-
03.04.2009, 23:42 #1
Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
Штурм современности
// Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
1 из 3 «Revelation» Фото: Павел Смертин/Коммерсантъ
рекомендует Татьяна Кузнецова
В Большом театре пройдет творческий вечер Светланы Захаровой. Статусная прима исполнит современную хореографию: "Тристана и Изольду" Кшиштофа Пастора, "Revelation" Мотоко Хирайямы и "Black" Франческо Вентрильи. Однако из ряда вон концерт выведут не эти, уже известные российским балетоманам номера, а мировая премьера одноактного балета "Захарова: суперигра" композитора Эмильяно Пальмьери, поставленного Франческо Вентрильей специально для героини вечера.
В российско-итальянском альянсе нет ничего удивительного. Светлана Захарова — прима не только Большого, но и этуаль миланского Ла Скала, на сцене которого танцует с завидной регулярностью. Среди коллег-итальянцев этуаль и нашла будущего хореографа для своей "Суперигры". Впрочем, искать долго не пришлось: 29-летний танцовщик Франческо Вентрилья, несмотря на молодость, слывет не просто способным автором, но чуть ли не главной надеждой итальянского хореографического театра. За четыре года балетмейстерства он успел поставить множество номеров и несколько спектаклей на весьма экзотические для балета темы. Например, после путешествия по Африке впечатлительный Вентрилья разразился хореографическим отчетом о проблемах расизма, затем окунулся в эмоциональные проблемы физически неполноценных людей, а прошлым летом сочинил балет о безумии с говорящим названием "Норма" — пытливого балетмейстера интересовали критерии "нормальности". Итальянцы уже окрестили его "социальным хореографом", сам же он считает себя просто "сыном своего времени", а свой стиль — "зеркалом того, что происходит в мире".
Это "зеркало", однако, преломляет происходящее под собственным, весьма своеобразным углом. Скажем, профессиональные качества Светланы Захаровой — идеальной, по мнению хореографа, классической балерины — натолкнули Вентрилью на мысль "поиграть с самой идеей классического балета". И без того не вполне реальный балетный мир хореограф трансформировал в совсем уж виртуальный, а Захарову — "икону" и "символ" классики — сделал главным персонажем компьютерной игры. Выигрыш в этой игре — бессмертие. Чтобы обрести его, "балерина Захарова" бежит вдогонку за временем, переходя с уровня на уровень, чередуя бродилки, стрелялки и квесты и одолевая задачи различной сложности. В этой суперигре виртуальная Захарова победит всех шестерых соперников, а на последнем уровне встретит бога времени Хроноса, обольстит его, подчинит себе и безжалостно ликвидирует.
Реальная Светлана Захарова близко к сердцу приняла идею хореографа. Балетные люди особенно остро чувствуют, что человеческому телу отведено слишком мало времени, чтобы успеть заявить о себе, войти в историю, стать легендой и обессмертить свое имя: балетному телу на все про все отведено лет двадцать. Десять из них для Захаровой позади. За это время балерина успела пройти много уровней жизненной игры: из талантливой ученицы киевской балетной школы стала лучшей выпускницей петербургской Академии им. А. Вагановой, затем — ведущей балериной Мариинского театра, затем — официальной примой Большого с особо оговоренными привилегиями, затем — этуалью Ла Скала. Позади — завоевание статуса и все роли во всех классических балетах. Впереди — весь мир и современный репертуар, который балерина Захарова и штурмует с отважной самоотверженностью, не жалея своих идеальных классических ног.
Большой театр, 9 и 10 апреля, 19.00
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
«В мою работу никто просто не посмеет влезть»
Светлана Захарова Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
Светлана Захарова ответила на вопросы Татьяны Кузнецовой.
Этот балет про виртуальную реальность. Компьютер для вас — родной предмет?
С компьютером я на "вы". Могу почту просмотреть, газеты почитать... Раньше увлекалась играми, строила какие-то дома, но через какое-то время все это надоело. Спектакль — это совершенно другое. Он так построен, что человек в зале ощущает себя как перед экраном монитора. Зрителю ничего не надо делать — просто следить за этими человечками, которые двигаются на сцене, пытаются друг друга перегнать, дойти первыми.
Или уничтожить...
Да, здесь разные уровни игры. Кто-то играет в догонялки, а кого-то надо просто ликвидировать. Это интересно, это новое, это актуально, потому что сегодня жизнь такая — все время кто-то кого-то перегоняет, кто-то пытается забраться на вершину.
Название у балета классное — оно исключает второй состав. Трудно представить себе, что какая-нибудь другая балерина станцевала бы балет "Захарова: суперигра".
Думаю, в мою работу никто просто не посмеет влезть. Там очень трудные движения, присутствуют даже элементы хип-хопа. Не знаю, кто еще может справиться с этим. Даже для меня сложно пока еще. Обычно, когда танцуешь спектакли, все делаешь уже машинально, практически не задумываясь. А здесь нужно все время держать в уме, что будет дальше, настолько сложны по координации все эти движения рук, ног, головы. И еще мы, все семеро, должны все делать синхронно и в бешеном темпе. Показать движения другой балерине можно, их можно даже выучить. Но уловить почерк хореографа, его стиль — очень непросто: надо видеть, как двигается Франческо, как он объясняет. Несколько репетиций мы просто делали набор каких-то движений.
Вы в работе послушная или диктуете свои правила?
Есть вещи, которые мне просто не нравятся, — я об этом говорю сразу. А есть что-то, что я действительно не могу сделать. Ведь Франческо ставит и показывает босиком, а я-то танцую на пальцах — я сама так захотела. Это меняет многое — где-то не могу устоять на ноге или оттолкнуться как следует. Здорово, что он молодой парень, сам танцовщик, может попробовать движение и понять, что оно действительно неудобное.
С кем бы вы могли сравнить его почерк?
Ни с кем. Я с таким еще не сталкивалась. Франческо как бы сам по себе. Я вообще удивляюсь: совсем молодой человек, нигде не учился, самородок, наверное. Ему захотелось — он начал ставить. И у него в голове столько мыслей, иногда из него просто прет... такой ряд интересных комбинаций. Думаешь — откуда? Завидно даже, почему я не могу так придумать.
Трудно для вас работать с этой музыкой?
Мы работаем сначала без музыки — ставится набор движений, собирается в комбинацию, мы ее учим, а потом уже накладывается музыка, уточняются акценты. Если что-то не совпадает, то либо убирается, либо переставляется.
У виртуального персонажа чувств, вероятно, нет?
Моей героиней движет идея покорить время, стать бессмертной. Это же очень балетная тема — мы все остро чувствуем, как быстро уходит время, как надо его использовать, чтобы твое имя осталось в памяти, в истории, то есть стало бессмертным. В нашем балете иногда проскакивает жестокость и где-то даже ирония — в том, как я уничтожаю этих гераклов. Мужчины-то все у нас выбраны очень высокие, мощные такие.
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
Было бы очень интересно посмотреть этот балет...Жаль нету пока возможности...
Особенно я так сильно люблю Захарову.Она действительно идеал классического танца...Таких как она, одна на 200 лет, наверное...
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
Прима Большого театра Светлана Захарова станцует в компьютерной игре
время публикации: 10:18
последнее обновление: 13:16
Прима Большого театра, народная артистка России Светлана Захарова впервые станцует в виртуальном мире компьютерной игры. Именно так задуман специально сочиненный для нее балет под названием "Захарова. Суперигра". Его премьера откроет программу творческого вечера знаменитой балерины, который в четверг состоится в Большом театре, сообщает ИТАР-ТАСС.
Постановщиком "Суперигры" - во многом неожиданного и смелого проекта - выступил 29-летний итальянский хореограф Франческо Вентрилья, которого Захарова нашла себе сама в миланском театре "Ла Скала".
Несмотря на молодость, он уже сумел заявить о себе целой обоймой нестандартных современных опусов, причем созданных на весьма экзотические, социальные темы. К примеру, на его счету балет "Одиночество гиганта" о проблемах расизма, а в прошлом году он сочинил балет о безумии с говорящим названием "Норма".
"Как-то Светлана увидела поставленный мной номер "Black", который ей понравился, и она захотела его танцевать. Я сделал для нее практически новую версию", - рассказал Вентрилья о начале творческих взаимоотношений с российской балериной.
Продолжением сотрудничества стала "Суперигра", в которой Захарова, согласно воле хореографа, превращается в героиню несуществующего виртуального мира компьютерной игры. Картины балета представляют собой уровни игры разной степени сложности. В стремительном ритме их должна преодолеть солистка, дабы достичь главной цели - найти и сразить основного своего противника - властителя времени Хроноса.
Иными словами, подчинить себе время, управлять им, замедлить или совсем остановить его ход. "Конечно, это трудно", - соглашается хореограф. Но, похоже, его опасения напрасны. Потому что сама исполнительница признается: "Не стану лукавить - с компьютером я на "вы", но тема "Суперигры" мне близка и понятна". "И мне кажется, я смогу донести главную идею спектакля до зрителей", - подтверждает Светлана.
Кроме премьерного балета, в программу творческого вечера балерины вошел уже хорошо известный номер того же Франческо Вентрильи "Black", а также "Тристан и Изольда" Кшиштофа Пастора и "Revelation" Мотоко Хирайямы. Все они - из области современной хореографии.
Ссылки по теме:
// // //
// // //
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
балет имени себя вообще-то не новость.
![]()
- Регистрация
- 11.09.2008
- Сообщений
- 20
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
На самом деле, это НИКАК нельзя сравнивать.
Идея творческого вечера Дианы Вишневой принадлежит не самой Диане, а продюсеру Сергею Даниэляну, ныне жителю Североамериканских штатов.Программа прокатывается по балетному миру, а стартовала она в Америке, где работает по гэст контракту Вишнева и где ее любят и знают.
А то, что вчера показали в Большом - идея лично Захаровой. Театр, сэкономивший на непостановке "Отелло", раскошелился на балет для своей главной примы. Теперь этот балет войдет теперь в репертуар Большого.
Суперигра оставила странное впечатление. Театр вместе с Захаровой явно сыграл не на своем поле.
А что касается сравнения, оно все-таки было, его не могло не быть: Красота в движении была показана второй раз в Москве накануне захаровского вечера. Сравнение вышло СИЛЬНО не в пользу Захаровой.
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
Наигранная премьера
// "Захарова. Суперигра" в Большом театре
1 из 4 Государственной балерине Светлане Захаровой не пришлась впору роль женщины-киборга Фото: ИТАР-ТАСС
Бенефис балет
На своем творческом вечере официальная прима Большого Светлана Захарова представила мировую премьеру балета "Захарова. Суперигра" — подарок театра к своему 30-летию. ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА считает, что игра вышла не супер.
Эту не запланированную театром премьеру Светлана Захарова организовала себе сама. В труппе миланского "Ла Скала" она нашла хореографа-ровесника — итальянца Франческо Вентрилью. Музыку (микст из электроники и R`n`B) с его подачи написал молодой композитор Эмильяно Пальмьери, визуальный образ "игры" разработал архитектор Марко Джани, художница Елена Зайцева одела персонажей в "компьютерный" латекс и латы цвета металлик, Дамир Исмагилов в разреженном пространстве запустил пятнышки света. Большой театр с удовольствием оплатил свалившуюся на него мировую премьеру, благо отмена постановки оперы "Отелло" позволила изрядно сэкономить.
Постановка оригинального балета для одной-единственной балерины в Большом театре случалась лишь однажды: в 1967 году Майя Плисецкая выхлопотала себе "Кармен-сюиту". Роль Кармен, совпавшая с человеческой сутью балерины, стала ее лучшей ролью, а спектакль погиб после ее ухода со сцены. Казалось, "Захарова. Суперигра" имеет все шансы на такую же судьбу. Хореограф Вентрилья, затеявший сделать из "иконы классического балета" компьютерного убийцу, угадал и с решительным характером балерины Захаровой, и с определением ее ролевой функции в балетном мире. При отсутствии ярко выраженного амплуа она олицетворяет абстрактный образ идеальной классической балерины. С ее поразительной красоты телом она кажется всемогущей и универсальной, как компьютерный киборг.
По замыслу хореографа "цифровое тело" Захаровой должно пройти пять уровней игры, чтобы, уничтожив противников во главе с Хроносом-временем, достичь бессмертия. В том числе эстетического — в качестве уникальной роли уникальной балерины. Воплощение оказалось куда примитивнее замысла. Для заявленной игры с самой идеей классического балета у хореографа явно не хватило академической эрудиции. С хрестоматийной классикой был связан лишь "первый уровень". На видеозаставке обозначился лебедь, а движением-эмблемой всех персонажей оказалась вытянутая вверх рука-шея, увенчанная согнутой кистью-клювом — этим "клювом" Захарова-аватар и заклевала всех противников. "Второй уровень" вроде бы намекал на зимний "Щелкунчик": там была снежинка на заднике и гонки на лыжах, имитация которых составила основу хореографического текста. Стоит ли говорить, что персонаж "Захарова" обогнал всех. В третьей части обозначилось нечто похожее на восточные единоборства, но пристегнуть к ним индийскую "Баядерку" не удалось бы и самой буйной фантазии: героиня просто забила соперников ногами и локтями. На "четвертом уровне" все летели в космос, и женщина-киборг расстреливала киборгов-мужчин из бластера. В "пятом", компьютерном Эдеме с зеленой травкой и деревцами, оказалось единственное полноценное адажио: суетливый и нервный Хронос (Андрей Меркурьев) пытался обуздать неукротимую Захарову, но аватар перерезал ему горло ребром ладони и был вознесен на вершину славы (на верхнюю поддержку) руками ранее поверженных противников.
Конечно, отсутствие каких-либо интеллектуальных игр с классикой само по себе вовсе не недостаток: у современного балета хватает собственных выразительных возможностей. Беда в том, что хореограф не использовал и их. Композиционно и тематически все "уровни" его спектакля сделаны как под копирку: мини-соло героини; мужчины, трюками-проходками пересекающие сцену; вспышки групповых поддержек и финальная "разборка". Лишенный хореографического развития и внутренней драматургии, требующей повышения сложности "уровней", балет превращается в набор комбинаций, демонстрирующих индивидуальные умения "игроков", и, как следствие, в гигантский эстрадный номер, чью монотонность лишь усугубляет хореография — очевидно сложная, но однообразная и утомительная как для исполнения, так и для восприятия.
В этой хореографической "стрелялке" нет азарта выслеживания, нет чувства опасности, нет полутонов и логических связок — это сплошной крик больших движений, исполняемых с максимальной амплитудой. Возможно, фантазию хореографа сковала необходимость работать с "классиками", не подготовленными к современному танцу: из шести рослых мускулистых премьеров и солистов Большого лишь Андрей Меркурьев и Денис Савин оказались способны изобразить телом нечто более изощренное, чем танцы на дискотеке. Но главной жертвой истошности хореографии стала сама Захарова. Казалось, Франческо Вентрилья испытывал особое удовольствие, сворачивая в бараний рог ее прекрасное тело, заставляя эти удивительные ноги косолапить, закручиваться винтом, раздираться в 250-градусных шпагатах. Сама балерина с видимой радостью, но пока недостаточной ловкостью одолевала физические препятствия и явно принимала телесный экстрим господина Вентрильи за откровение — этакого нового Форсайта взамен подлинного, так и не станцованного ею в Мариинском.
Главную государственную балерину, на репетицию которой приезжал господин Путин, а премьеру почтили своим присутствием жена президента, министр культуры и целый корпус коллег из Государственной думы, даже немного жаль — она достойна лучшего. Можно представить, как ей опротивели "Лебединые озера", как ей хочется слыть не иконой классики, а знаменем прогресса, как старались все соавторы ее личного спектакля создать балет, знаковый для Светланы Захаровой и ее театра. И, в сущности, никто не виноват, что вместо балетной "Матрицы" мы увидели очередной "Код апокалипсиса".
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Светлана Захарова в балете «Захарова: суперигра»
что за идея?.....(((
ей бы "Тщетную предосторожность" ....
Похожие темы
-
Ищу ноты Павла Захарова! Очень талантливый композитор!
от Натанелла в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 31Последнее сообщение: 15.10.2012, 19:21 -
ParaClassics: Сегодня трансляция премьеры "Спящей красавицы" Начо Дуато, партия Авроры - Светлана Захарова
от Gobbs в разделе БеседкаОтветов: 0Последнее сообщение: 20.12.2011, 12:24 -
Светлана Захарова
от Kleon в разделе БалетОтветов: 58Последнее сообщение: 25.11.2011, 19:15 -
Помогите с нотами КАМАРИНСКАЯ в обработке В.Захарова
от Rosinka в разделе Поиск нот для хораОтветов: 0Последнее сообщение: 08.11.2010, 22:19 -
Балерина СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА (20.05 - Гала-концерт в Кремле)
от Flying в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 18.05.2010, 06:05



Ответить с цитированием
время публикации: 10:18 


Социальные закладки