Тема: музыка смерти
-
12.10.2005, 14:59 #1
- Регистрация
- 24.09.2005
- Сообщений
- 104
музыка смерти
Ахмед:
Мне кажется, музыка Шостаковича вся насквозь - музыка смерти. Музыка разрушения, прекращения и завершения. И только в совсем ранних сочиненях - в 1й симфонии, фортепьянных работах (фантатические танцы и т.п.) есть что-то, что могло бы развиться в музыку жизни, если б не произошло чего-то в юношестве и молодости его. Возможно, его изнасиловала мать или революционно настроенный матрос.
Мамед:
Да ты что! Мне кажется, смерть отца на него произвела такое впечатление. Смотри, соч.6 - грандиозное, трагическое, а соч.5 - фантастические танцы, там такого ещё нет. А 1-я симфония (соч.10, кажется) - там всё равно уже тяжелая музыка, скерцо оттуда вспомни! Те же 2-я и 3-я - если выкинуть хоры в конце - то вообще как black mass Скрябина! А потом, 4-я, 5-я, 6-я - трилогия тяжелейшей музыки, там зло сосредоточено. Потом война - ещё масла подливает. Ну а дальше понятно - 48-й год (непосредственно ответ), 53-й год (размышления над сталинской эпохой). Ну и смерть себя самого не давала ему покоя. Откуда ей было быть музыкой жизни?
Ахмед:
Вот в том то и дело что не зло а смерть. Разные вещи. Его музыка - она не растёт на чём-то, как у других. У всех как правило из темы вырастает развитие, разработка, черпая силы оттуда и возвращаясь к ней за подпиткой и т.д. У Шостаковича иначе - у него разработка скорее похожа на то, как ржавчина разъедает металл или как черви источают древесину. Развитие мелодии у Шостаковича как бы проверяет саму мелодию на прочность - на изгиб, на износ, на трение, на подверженность эрозии. Что-то похожее иногда есть у Пярта или у Шнитке, но Шнитке скорее садист или палач - он сам противостоит мелодии, стремясь уничтожить её собственными руками, даже скорее он борется с ней и пытается выстоять за счёт неё. Шостакович ничего такого никогда не делает. Он просто стоит и наблюдает, как мелодия умирает. И он исследует это умирание и источение, идя с мелодией до самого конца.
Мамед:
Интересная мысль.
Цветы, цветы! Свежие цветы, подходим - покупаем!
Re: музыка смерти
Это украдено у меня! (с) ИП)
Я как-то сказал что его музыка пахнет кровью. Но это была не метафора и просто констатация того запаха (знакомого с детства разбитого носа и крови), который вдруг возникает в носоглотке. Только и всего, без всяких аналогий! Томительный запах крови. откуда он?
Все остальное - ваши домыслы, минхерц!
Re: музыка смерти. ИМХО.
Насчет смерти и крови - не знаю, пожалуй, вряд ли. Но разрушение - это точно. Неупорядоченность. Стихийность и аргессивность, даже подчас грубость.
Впрочем, может, я еще и дозрею до осознания великости гения![]()
"Всё будет правильно, на этом построен мир"
Re: музыка смерти
20-век был веком агрессивности и разрушения, и эти тенденции отражаются не только в музыке Шостаковича, но и во всём искусстве 20-го века.
Re: музыка смерти
Так почему именно о Шостаковиче такие слова? У него тоже есть светлая музыка (хотя ее мало и она более низкого качества) - 9-я симфония, 12-я симфония, "Москва, Черемушки". Это уже не юность.
А "музыка смерти" - по-моему, скорее о Шнитке.
Ну зачем такие вещи писать?Возможно, его изнасиловала мать или революционно настроенный матрос.
Re: музыка смерти
Музыка смерти - это, скорее, все же совсем поздний Шостакович (14-я симфония, 15-й квартет, скрипичная и альтовая сонаты). Такое стояние у края могилы и заглядывание в нее. Честно говоря, мне эта музыка уже не совсем близка.
А 9-ю симфонию Вы обидели зря. Где же это она "более низкого" качества? Это стереотип: Шостакович должен быть массивным и трагичным, а все остальное - как бы и не вполне Шостакович. Замечательная симфония, по-гайдновски совершенная. Одна из моих любимых. Еще из музыки такого рода можно вспомнить 2-й фортепианный концерт, ничем особенно не омраченный. Целый ряд прелюдий и фуг. Первый квартет - тоже не "музыка смерти". Песнь о лесах и Праздничная увертюра - это из другой оперы: первая - это дань соцреализму, а вторую я воспринимаю как сатирическое произведение, хотя оба высочайшего качества.
Последний раз редактировалось Петр Лаул; 13.10.2005 в 16:16.



- Регистрация
- 04.10.2005
- Сообщений
- 18
Re: музыка смерти
Мне кажется, ошибочно квалифицировать музыку Шостаковича как "смертенесущую"...По-моему, есть куда более подходящие "кандидатуры". Наша современная "продукция", например , зачастую намного депрессивнее и провокативнее. В музыке Шостаковича есть весь комплекс чувств и переживаний, присущих человеку и, вообще, Человечеству...Там есть страдание, горе, мука, наконец, но там есть и любовь, и радость, и ликование. Эта музыка так же многообразна, как сама жизнь. Думаю, не стоит вообще наклеивать ярлыки ни на что и ни на кого, тем более, если речь идёт о вечных непреходящих ценностях наших, к коим музыка Дмитрия Дмитриевича, безусловно, относится.
Re: музыка смерти
Здравствуйте, друзья!
Прошу, пожалуйста, напомнить мне проиведения Дмитрия Дмитриевича и указать, где, в каком конкретно месте горе, где страдание, а где любовь, радость и ликование. Какими музыкальными средствами это передано?
Позвольте также полюбопытствовать, что значит в данном случае смерть и кто как это понимает. А то каждый о своём, а в результате - ни о чём. Одни метафоры какие-то. Сумбур вместо смерти.
Спасибо.
чмаки



- Регистрация
- 04.10.2005
- Сообщений
- 18
Re: музыка смерти
Предложение, поступившее от уважаемого оппонента, весьма заманчиво. Тем не менее, я не считаю, что страница форума в интернете может служить подходящим местом для академической диссертации на сложнейшую и сугубо профессиональную тему, коей является, по моему мнению, музыковедческий анализ произведений Шостаковича. Поэтому, в свою очередь, предлагаю со всеми вопросами обратиться к великолепным исследованиям Софьи Хентовой, или к недавно вышедшей книгое Соломона Волкова "Шостакович и Сталин", и получить профессионально обоснованные ответы. Я же только хотела подчеркнуть, что
"наклеивание ярлыков" не есть дело умное и благородное, а совсем наооборот. И при этом неважно, о смерти или о жизни идёт речь.
Re: музыка смерти
В книге Соломона Волкова нигде не написано, в каком месте какого произведения Шостаковича страх любовь или радость. (Ну, разве что только о скрипичном концерте мог обмолвиться, что, мол, там радость вышедшего из лагеря человека). Волков не мог бы написать такого, а если бы написал, то дурак бы был. Он не искал и не находил в призведениях Шостаковича чувств.
Либо Вы вот сейчас говорите где в каком произведение Шостаковича какое чувство, либо забираете свои слова обратно. И это никакого отношения к музыковедению не имеет.
Я не дам в очередной раз съехать на пустословие и на общие слова про дух или про высокое.
А то превратили форум в непойми что. Если говорите, что чувства есть, то называйте где и какое. Второй вопрос я задам про средства, которыми это передаётся. Или давайте я буду называть произведение, а Вы называете чувства (и в каком месте).
Итак, к примеру давайте:
2 квартет (ну или любой кроме 8го и 15го)
квинтет
прелюдии и фуги 87 оп. (можете выбрать 2-3 вещи)
5 симфония (ну или давайте 3я)
скрипичная соната (ну или виолончельную давайте, только не альтовую)
1я ф-п соната
ну концерт на выбор любой.
Спасибо.
чмаки
Похожие темы
-
Прокофьев - о смерти Равеля
от Андрес в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 3Последнее сообщение: 29.09.2012, 14:34 -
160 лет со дня смерти Ф. Шопена
от Anchen в разделе Светлая памятьОтветов: 0Последнее сообщение: 17.10.2009, 17:21 -
10 лет со дня смерти Нины Дорлиак
от Yuriy в разделе Светлая памятьОтветов: 9Последнее сообщение: 17.05.2009, 15:19 -
100-летие со дня смерти Грига
от Барыба в разделе Светлая памятьОтветов: 2Последнее сообщение: 05.09.2007, 00:42 -
Песни и пляски смерти
от Валентин Игоревич в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 2Последнее сообщение: 01.08.2007, 15:57
Социальные закладки