Тема: Роза Тамаркина
-
08.10.2008, 18:43 #1
Роза Тамаркина
В настоящее время племянница Розы Тамаркиной готовит о ней книгу. Мой учитель, Генрих (Daddy знаком с ним), пишет музыкальную часть. Был бы признателен, если бы форумчане поделились своими впечатлениями от игры Розы Тамаркиной.
Последний раз редактировалось Loge; 09.10.2008 в 17:01.
Ответ: Роза Тамаркина
В её игре подкупает живая сила, она ощущает музыку, так "изнутри", как мы чувствуем свое тело. Это органичное слияние - воплощение себя в музыке гармоничное и какое-то очень истинное. Каждая нота живет и дышит, поражает именно естественность, "природность" этого явления. Ничего вычурного, ничего такого, что бы можно было отнести за рамки исполняемой музыки, как чуждое ей "проявление личности". И в то же время сама жизнь в каждой клетке этой звучащей музыки. Роза Тамаркина дает свое кровообращение музыкальным произведениям, будь то Концерт Рахманинова, Сонет Петрарки Листа или Шубертовский Мельник и Ручей с такой естественностью и таким глубоким осознанием, что этого даже незаметно. Музыка в её исполнении предстоит как явление природы, как поля или деревья, реки и ландшафты земли, как будто они всегда здесь находилась именно такие, живые и естественные от самого времени своего создания.
За этой естественностью великое мастерство, глубокая вдумчивая работа, и чуткая, живая душа искреннего, глубокого человека.
Ответ: Роза Тамаркина
А существуют ли записи с ее игрой? И кто знает, какова была причина ее ранней смерти?
"Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!"
В. Высоцкий
Ответ: Роза Тамаркина
Почитайте замечательные материалы Максима (1_9_6_3)
Там есть и ссылки. Возможно они еще живые.
Последний раз редактировалось Gtn; 15.10.2008 в 18:20.
- Регистрация
- 07.09.2007
- Сообщений
- 153
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 48
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Ответ: Роза Тамаркина
Здорово она играла. Я слышал запись квинтета Брамса со старым квартетом Большого театра. Это даже на иске вышло, по-моему. Хотя у меня это на кассете записано.
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
Ответ: Роза Тамаркина
Все записи Тамаркиной оцифрованы и выпущены на 3 дисках:
CD1
Рахманинов – Концерт №2
Танеев– Квинтет
CD2
Шуберт
Экспромт ор.90 №2
Экспромт ор.90 №3
«Мельник и ручей» (Лист)
«Оцепенение» (Лист)
Лист
«Сонет Петрарки №104»
Парафраза «Риголетто» (Верди)
Рапсодия №10
Брамс- Квинтет Op. 34
CD3
Рахманинов
Прелюдия e-moll
Прелюдия F-dur Op. 32 No. 7
Прелюдия c-moll, Op. 23, No. 7
Бах-Рахманинов - Гавот
Шопен
Скерцо No. 3
Фантазия Op. 49
Полонез-фантазия
Шуман – 3 фантастические пьесы ор.111
Франк – Соната для скрипки
- Регистрация
- 22.06.2008
- Сообщений
- 24
Ответ: Роза Тамаркина
Лет так около 20 назад, где-то в конце 80-х ( а может это был 90-й год) я делал на Всесоюзном радио передачу о Тамаркиной – она называлась «Искусство, неподвластное времени» - идея понятна из заголовка. В передаче приняли участие Н.Емельянова, Т.Николаева, О.Бошнякович, тогдашний главный редактор муз.редакции ВР Г.Черкасов, согласилась поначалу и Нина Львовна Дорлиак сказать несколько слов, но потом отказалась. После эфира пришло довольно много писем – среди них помню отклики Л.Живова, И.Попова, еще кого-то. Мне в редакцию позвонила по телефону такая замечательна женщина, как Л.Левинсон, благодарила, рассказывала много любопытного - о Тамаркиной, Гилельсе, классе Гольденвейзера, приглашала к себе домой, чтобы обсудить передачу, которую она предложила мне тогда сделать – типа «В классе Гольденвейзера». Я, к сожалению, не пошел и ничего не сделал. Очень интересны были некоторые моменты беседы с Татьяной Петровной Николаевой в МГК (вот с ней и о ней я делал потом несколько передач) – она с таким трепетом вспоминала свое знакомство с Тамаркиной - «Понимаете, мы все ученики, а она, хотя не намного нас старше, уже мастер, лауреат, возможности музыкантские –колоссальные! Александр Борисович говорил, что не видит в ее развитии предела. Как она играла! Нисколько не уступала ни Гилельсу, ни Флиеру. А.Б. очень выделял ее. Но как она его обидела! Перешла к Игумнову!Вы представляете! Какой удар! И мы все места себе не находили, переживали – за А.Б. особенно» - Т.П. так разволновалась, как будто это случилось вчера, и долго не могла успокоиться – смириться с предательством по отношению к присночтимому Гольденвейзеру и его клану, даже спустя столько лет, было выше ее сил. Много позднее, когда уже Т.П. не было в живых, беседуя с Колей Луганским о Николаевой, я вспомнил этот момент, ее детскую, непосредственную обиду и мы рассмеялись. Не менее интересен был разговор с Ниной Петровной Емельяновой - единственной на тот момент живой участнице - свидетельнице славных баталий 3-го конкурса Шопена. Она жила в большой квартире старого дома на Патриарших. Как ни странно, она с видимым удовольствием поведала о выступлениях своих конкурентов: Я.Зака,Т.Гольдфарб и «Розочки» Тамаркиной. «Розочка ничего не боялась, она была очень уверенная, радовалась залу, всегда хотела скорей играть.Всех нас слушала, подбадривала – мы были одной командой. Ей немножко не хватило до победы – все-таки Зак был более артистичен… Злые языки говорили потом, что Зак получил 1-ю премию, потому-что Нейгауз сидел в жюри. Ерунда! Не верьте! Г.Г. искренне ценил Тамаркину - и не меньше Зака».На мой вопрос: «А как вы играли, Нина Петровна?» ответила кратко: «У меня не все вышло, как нужно было». Мы разговаривали, наверное, около двух часов – я уже потом выключил магнитофон (дурак!)- о тех временах, пианизме, конкурсах, Московской консерватории, где она была деканом долгое время, о ее записях на Радио. Помнится, меня очень интересовало тогда (конец 80-х, начиналось «срывание всех и всяческих масок», начиналась поганая эра «желтизны»), почему Тамаркина разошлась с Гилельсом, почему этот брак вообще состоялся, был ли он искренним с обеих сторон и т.д. – с этим я «приставал» и к Левинсон и к Николаевой и еще к некоторым людям, хорошо знавшим и Гилельса и Тамаркину. Все отвечали (или не отвечали) по-разному. Поскольку сейчас это мне не интересно, ответы приводить не буду. Бошнякович вспоминал, главным образом, о концерте памяти Игумнова в 48-м году – Тамаркина выступала там вместе с Обориным (1-й Чайковского)и Флиером (2-й Листа), играла 2-й концерт Рахманинова, который ныне опубликован на диске Виста-Вера («Полнокровное, замечательное исполнение, никаких скидок на болезнь»).Об этом концерте говорил и Г.Черкасов. Помню, что О.Бошнякович очень подчеркивал тот факт, что доживи Тамаркина до нашего времени, она безусловно была бы в мировой пианистической элите- ее игра была очень современна. Немного рассказал о том, как Игумнов занимался с Тамаркиной, чему О.Д. сам был свидетель. «Вы знаете, ему очень импонировало, что Роза Владимировна сама попросила о занятиях с ним и он согласился, хотя с женщинами дел иметь не любил, почти никогда с ними не занимался…» К сожалению, масштабы передачи не позволяли включать слишком много говорильни, а кассеты канули в лету. Поэтому все вспомнить нет возможности. Я тогда очень мучился с музыкальным рядом - как всегда хотелось и то и то, у меня не влезал «Мельник и ручей» - я заменил его «Оцепенением» и это, кажется, более попало в цель. Пришлось делать много наложений – трудность заключалась в том, чтобы не отвлекать от игры блистательной Р.В. и сохранить в тоже время внимание к тексту и речам участников.Кстати, я переслушал тогда все записи, которые были в фонотеке Радио – их не очень много (Блаженные времена – к услугам редактора была вся фонотека великого Всесоюзного Радио – можно было слушать в аппаратной весь день, а тебе еще платили за это деньги!А самое главное- очень многим людям в той, нашей стране была нужна и Тамаркина, и Шопен и высокое искусство, которое становится сейчас уделом избранных, считающихся с точки зрения нынешних приоритетов, сумасшедшими) и меня занимал вопрос - а сохранился ли полностью концерт Тамаркиной в БЗК, откуда были сделаны вымонтировки под фондовыми номерами «Мельника» и «Оцепенения». Кстати, я никак не могу понять, каким образом Виста-Вера публикует эти записи без ссылки на Всесоюзное Радио – Тамаркина записывалась практически только там ( в студии ДЗЗ на улице Качалова)и пленки – оригиналы находятся теперь в Телерадиофонде. Вообще Р.Тамаркина сходна с Д.Липатти – узор их немилостивой судьбы до жути, неправдоподобно совпадает – разница только в трех годах. Но о Липатти знают все, а о Тамаркиной сейчас уже мало кто. Нужно чтобы знали…
- Регистрация
- 22.06.2008
- Сообщений
- 24
Re: Ответ: Роза Тамаркина
Недавно случайно обнаружил у себя диски с записями Тамаркиной. [IMG]file:///C:/DOCUME%7E1/F597%7E1/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg[/IMG]
Фирма никакая – личная.Реставратор Федор Нолле – он же известный коллекционер вокала, когда-то вел на р/с «Орфей» программу, где звучали редкие архивные записи 30-60-х годов русских и зарубежных опер.Честно говоря, трудно сказать, с каких пленок произведена реставрация. Для чего она произведена - тоже неясно. Однако по качеству разительно отличается от В-Веры– насколько я понял, Нолле весьма деликатно, чуть-чуть, если хотите,постарался приблизить рояль Тамаркиной к современности – хорошо прослушиваются регистры Бехштейна, басы, верхние – все различимо. Рисунок интерпретации в общем не пострадал (наоборот он стал более выпуклым что-ли), высокий дух и накал игры – тоже, но вот при длительном прослушивании некоторая искусственность (за счет изменения высокочастотной планки в большую сторону) все же немного напрягает, Но это м.б. только меня, поскольку я хорошо помню звучание оригиналов. Но вот беда - исчезла разница, вернее она сведена к минимуму между студийной записью и из зала. Это считается ныне хорошим тоном. Аплодисментов немного и они воспринимаются как лишние. А какая буря была в зале после «Оцепенения» и после 2-го рахманиновского концерта! Впрочем, тот, кто слушает Тамаркину впервые, удара по ушам и сознательности не испытает. Все же лично мне кажется ,что такая реставрация в отличие от В-Веры лучше усиливает художественное впечатление. Остается, правда, в обоих случаях ощущение некой обостренной прямолинейности без всяких ахов и сомнений. Только вперед и ни шагу назад! Но это уж свойство Тамаркиной. Не любила Роза Владимировна бантиков, французских тонкостей (что сочень слышно в сонате Франка). Но вот в Рахманинове она неудержима, великолепна в своем яростном желании подчинить время, если брать прелюдии, финал Концерта. Мне лично здесь вспоминаются строки Гумилева: «… Пусть смерть приходит, я зову любую, я с нею буду биться до конца и может быть рукою мертвеца я лилию добуду голубую…». Добыла, добыла!!! Кстати, Концерт у Нолле получился более впечатляющим, чем у В-Веры: все внимание на ансамбль, очень хорошо показан оркестр, его взаимодействие с солисткой, прекрасно прослушиваются инструментальные соло инструментальные подголоски в сочетании с фортепиано. Мне чем-то исполнение Тамаркиной рахмниновского концерта даже напомнило У.Каппела в той же вещи – им, вероятно, сразу было положено познать то, что другим открывается в лучшем случае к старости.Кому интересно - фрагменты реставрации Нолле Рахманинов. Прелюдия g Шуберт-Лист. «Оцепенение». Кстати, Прелюдияор.23 №5 с Тамаркиной не публиковалась – или я ошибаюсь?
Похожие темы
-
15-го июля ушла из жизни Зельма Шмарьевна Тамаркина- Слоним
от Аннушка в разделе Светлая памятьОтветов: 10Последнее сообщение: 18.05.2016, 22:27 -
Соловей и роза К. Сен-Санса
от Барыба в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 25.05.2007, 18:49 -
Роза Тамаркина
от Михаил Лидский в разделе Исполнители-солистыОтветов: 3Последнее сообщение: 04.03.2004, 12:22




Ответить с цитированием




Социальные закладки