Большое спасибо участникам форума, время от времени вспоминающим о Виктории Ивановой.



У меня нет слов, чтобы выразить своё восхищение и преклонение перед вечно живым чудо-искусством практически непризнанной великой певицы, которую мне посчастливилось несколько раз слушать в концертах и бесчисленное число раз - в записях. Как хотелось бы снова вживую услышать её волшебный голос, снова почувствовать непреходящую красоту, глубокую правдивость и поэтичность её интерпретаций!..

Её тихий, лёгкий, летящий пленительный голос для меня - самый прелестный, самый волнующий, самый желанный и обаятельный, хотя есть певицы со значительно лучшими "объективными голосовыми данными" по диапазону, тембру и силе звука, нередко оставляющие меня достаточно равнодушным. Дело не в её голосе, хотя он, действительно, удивительно нежный и серебристый, напоминающий волшебный колокольчик из добрых сказок. Как говорится в банальном примере, играющий на скрипке Страдивари ещё не лучший музыкант.

Главное в её искусстве - глубочайшее проникновение в поэзию и музыку, тончайшее вдохновенное мастерство передачи чувств и настроений, высокий интеллект и эрудиция, внешне незаметные в скромном облике этой симпатичной женщины - великой труженицы, явно недооценённой советской "музыкальной общественностью". Исполнение Виктории Ивановой неповторимо, прежде всего, по глубоко человечной эмоциональной трактовке, по гениальной интерпретации произведений великих композиторов, русских романсов, народных песен. Для этого нужен не только голос, хотя и он прелестен по "ангельскому" тембру и художественно тонко меняющейся окраске, но и, главное, глубокое понимание и сопереживание замыслов поэта и композитора. Не могу забыть, среди многих других исполнительских шедевров этой замечательной певицы, с какой непередаваемой первозданной прелестью, очарованием и благородством исполняет она запетую, принявшую уже унылый стандартно-пошловатый привкус "Калитку". Как будто очищенная древняя икона засверкала, освободившись от многолетних грязно-сальных наслоений!


А лучший концертмейстер В. Ивановой - конечно, не суховатый, увлекавшийся аутентичностью Алексей Любимов, никак не соответствующий этой певице по духу, по тонкости проникновения в музыку и обычно, по крайней мере, не помогавший передавать её романтическое очарование. (В последние годы А. Любимов как солист и участник инструментальных ансамблей нравится мне больше). Лучший концертмейстер В. Ивановой, безусловно, Григорий Зингер, тончайше интерпретировавший музыку великих романтиков, всегда бесподобно чувствовавший поэтические замыслы, музыкальную фразировку и дыхание своей единомышленницы и составлявший с ней идеальный ансамбль. С Григорием Зингером Виктория Иванова записала бессмертную вокальную лирику великих романтиков - Шуберта, Шумана, Грига, Вольфа и других. Поэтому так бесценны эти записи.

Как жаль, что бессмертное искусство Виктории Ивановой постепенно забывается! Она, её музыка, заслуживает гораздо большего внимания средств массовой информации и той же пресловутой "музыкальной общественности", в своё время оставившей, практически, если не в безвестности, то в сером прозябании изумительного мастера русской вокальной исполнительской школы. Да, у В. Ивановой было звание "заслуженной" (не будем в связи с этим вспоминать неприличную, но справедливую для старосоветских времён аббревиатуру подобного звания "заслуженный работник культуры"). Ведь все исполнения В. Ивановой записаны - я слышал это из её уст в милостиво предоставленной ей для концерта переполненной церкви у гостиницы "Россия", когда она долго отвечала на вопросы недоумевавших восторженных слушателей. (За этот концерт Виктория Николаевна должна была быть, видимо, кому-то благодарна: ведь церковь - это всё же не цех мясокомбината, где ей приходилось выступать перед рабочими в залитых кровью спецовках.)

Замечательная певица Лина Мкртчян справедливо оценила искусство В. Ивановой, утверждая, что в России ей нет равных. Об этом говорят и страстные поклонники пения Виктории Ивановой известные писатели Виктор Астафьев (правда, не очень изящный и тактичный в своих восторженных отзывах о ней), Андрей Битов, описавший необыкновенное впечатление, необыкновенную силу воздействия её искусства на впервые слушавшего её зарубежного любителя музыки. Битов с глубокой болью рассказал о горечи непризнания певицы и пытался успокоить слушателей тем, что главным для Виктории Николаевны было моральное удовлетворение... Как жаль, что её огромный талант, её поразительное вдохновенное мастерство оставили равнодушными тех, от кого зависело облегчение условий её тяжёлой жизни!