- 
	06.11.2009, 23:54 #1 Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью) Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью)"У нас с арфой все только началось" 
 // Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы
 
 
 
 
 
 Фото: Дмитрий Лекай/
 
 
 Интервью классическая музыка
 Вчера в камерном зале Московской филармонии вместе с ансамблем "Мадригал" выступил британский арфист
 ЭНДРЮ ЛОУРЕНС-КИНГ, один из самых уважаемых специалистов по старинной музыке. Перед концертом с музыкантом пообщался
 СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
 
 — Арфа вроде бы не в первую очередь ассоциируется со старинной музыкой: как получилось, что вы выбрали именно этот инструмент?
 — Сначала я учился игре на клавишных и вокалу, арфа мне попалась просто случайно. Думаю, она понравилась мне потому, что соединяла в себе оба аспекта моей работы со старинной музыкой раньше. Мне нравится ясность клавесина, но ему не хватает индивидуальной окраски разных звуков — того, что очень важно для певца, а у арфы есть.
 
 — А какая именно арфа вам тогда попалась?
 — Я начал с маленькой средневековой арфы. Но в любом случае в это время игре на старинной арфе было негде учиться. Это нигде не преподавалось, было еще несколько практикующих музыкантов, но они начали примерно в то же время, что и я. Оставалось только работать по старым книгам.
 
 — А что, были специальные сочинения, посвященные арфовому искусству?
 — Их не так много, это правда. За всеми подробностями относительно техники и манеры приходилось обращаться к трактатам о других инструментах. Клавишных, например, а также лютневых и других щипковых.
 
 — В эпоху Возрождения и барокко арфа действительно была таким уж важным инструментом?
 — Если судить по большинству теперешних концертов старинной музыки, то нет. Но они не отражают реальную практику того времени. Достаточно посмотреть на ренессансную живопись — среди музицирующих ангелов обязательно будет арфа, а они ведь играют на вполне реалистичных инструментах, не условных. Арфы, кроме того, всегда присутствуют в описаниях представлений первых опер — то есть тогда они были совершенно привычными. Теперь они на втором плане, и это случилось по двум причинам. Во-первых, на этих больших барочных арфах играет не так много людей, это довольно сложно, техника очень отличается от игры на современных арфах. Во-вторых, музыку для арфы найти вроде бы сложно. В хорошей библиотеке вы найдете сольную музыку для клавесина, виолы да гамба, для флейты и так далее, но не для арфы. Среди ученых была большая дискуссия по этому поводу. Мне кажется, тут просто не так ставится вопрос. Мы спрашиваем: "Где музыка для арфы?" А надо спрашивать: "Что могли играть арфисты?" Это очень разные вопросы. Мы, например, знаем, что не так часто арфа была единственным инструментом, на котором играл музыкант. В испанской традиции практически каждый органист играл также на арфе. Насчет Франции XVII века есть много свидетельств того, что на арфе играют ту же музыку, что и на клавесине, то есть опять то же самое.
 
 — А что с более поздними временами, в XVIII веке?
 — В конце XVIII века во Франции, например, игра на арфе была чрезвычайно популярна среди аристократии, особенно среди дам.
 
 — Но это же немного иное, это вещь для развлечения, а не для профессионала, не для оркестровой ямы, скажем.
 — Ну, многое меняется, да. Начиная с Монтеверди и до Генделя арфа была в почете, она была одним из самых востребованных инструментов континуо наряду с лютней, теорбой, клавесином и так далее. К началу XIX века у нее два очень четко выделенных употребления: это аристократический инструмент для домашнего музицирования и инструмент, который изредка используется в оркестре просто для того, чтобы придать специфическую краску. Это помимо прочего последствия Французской революции. Если множество высокопоставленных персон играло на арфе, ясно, что они поддерживали при этом профессионалов-арфистов и пишущих для арфы композиторов. Если все эти аристократы оказались гильотинированными, то и та арфовая культура оказалась гильотинированной тоже. Но все равно даже позже, в середине XIX века, все было не совсем так, как пишут в учебниках, потому что на арфе все равно играли много другой, не арфовой музыки.
 
 — Арфа популярна, например, в Латинской Америке. Это европейское влияние?
 — Безусловно. Фольклорные арфы разных латиноамериканских стран — это просто копии разных испанских арф, которые когда-то были туда вывезены. Но вообще, арфа очень важна не только в южноамериканском фольклоре, но и в других странах. Например, в Тироле, в Уэльсе. Ну и в Ирландии, разумеется.
 
 — Много ли музыкантов, которые хотят последовать вашему примеру и изучать старинную арфу?
 — Довольно много. Я, как правило, даю мастер-классы всюду, куда приезжаю с концертами. У меня есть ученики в самых разных странах, даже в России две ученицы. В Европе сейчас есть всего пара школ, где учат исполнительству на старинных арфах, хотя там чаще всего занимаются чем-то одним — французской арфой или итальянской. Я думаю, этот процесс будет нарастать. Клавесин, допустим, и виола да гамба возродились еще в конце XIX века, у них уже столетний опыт исследования и преподавания, целые поколения, а у нас с арфой все только началось.
 
					 Re: Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью)
 Re: Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью)
				
				
						
						
				Эндрю Лоуренс-Кинг
Эндрю Лоуренс-Кинг
Самым известным арфистом в мире вполне можно назвать англичанина с "королевской" фамилией Эндрю Лоуренса-Кинга.
При слове "арфа" воображение современного слушателя нарисует, скорее всего, приятную во всех отношениях даму в концертном платье, сидящую за своим громоздким инструментом в углу сцены (или оркестровой ямы). Ассоциация небезусловная — не только потому, что теперешняя арфа с педалями существует не так уж и давно, но и потому, что когда-то игра на арфе считалась вполне мужским делом. И играли на ней не только всякие калики перехожие вроде скандинавских скальдов, но и короли. Например, Генрих VIII: известна миниатюра, где он, еще молодой и еще верный сын Римско-католической церкви, с торжественным видом перебирает струны небольшой арфы.
Эндрю Лоуренс-Кинг играет как раз на всевозможных старинных арфах — средневековых, ренессансных, барочных,— и мало кто владеет всем этим разнообразным инструментарием так, как он. В качестве специалиста по арфам Лоуренс-Кинг играл и записывался со многими "старинщиками" Европы, достаточно вспомнить хотя бы его бесчисленные записи с Жорди Савалем; он же основал в свое время вместе с лютнистом Стивеном Стаббсом ансамбль Tragicomedia, а позже создал свой собственный ансамбль — The Harp Consort.
Арфа, конечно, не самый очевидный инструмент для того, чтобы выдвинуться в знаменитые солисты по части старинной музыки, то ли дело скрипка или там клавесин. Сам господин Лоуренс-Кинг намерений таким образом выдвинуться и не имел: в юности, живя на острове Гернси, хоть и играл на органе в местном соборе, но рассчитывал стать математиком. На математика он учился затем и в Кембридже, и только позже ему почти случайно попала в руки средневековая ирландская арфа, совершенно его зачаровавшая и почудившаяся ему идеальным музыкальным инструментом. Все последующие успехи его самого и его арфового дела — это, в общем, не то чтобы следствие объективной потребности в сильном солисте-арфисте или тем более саморекламы, а просто результат того впечатления, которое производят его игра, его увлеченность, его контакт с инструментом, его способность талантливо импровизировать и чувствовать себя как рыба в воде в любом старом материале, будь то музыка трубадуров или придворные танцы времен Людовика XIV. На самом деле арфа, естественно, появилась в оркестре романтизма не из ниоткуда — у нее была своя традиция, но ее подзабыли. А теперь вспоминают, и не без подачи Эндрю Лоуренса-Кинга. Арфой стали щедро пользоваться в аранжировке continuo, скажем, не только для опер XVII века, но и для восемнадцатого столетия: получается, что так ярче, так колоритнее, то есть для непривычного уха эта музыка будет звучать приветливее и занимательнее. Не говоря уже об экстерьере инструмента — с появлением арфы Эндрю Лоуренса-Кинга на сцене инструментальный ансамбль становится окончательно похожим на группу музицирующих ангелов со старинной фрески.
Сергей Ходнев
Камерный зал Московской филармонии, 6 ноября, 19.00
					 Re: Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью)
 Re: Эндрю Лоуренс-Кинг о прошлом и будущем арфы (интервью)
				
				
						
						
							Соло на арфе
09 ноября 2009 г. 14:37
Арфа. Этот музыкальный инструмент был известен еще в эпоху царя Давида. Сегодня многие считают, что лучше всех в мире на арфе играет британский музыкант Эндрю Лоуренс Кинг. В Москве он дал концерт старинной музыки.
Адрес видеосюжета:
Похожие темы
- 
  Где есть информация о методике обучения музыке в прошлом?от KonstantinK52 в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 3Последнее сообщение: 25.02.2015, 20:55
- 
  В Петербурге стартует "Студия оперы барокко" под руководством Э. Лоуренс-Кинга и М. Бислиот Georgy Blagodatov в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 17.07.2012, 00:02
- 
  О балетмейстерах в прошлом и настоящемот kalina в разделе БалетОтветов: 41Последнее сообщение: 22.11.2011, 00:34
- 
  Корнет Кинг 602от Glog в разделе Покупка и продажа инструментов и аксессуаровОтветов: 0Последнее сообщение: 26.05.2011, 16:27
- 
  О музыкальной жизни Москвы в прошлом векеот alebor в разделе БеседкаОтветов: 2Последнее сообщение: 14.12.2008, 17:03



 
			
			
 
					
						 
					
						 
			 
					
					
					
						 Ответить с цитированием
  Ответить с цитированием
 
			
		 
			 
						
					
						 
						
					
						 
						
					
						 
			 
			 
					
					
Социальные закладки