.kourl.ru
    Сергей Невский COUNTDOWN
    Сочинение соло представляет собой развернутую пассакалию на распространенную в эпоху барокко и раннего классицизма модель T6-IV-V-VI (Примеры – хоровод блаженных духов из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» или побочная партия 1-й части cтрунного трио соль мажор ор. 9 Бетховена). В моей пьесе эта модель представлена в виде разделенных паузами ударов col legno, и повторяется с незначительными изменениями через неравные промежутки времени от разных звуковысот. За каждым ударом следует короткое «эхо» из глиссандо и коротких пассажей которые постепенно становятся все более развернутыми и образуют материал коды.
    Сергей Невский


    Борис ФилановскийSCHMOZART
    Пьеса написана для "Пифийских игр" Института Про Арте (Петербург, 2007, концерт "Испорченный телеграф. eNsemble помех"). В ней пародируется представление о композиторе как медиуме и самая ситуация передачи/приема откровения. В качестве откровения, то есть источника сигнала, выбран Моцарт как репрезентант божественного. Точнее, «Моцарт» как репрезентант «божественного». Автор прямо ставит себя в положение ретранслятора моцартовской стилистики и сознательно паразитирует на ней. Пьеса состоит из четырех больших разделов; каждый из них поначалу претендует на ту или иную функцию типовой классической формы, но затем обнаруживает себя как структурную обманку. Имеют ли сочиненные здесь искажения авторскую ценность или остаются не более чем искажениями? Прибавлено ли что-то – конечно, не к Моцарту, а к «Моцарту» – или было бы лучше послушать оригинал?
    Борис Филановский
    www.filanovsky.net

    Эмманюэль Нюнес EINSPIELUNGII
    Эмманюэль Нюнес (Нуньеш) – португальский композитор. Он получил филологическое и музыкальное образование в Лиссабоне, а с 1964 году живет в Париже, где он преподает до сегодняшнего дня композицию. Нюнес с начала 1970-х гг. привлекает к себе внимание своими композициями, продолжающими традицию сериализма. По его собственному признанию, «Моменты» Штокхаузена были отправной точкой для его творческих поисков, равно как и трактат Э. Гуссерля «Лекции о феноменологии внутреннего сознания времени». Поиск закономерностей, связывающих пространство и время, и превращение их в структурные основания будущих произведений, привели его вначале к идее «спациализации» музыки (т.е. особых решений музыкального пространства, достигаемых вариированием размещения музыкантов в зале), а в дальнейшем, с начала 1990-х гг., композитор использует компьютерные средства «контроля за перемещением» звуков. Многие его произведения объединены в циклы, связанные одной общей структурной идеей. Таков цикл «Творение», где весь музыкальный материал объединяет идея наложения друг на друга двух разных ритмических фигур, числовые пропорции которых определяют все остальные параметры языка: темп, интервалику, гармонические и мелодические структуры. EinspielungII – часть этого цикла.

    Когда я приехал в 1958 году в Берлин, чтобы остаться там на год, я только что закончил «Ночную музыку» и намеревался разработать все виды «соответствий» «структурных ячеек» для различного материала к «Тиф’эрет». Тогда я достаточно основательно пересмотрел свою концепцию, в первую очередь ритмической работы с материалом, и у меня возникла идея создать ряд сочинений, которые более или менее четко уже сложились в виде проектов (у меня в уме). В будущем они образовали цикл, который я назвал «Творение». Это исходный пункт, в большей степени «технологический», чем «космогонический», который стал крестинами нового стиля, в нем мне хотелось раскрыть взаимосвязи между различными параметрами музыкального языка. Эти взаимосвязи стали отчасти обобщающими и достаточно «открытыми» для каждой пьесы, на слух не обнаруживающей родства с другими, что стало уникальным результатом работы по выявлению механики этой взаимосвязи. Общность процессов этой работы очевидна, однако при анализе письма. Этот же ряд идей, довольно широко объединяющих мелодические структуры, основанных на том, что можно было бы назвать поливариантными матрицами взаимодействия интервалов, привел к появлению ряда пьес для инструментов соло, куда входит и EinspielungII, написанное в 1980 г.
    В отличие от EinspielungI для скрипки соло, где мелодическая неуправляемость и структурная четкость придают музыкальной речи максимум прозрачности, EinspielungII, напротив, таит в себе почти постоянное сплетение многочисленных мотивов, которые редко «экспонируются» целиком, что, в свою очередь, делает формальную стройность пьесы менее ощутимой. Чтобы развести, иногда стремительно, один «мотив» с другим, я преимущественно прибегаю к варьированию временного континуума (ritardando/accelerando). Такие приемы привносят дестабилизацию в течение звука. Частично сглаженные, они важны, тем не менее, в качестве опорных точек синтаксиса. Главный аспект противостояния этой дестабилизации – почти предельная простота соответствия между длительностями, становящимися все более и более близкими.
    Эмманюэль Нюнес
    Бернд Алоиз Циммерман СОНАТА
    Виолончельная соната Циммермана – одного из классиков немецкой музыки ХХ столетия, стоит в ряду его немногочисленных, но крайне показательных для его стиля сольных сочинений. Среди них более ранняя альтовая соната, а также написанные незадолго до смерти «Четыре пьесы» для виолончели (заметим, что его перу принадлежит также виолончельный концерт). Известно, что пути Циммерманна и композиторов-сериалистов дармштадтской школы отчасти пересекались, но основным пунктом противоречия между ними была разница взглядов на выразительную природу и значение музыки. Циммерману в намного большей степени было присуще стремление продолжать линию, идущую от экспрессионизма начала ХХ века. Вместе с этим, его структурное мышление было близким сериалистам и постсериалистам. Все это можно найти в монументальной виолончельной сонате, которой предпослан эпиграф из Экклезиаста: «…etsuisspatiistranseuntuniversasubcaelo» (Всему свое время, и время всякой вещи под небом). Соната предлагает своего рода «модель» такого вселенского пространства. Серийный ряд, используемый здесь Циммерманом, характерен для композитора. Симметричную серию образуют шесть тритоновых «арок» (c-fis, h-f, cis-g, d-gis, es-a, e-b), от самой узкой (центр симметрии, 6 и 7 звуки ряда) до самой широкой (начальный и конечный звуки ряда).
    Первая часть Сонаты – Rappresentazione (Представление) представляет собой как бы весь план сонаты. Она состоит из восьми исполняющихся без перерыва разнохарактерных фрагментов, среди которых третий и шестой (с преобладанием пиццикато) – своеобразные «тропы», трактующие о расширении и сужении интервалов. Подвижная, токкатная «Фаза» (вторая часть, состоящая из двенадцати фрагментов), «Spazii» - «Пространства» (скерцозная четвертая часть, состоящая из восьми фрагментов) развивают основные идеи «Представления» - серийные, динамические, фактурные - достаточно строго, тогда как «Тропы» (третья часть из двенадцати самостоятельных фрагментов), играющие роль интермеццо, гораздо более свободны по форме. В заключение Сонаты звучит «Versetto» - «стишок», очень простая музыка религиозного характера, подытоживающая все изложение.
    Серийная техника не играет в Сонате самодовлеющей роли. Гораздо больше занимает Циммермана работа с интерваликой – от микрохроматики, появляющейся уже в самом начале сонаты, во втором фрагменте «Представления» и развитой в середине второй части, а также на протяжении всей четвертой, до широчайших интервалов, образуемых крайними регистрами виолончели (например, соль диез большой октавы – ми бемоль третьей в конце шестого фрагмента «Представления»). Интервалы для Циммерманна – метафоры различных «пространств» из эпиграфа, тесно связанные в его музыкальной феноменологии с музыкальным временем. Огромную смысловую роль играют при таком подходе дифференцированые до предела (как в музыке сериалистов) приемы звукоизвлечения и нюансы, позволяющие «окрасить» пространственный параметр, «оживить» метафору, наполнить ее подлинным чувством и драматической выразительностью. Для того чтобы выполнить все указания Циммерманна, виолончелист должен обладать какой-то невероятной виртуозностью и «проворством» – тем не менее, соната Циммерманна остается одним из наиболее часто исполняемых произведений второй половины ХХ в. в этом жанре.
    Федор Софронов

  • #9

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Цитата Сообщение от -Бу- Посмотреть сообщение
    м-да, и хоть бы одно удачное сочинение за весь концерт...
    Эх, не согласен.


    Зря не был сегодня на конференции.
    Исступление Обухова (и докад Шенбергера по ней) очень интересны.

  • #10
    Старожил
    Регистрация
    01.04.2007
    Сообщений
    2,349
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: МОСКОВСКИЙ ФОРУМ: XI Международный фестиваль современной музыки

    Цитата Сообщение от Владимир Горлинский Посмотреть сообщение
    Эх, не согласен.


    Зря не был сегодня на конференции.
    Исступление Обухова (и докад Шенбергера по ней) очень интересны.
    Читал о нем,искал его музыку,но - ничего. Владимир,может запишите на диктофон Обухова(да и других)?

  • Страница 1 из 10 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Симфоническая музыка Первый международный фестиваль современной музыки им.С.Губайдулиной «CONCORDIA» Казань 5 – 19 ноября 2011 г.
      от GSORT в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 20.09.2011, 15:35
    2. Фестиваль 2-й Московский международный фестиваль актуальной музыки ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО
      от composer в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 12.06.2010, 07:50
    3. Ответов: 1
      Последнее сообщение: 11.09.2008, 11:05
    4. Десятый Международный фестиваль современной музыки "МОСКОВСКИЙ ФОРУМ"
      от Владимир Горлинский в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 95
      Последнее сообщение: 25.03.2008, 08:54

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100