-
16.04.2010, 00:39 #1
Столетие Константина Сергеева
Оригинал копий
// Столетие Константина Сергеева
Юбилей балет
Исполняется сто лет со дня рождения Константина Сергеева, несомненно, самой влиятельной фигуры советского — ленинградского балета, влияние которой одним кажется демоническим, другим — благотворным, но, как бы то ни было, ощущается до сих пор. На бронзовый памятник смотрела ЮЛИЯ ЯКОВЛЕВА.
Константин Сергеев для ленинградского балета что-то вроде товарища Сталина. С непререкаемым культом личности, репрессиями в виде безжалостно затираемых молодых танцовщиков и хореографов, задушенной "новой волны" 1960-х, безумным новейшим порождением в виде репутации "эффективного менеджера" и стойким бытовым мракобесием, которое до сих пор излучают, как сталинисты, наиболее верные сергеевцы. Но только вообразите товарища Сталина, который сочинил "Волгу-Волгу". Причем сразу уже подкрашенную веселеньким анилином ("Золушка" Сергеева не была шедевром, но с ней неплохо провести вечер). А потом выдал множество грудастых монументов с колосьями (потому что, иссякнув на "Золушке", Сергеев принялся переделывать классические балеты, заменяя мрамор XIX века советским гипсом). Одни ужасаются и проклинают его за это. Другие оправдывают: мол, а могло бы не быть вообще. Ибо все, что мы видим сегодня в Мариинке под маркой стабфонда и золотого запаса — "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Раймонда", это не XIX век и императорский балет, а Константин Михайлович Сергеев 1950-х годов, когда вместо шкафов красного дерева, сожженных в блокаду, в ленинградских квартирах водворялась легкая фанера. Ему верили, потому что на тот момент в советском балете не было танцовщика успешнее.
Сергеев пришел в балет очень поздно, в возрасте, когда остается пара лет до окончания балетной школы вообще. Но эта убийственная потеря в возрасте была с лихвой покрыта авансом. У юноши была приметная психофизика потенциального премьера: легкая стройная фигура, легкие стройные движения, лицо фарфорового пастушка, весь облик идеально вписывался в дизайн балетов XIX века — данные, кидаться каковыми не стоило. В балете царил демографический провал 1920-х: старые императорские кадры рванули в эмиграцию, а новые советские еще не подросли. Переростка подтянули на спецкурсе и выпустили на сцену. Поляна была пуста, лидерство досталось ему легко. Но он сумел удержать его надолго. На склоне своей карьеры он оттирал от трона не кого-нибудь, а молодого Рудольфа Нуреева: в мире менялось все, но только не Константин Сергеев на положении ленинградского премьера. Что редкость для мужчин, амбициям которых положен естественный предел в виде виртуозных соло, которые трудно одолеть организму после 35 лет. Но Сергеев никогда не бил на эффекты: его матовый танец признали "истинно ленинградским". Беспрецедентно долгая карьера делилась надвое войной, но в еще большей степени — дамой, с которой Сергеев состоял в постоянном сценическом партнерстве: до войны — Галина Уланова, после — Наталья Дудинская. Это еще больше затемняет вопрос, каким танцовщиком был сам Сергеев, потому что сегодня, читая мемуары, решительно не понять, где кончался отраженный свет двух великолепных балерин. И лишь фотографии неоспоримы: на них запечатлено лицо наимоднейшего в 1930-1940-е типа мужской красоты. И если ленинградские менады, истерически караулившие Сергеева в театре и вне его, не разорвали своего Орфея, то только потому, что он, как монастырю, принадлежал всегда одной. И в театре, и вне: Наталья Дудинская стала впоследствии его женой. Супруги умудрялись жить в отдельных квартирах ("Котик любил побыть один",— говорила в поздних интервью Дудинская, стальная женщина, испепеляющая все, что стоит на пути, трогательно трепетала перед обожаемым "котиком"). По-видимому, за этим не было никаких неврозов, психической сложности. Не было и тайных страстей. Он просто нравился себе.
Гипсовым копиям, которые он наставил в театре, с восторгом простили приблизительность: Ленинград восстанавливали из руин, и было важно, что балеты вернулись хотя бы на афишу. Выживший Ленинград ощущал себя новой Спартой, но Спартой с красотой классических Афин. Это чувство, грозившее мятежом, принялись давить на самом высоком уровне сразу после войны. И Сергеев, который великолепно умел не выделяться, держаться в контексте и честно ненавидел все нестандартное, стал идеальной креатурой нового руководства. Даже тирания его была матовой, как и танцы. Он справился с задачей, заморозив "новую волну" 1960-х (молодой хореограф Григорович сбежал в более привольную Москву). Однако умудрился довести ленинградских балетных рекрутов до настоящего бунта — с письмами в "Правду" и собраниями. А потом — и до побегов за границу. Что в начале 1970-х и положило конец его административной карьере (Наталья Дудинская, во всяком случае, до самой смерти не могла без дрожи говорить о Наталье Макаровой, за побег которой "котика" сняли). Он продолжал процветать, ставя копии своих ложноклассических копий по всему миру. В Ленинграде они обрели священный статус подлинника. Ленинград уже был заново населен "специалистами по лимиту", приехавшими со всей страны. Они погружали зад в голубой императорский плюш Кировского театра, видели перед собой красоту в стиле вестибюлей метро (которое сами же и строили) и верили, что балет вечен.Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
- Регистрация
- 15.10.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 443
Какая гадость и тупость эта статья. Читать спокойно невозможно. И откуда взялось такое примитивное журналистское хамло без какого-либо собственного взгляда на балет? Строчит что-то "политически правильное" как в старые советские времена. Политизированный взгляд на искусство - отличительная черта советского строя, и наши псевдо-критики и псевдо-деятели культуры, "развенчивающие" советских артистов, всего лишь демонстрируют мозги свои, забитые пост-советскими стереотипами. (А политизированность и стереотипы мерзки независимо от идеологии). Ну и конкретные гнилые цели впридачу. Разумеется, достаточно посмотреть видео Сергеева и Улановой в Л.О. (1940)или "Мастера советского балета" , чтобы понять, что он был выдающимся танцором и актером, даже когда находился в тени балерины. Интеллигентный, продуманный, выверенный стиль в добавление к романтизму.
PS: Честно говоря, не понимаю, зачем нужно дополнительно популяризировать такие статьи.
- Регистрация
- 15.10.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 443
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Константин Михайлович Сергеев - очень разным был в разные времена, и, увы, в статье этой есть правда. Хорошо, что без придыхания обошлись. Я благодарен КМС за "Спящую", но, думаю, что огромная часть ее успеха обязана живописи С. Б. Вирсаладзе. Даже более -если разглядывать его макет для 1 действия, то видно, что по арьер-сцене идет тропинка- настил. Бег по ней задает темп и настроение для выхода Авроры. Вообще не перестаю восхищаться этим великим театральным художником. Чабукиани, Сергеев, Григорович получали важные пластические лейтмотивы для своих балетов именно от него.
- Регистрация
- 15.10.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 443
Не понимаю, почему все так боятся "придыхания"? Неужели на 100-летний юбилей выдающегося человека нельзя отменить хамство по отношению к нему? Что это за тенденция обгаживать людей на юбилеи? "Без придыхания" сейчас синоним элементарной некомпетентности и агрессивности, и в целом уровень современной критики гораздо ниже той, что была с придыханием в советские времена. Все, что Ю.Я. написала, сводится к простому как бычий рев сравнению с фонтанами ВДНХ и "котику". Это уже ,увы, не правда и не анализ его творчества. Она его попросту не видела. А то,что видела, смотрела с закрытыми глазами. Судить же о его балетмейстерской работе желательно тоже по спектаклям в годы премьер, или хотя бы не более пары лет спустя. И с теми артистами, на которых было поставлено. Все , что идет по 20 лет имеет тенденцию замыливаться, тем более после смерти постановщика.
Кстати, Григорович, "угнетенный" Сергеевым, воздал ему должное в одном из своих недавних интервью, и его слова конечно весомы.
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Важнее не слова, а дела: Григорович "сдружился" с Сергеевым на постановке московского "Корсара". Жест очень выразительный. Оба уже стали ретроградами по ту сторону искусства.
Не испытываю умиления к Сергееву - его дурной вкус очень портил впечатление от хорошо выученных мариинских танцовщиков. Его самого танцующим не видел.
- Регистрация
- 15.10.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 443
Умиление здесь ни при чем - дело в признании заслуг или причинах, по которым некоторые отказываются их признавать. Любой художник может постепенно лишаться сил и прежних качеств, но это не повод перечеркивать все его достижения и уничтожать его репутацию .Подобное занятие для вандалов и не имеет отношения к разбору его творчества.. Вкус как у танцовщика у него был на высочайшем уровне.
Когда "сдружились" Григорович с Сергеевым значения не имеет, т.к Сергеев позволил молодому Григоровичу поставить Легенду о любви, и все знают , какой это был триумф. Действительно, дела важнее.
Относительно Сергеева-хореографа, для меня ориентиром являются слова Григоровича, сказанные в целом о советском балете 1930-50:
"Исполнительское искусство той поры – танец молодых Семёновой, Улановой, Чабукиани – не имеет равных в истории. Когда в 1948 году, будучи молодым артистом труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова, я увидел собранных в честь Петипа в одном спектакле, «Спящей красавице», трёх балерин – Марину Семёнову, Галину Уланову и Наталию Дудинскую, а также их партнёров Константина Сергеева и Михаила Габовича, то это осталось со мной на всю жизнь.
Зная их лично и понимая, что они подготовили огромную смену, по сути, определили будущее балета, я, конечно, никогда не соглашусь с утверждением, что довоенное и послевоенное время в нашей балетной истории есть время сплошного неясного брожения и спорных художественных результатов. Так называемым советским балетом занимались в то время люди огромной культуры и интеллекта. Почти миссионерски они ощущали причастность свою к миру классического танца, ревностно оберегали его законы и историю. Дело отечественного балета было их личным делом(...)
Через несколько лет они начнут постепенно завершать сценическую карьеру, находя себя в педагогике и хореографии, в руководстве балетными коллективами. Главное же дело своей жизни они выполнили – Марина Семёнова, Галина Уланова, Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Ольга Лепешинская, Софья Головкина, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, Алексей Ермолаев. Русский балет окончательно утвердился как ценность мировой культуры."
Никакой личной дружбы двух «ретроградов» тут нет, есть справедливый аналитический подход и уважение к их мастерству (без придыхании).Что бы ни бухтели наши псевдо-критики, дать более адекватную характеристику у них не выйдет.Просто потому, что адекватность им не нужна, преследуются какие-то личные цели, а журналистские методы остаются чисто совковыми.
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
нy, я то, не критик. Просто видел некоторые постановки Сергеева и они мне не нравятся. Конечно, следует воздать ему должное, но восхищаться ни им самим как человеком, ни его искусством - у меня не получается. Хорошо, что у него есть энтузиасты и поклонники. Я не из их числа. А вот Марину Тимофеевну Семенову могу славословить на все лады...
Похожие темы
-
У.М. Дубова-Сергеева и ее фортепианный класс в Московском университете
от avg в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 1Последнее сообщение: 30.10.2016, 16:25 -
Cтатья Константина Зенкина - где найти?
от natba в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 9Последнее сообщение: 01.12.2009, 22:26 -
16 марта 2008, МЗК: концерт Константина ЛИФШИЦА
от вещь-в-себе в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 17.03.2008, 00:16 -
Проэкт Константина Волостнова
от Zenon в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 18.09.2007, 01:49



Ответить с цитированием


Социальные закладки