Тема: Оливье Верне (Франция)
-
03.03.2010, 23:03 #1
Оливье Верне (Франция)
Империя зала
// Оливье Верне в Мариинке-3
1 из 2Фото: Валентин Барановский/Коммерсантъ
Концерт классика
В Мариинке-3 сольным концертом выдающегося французского органиста Оливье Верне официально стартовала петербургская программа года Франции в России (см. стр. 15). Вместо протокольно-дипломатического мероприятия ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ побывал на акции по демонстрации мариинского могущества.
Музыкальная программа петербургской дистанции года Франции в России, увенчанная октябрьскими гастролями культового ансамбля старинной музыки Les Arts florissants, поистине достойна крупнейшего за всю историю дипломатических отношений двух стран межгосударственного культурно-гуманитарного сезона. Достойным проекта оказался и его старт — где еще в Петербурге открывать год Франции в России, как не в концертном зале Мариинского театра, только-только обзаведшемся органом фирмы Daniel Kern, специализирующейся на строительстве больших симфонических органов во французском стиле. До сих пор единственным органом такого рода, установленным в столичных концертных залах, оставался инструмент Большого зала Московской консерватории: в России исторически преобладают органы немецких мастеров, в Петербурге установленные и в филармонии, и в капелле, и в консерватории. Органные концерты в Мариинке-3 идут уже с осени, и сегодня с уверенностью можно сказать, что по качественным характеристикам местный инструмент значительно превосходит все органы города.
Визит едва ли не первого из сегодняшних французских органистов Оливье Верне, дискография которого мерится десятками альбомов, а реноме в профессиональном комьюнити и вовсе неизмеримо, подтвердил, что органный концерт в Мариинке-3 — это то, что непременно стоит пережить. Аудитории позволено вывести собственное сознание из автоматизма восприятия концертов академической музыки: органные вечера предполагают ритуал, совершенно отличный от привычных камерных или симфонических стандартов.
Освещение гасится равномерно во всем зале, квадрат совершенно пустой сцены не выделяется яркими пятнами софитов. Орган унесен под самую крышу зала и так удачно вписан в интерьер, что практически от него неотличим,— кабы не грозно ощетинившиеся дулами танка направленные в сторону партера трубы, инструмент можно было бы не заметить. Как и в большинстве католических соборов, фигурка исполнителя почти не видна публике — исходящие будто бы с неба звуки анонимны. Органная кафедра во все времена оставалась музыкальным аналогом амвона: с нее произносятся звуковые проповеди, транслирующие не сиюминутное, нездешнее и незыблемое. Именно поэтому на органные вечера в Мариинку-3 билетов не достать — люди тянутся к твердыне.
Полуторачасовую программу Оливье Верне выстроил от французского барокко к северному романтизму таким образом, чтобы как можно более репрезентативно показать всю мощь и богатство потенциала мариинского органа. На первых же нотах оффертория Андре Резона, звучавшего в католическом богослужении во время обряда евхаристии, публике словно бы дали причаститься облаткой и вином — столь предельно материально и осязаемо телесно пронзающее все ярусы концертного зала звучание инструмента Daniel Kern. Вряд ли авторитетная страсбургская фирма подлаживалась под вкусы заказчика, но так или иначе властный обезоруживающий характер ее петербургского органа оказался очень под стать вкусам мариинского хозяина.
Обретение мариинским концертным залом органа — событие знаковое, если не сказать ритуальное. Строительство музыкальной империи завершено, ее властитель полностью автономен и независим, а курсировавшее в околомузыкальных кругах бонмо о том, что единственным преимуществом филармонии перед Мариинским театром является наличие органа, более неактуально. Без большого инструмента невозможно было сыграть главное сочинение местного симфонического репертуара, космогоническую Восьмую симфонию Густава Малера. Теперь первый органный аккорд Восьмой отделит свет от тьмы в начале апреля. В другом гергиевском эпосе, "Кольце нибелунгов", неполную груду золота увенчивали кольцом, дарующим власть над миром. С Мариинкой-3 и органом вышло примерно так же — отныне ничто сверхчеловеческое Валерию Гергиеву не чуждо.
- Регистрация
- 07.06.2006
- Адрес
- St. Petersburg, Russia
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 479
- Записей в дневнике
- 1
- всё хорошо, но вот откуда даже в буржуазно-тонном "Коммерсанте" такая дешёвая интонация... Как надоел этот провинциализм - чуть только что простроят новое, и сразу это должно превосходить, перекрывать, улучшать предыдущее...по качественным характеристикам местный инструмент значительно превосходит все органы города
А публике что делать - интересно? Вот и получается, что вместо поиска художественного переживания мозг у слушателей забит мыслью - а лучший я орган в городе слушал или не самый лучший?
- Регистрация
- 22.12.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 241
Как это верно, Даниил.
А отчего всё так? От того, что распределением финансов на культуру и искусство и, главное, окончательным решением "строить или не строить" заведуют все те же доблесные чиновники. Им, как Вы понимаете, рассказывать о стилистических различиях и репертуарных предпочтениях практически бесполезно. В глазах туман, в голове ветер. Максимум, что можно ждать - рефлекторная реакция на слово "Бах", на слово "самый большой" (это уже по Фрейду) и на слово "лучший" (тут, как водится, все вопросы исчезают - лучший он и в Африке лучший). Еще замечательный эффект производит слово "бесплатно", хотя при постройке нового органа оно применяется крайне редко.
Вот и ставят филармонии, концертные залы, музыкантов, ректоров и даже пишущих журналистов в положение оправдывающихся. Вот затратили деньги - а зачем? Вот и оправдание: потому, что самый лучший (проверено: эта формулировка действует эффективнее, чем применение сравнительной степени "лучше чем у ....", "больше, чем у ...." (на месте 3-х точек название соседнего города, филармонии, конкурирующего концертного зала).
Вы же понимаете, что это не только органов касается?
Вот отреставрируют поочередно Большой и Мариинку. И каждый последовательно заявит, что именно этот театр - самое лучшее, самое передовое, супер и т.д., что есть у нас, за рубежом и до границ Галлактики.
Мне кажется, что в отношении органа лучше делать акцент на "ином", "другом", не допуская взаимно сжигающих сравнений в абсолютных величинах. Ведь публике объяснять не проще, чем чиновникам. Будет у Вас стоять превосходный инструмент на 50 регистров, а где-то в городе появится завадящий, но на 53 регистра - народ ведь сразу туда ринется (правда, ненадолго).
А в Санкт-Петербурге интересная картина складывается. Новый инструмент в Мариинке - прекрасно, что выбрали такой стиль. А то все немецкие романтики да немецкие романтики (более или менее испорченные реставрациями и реконструкциями). Еще бы копию барочного инструмента поставили, с короткой педалью, строем. Но это уже задачи на будущее.
Тарас, с таким точным пониманием людской натуры вам впору быть дрессировщиком людей или как минимум директором консерваторииПосмеялся от души, читая ваше сообщение.
в этом плане ловко поступают в Новосибирске, описывая местный зауэровский орган: сам по себе он ничего из себя не представляет, но с лёгкой подачи Гродберга теперь все стали замечать его "ревущие басы"Мне кажется, что в отношении органа лучше делать акцент на "ином", "другом", не допуская взаимно сжигающих сравнений в абсолютных величинах.
— В одном из интервью вы назвали голос иркутского органа мужественным. А какой голос у органа новосибирского?
— Я бы сказал, что он любопытный. Его особенность в том, что у него хорошие басы. Ревущие! И это нужно учитывать, когда играешь на нем. Акустика этого помещения, правда, оставляет желать лучшего, но, думаю, — это поправимые вещи. И рано или поздно зал консерватории будет соответствовать инструменту.Получается, что "изюминку" раздули до размера арбузаКстати, о «голосовых» данных новосибирского органа музыкант отзывался весьма лестно, особо отмечая его «ревущие» басы.![]()
- Регистрация
- 29.12.2004
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 1,819
Очень понравилась следующая мысль:
"Акустика этого помещения, правда, оставляет желать лучшего, но, думаю, — это поправимые вещи. И рано или поздно зал консерватории будет соответствовать инструменту."
А как это со временем акустика зала может стать ЛУЧШЕ?
(волшебника что ли пригласят?)
можно что-то где-то приглушить мягким покрытием, например. Либо наоборот заменить пол на что-то твёрдое. Вот только что именно можно приглушить в новосибирской консе, я не знаю. Сидения заменять там не нужно - они жесткие, и звук вроде бы не должны гасить.А как это со временем акустика зала может стать ЛУЧШЕ?
Похожие темы
-
Оливье Мессиан. Музыка, ноты, статьи...
от Rouslan Khazov в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 132Последнее сообщение: 07.04.2012, 19:00 -
Ищу ноты Оливье Мессиан - 20 взглядов на младенца Иисуса.
от Fuego в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 2Последнее сообщение: 21.02.2011, 18:24 -
Оливье Латри и Александр Гиндин - в Москве и Санкт-Петербурге
от theodorus в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 20.04.2010, 18:50 -
Вокальный конкурс Пьера Верне в Париже
от Vera_St в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 13.04.2010, 07:17 -
Дирижер Оливье Кюанде
от БЕЛ в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 0Последнее сообщение: 01.12.2004, 00:18



Ответить с цитированием


Социальные закладки