-
31.03.2010, 20:43 #1
eNsemble фонда "Про Арте" и "Молоток без мастера" Пьера Булеза (1954) в Петербурге
Нотная стать
// "Молоток без мастера" Пьера Булеза в Малом зале филармонии
1 из 3 Контральто Натальи Боевой идеально вписалось в сочинение Пьера Булеза "Молоток без мастера", исполненное eNsemble в Малом зале Петербургской филармонии
Фото: Виктор Васильев/
Концерт классика
eNsemble фонда "Про Арте" исполнил в Малом зале филармонии в Петербурге одно из самых значительных сочинений музыки ХХ века — "Молоток без мастера" Пьера Булеза (1954) на стихи Рене Шара.
Рассказывает ВЛАДИМИР РАННЕВ.
Этим концертом Петербургская филармония отметилась в программе года Франции в России и заодно отметила 85-летие композитора. Для этого она впервые пригласила на свою сцену один из трех постоянно действующих российских ансамблей современной музыки — eNsemble фонда "Про Арте". Все билеты на концерт с не самой демократичной музыкой были раскуплены. После небольшой вступительной речи музыковеда Настасьи Хрущевой о том, какое значение оказало творчество Пьера Булеза на музыку ХХ века, и о том, каково это творчество в своей внутренней организации, на сцену вышел самый опытный в исполнении музыки ХХ века петербургский пианист Николай Мажара. Он очень ловко сыграл трудоемкую и эффектную Фортепианную сонату французского композитора: пианист точно и мощно справился с ее хитроумным текстом. Затем организаторы концерта решили дать возможность публике перевести дух после гипнотизирующих сгустков булезовских звучаний и выпустили на сцену драматического актера Сергея Заморева, который прочел стихотворения Стефана Малларме и Рене Шара по-русски и по-французски. Эти поэты оказали серьезное влияние на Булеза, и декламация их стихов на концерте не казалась неуместной — знание их поэзии важно для понимания музыки композитора, ее причудливой мелодики.
Второе отделение также предваряли музыковедческие пояснения, на сей раз худрука eNsemble Бориса Филановского. Он рассказал о значении булезовского "Молотка" в истории музыки как одного из самых изысканных и эстетически бескомпромиссных сочинений. Автор вышел здесь на новые алгоритмы сочинения музыки, которые оказали огромное влияние на его и последующие поколения композиторов. Сюрреалистическая поэзия Рене Шара оказалась здесь скованной строжайшей музыкальной дисциплиной. Ритмику, высоту звука, тембр и другие параметры музыкального языка еще до того, как они были отражены на нотном листе, композитор предопределил разработанной им системой математических отношений. В результате получилось не нечто прохладно умозрительное, но очень трепетная музыка, которую Игорь Стравинский назвал "лучшим современным сочинением".
"Молоток без мастера" был исполнен в России не впервые, но впервые российскими музыкантами. Борис Филановский, заканчивая свои пояснения, упомянул чрезвычайную техническую сложность исполнения этой музыки и прямо со сцены выразил надежду, что eNsemble сыграет все ноты "практически точно". Так оно и получилось: потери хоть и были, но очень несущественные. Главное же заключалось в том, что дирижер Федор Леднев очень грамотно слегка "рассредоточил" исполнение, добиваясь максимально отчетливой артикуляции в каждой интонации и предельного внимания музыкантов к каждому звуку. В результате 35-минутное сочинение звучало на семь минут длиннее, но чувства заторможенности происходящего не было — концентрация звуковых событий в партитуре Булеза настолько высока, что в акустике Малого зала с присущими ей легкими отголосками звуков дирижерская тактика Федора Леднева оказалась выигрышной. Контральто Натальи Боевой очень органично вплелось в инструментальную ткань. И тембр, и интонация — все было за то, что она идеально подходила для этой партии. Во всяком случае, публика решила именно так, отблагодарив ее и остальных музыкантов аплодисментами и овациями редкой для концертов с музыкой ХХ века силы.Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Похожие темы
-
Камерная музыка Москва, 10 октября. Концерт "Scherzo-Ensemble". "Танго - жизнь, страсть, судьба."
от Lisaveta в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 28.09.2012, 14:42 -
Камерная музыка Благотворительный концерт "Scherzo-Ensemble" & friends" , 16 декабря, Москва, музей Л.Н.Толстого
от Lisaveta в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 4Последнее сообщение: 14.12.2010, 14:10 -
Камерная музыка "Молоток без мастера" в Малом зале СПбГАФ
от stvorchok в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 27.03.2010, 02:07 -
Концерт "Scherzo-Ensemble" 4 февраля . "Наедине с Танго".
от Lisaveta в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 03.02.2010, 13:43




Ответить с цитированием
Социальные закладки