Господа пианисты! Вопрос предназначается тем, кто исполняет или исполнял когда-либо третье "Утешение" Листа. Как известно, в самом начале правая рука там занята исполнением мелодии, а следовательно, за все что на нижнем нотоносце отвечает левая рука. Так вот, бас (ре-бемоль большой октавы) находится на таком расстоянии от арпеджио (назовем их так), что невозможно пятым пальцем постоянно удерживать эту ре-бемоль. Однако педаль приписано между тактами менять, а при этом ре-бемоль залигована через такт! Каким это образом ее держать, чтобы она не угасла, и при этом чтобы не брать ее заново, а продолжить? Может, потихоньку опустить палец на клавишу, перед тем как менять педаль, но при этом так, чтобы новый звук клавиша не издала?
Играю пока эту замечательную вещь на пианино. Сразу приходят мысли о специальной дополнительной педали, имеющейся вроде бы как только у роялей: она функционирует как правая педаль, но только для тех клавиш, которые были нажаты в момент взятия педали. Похоже, что ре-бемоль можно удержать только ею?
Mein G'müt ist mir verwirret von einer Jungfrau zart
вот именно! ведь это можно полупедаль устроить, что бы бас оставался, а все остальное подчищалось. Только как это сделать на пианино... у меня на рояле никаких проблем нет, но я вспоминаю годы мучений:( не знаю, но по-моему на пианино это играют весьма и весьма успешно!
вот именно! ведь это можно полупедаль устроить, что бы бас оставался, а все остальное подчищалось. Только как это сделать на пианино... у меня на рояле никаких проблем нет, но я вспоминаю годы мучений:( не знаю, но по-моему на пианино это играют весьма и весьма успешно!
Разрешите полюбопытствовать - годы мучений это те времена, когда Вы исполняли эту штуковину на пианино? Значит, Вам как раз и не хватало той спецпедали, которая есть только у роялей? Из этого еще одна непонятка выливается - что еще за полупедаль такая, которая действует так что подчищается гармония, а бас остается? Насколько мне известно, эта полупедаль - лишь дополнительный фортепианный эффект, а действовать он должен повсюду, где есть демпферы. Полная подчистка осуществляется (без спасительной спецпедали, разумеется) только лишь снятием педали, а это означает и прекращение звучания баса. Что ж будем делать, господа товарищи?
Mein G'müt ist mir verwirret von einer Jungfrau zart
Меняется гармония, если оставить педаль - будет грязь неимоверная.
Меняйте здравый смысл. Во времена Листа третьей педали не было. Тем не менее запись Листа недвусмысленна: бас должен звучать. Поиграйте педальные упражнения. На одном басу поочередно две гармонии, стараясь так управиться с педалью, чтобы бас оставался, а гармонии звучали чисто. Каждый подкованный пианист это умеет. Пусть Вам кто-нибудь покажет вживую. Очень красиво звучит. Суть в том, что колебания басовых струн не так легко гасятся демпферами, как дискантовых .
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Вообще-то, если не ошибаюсь, третья педаль с той функией, которую она выполняет на современных роялях, появилась уже в 1860-х годах. А Бадура-Скода несколько дней назад при мне предлагал испольовать её в, если мне память не изменяет, в Шуберте. ))
Впрочем здесь несомненно расчёт именно на неодновременное затухание колебаний струн разных нот при постепенном поднятии педали. Можно почитать в Фейнберга, он довольно подробно описывает этот приём и рекомендует в качестве упражнения брать широкий аккорд из многих нот и потом тонкой игрой педали оставлять произвольное и изменяющееся количество нот от низа аккорда.
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Разрешите полюбопытствовать - годы мучений это те времена, когда Вы исполняли эту штуковину на пианино? Значит, Вам как раз и не хватало той спецпедали, которая есть только у роялей? Из этого еще одна непонятка выливается - что еще за полупедаль такая, которая действует так что подчищается гармония, а бас остается? Насколько мне известно, эта полупедаль - лишь дополнительный фортепианный эффект, а действовать он должен повсюду, где есть демпферы. Полная подчистка осуществляется (без спасительной спецпедали, разумеется) только лишь снятием педали, а это означает и прекращение звучания баса. Что ж будем делать, господа товарищи?
Годы мучений, это когда я занимался на пианино.
В хороших, правильно отрегулированных роялях при очень тонкой педальной работе есть возможность оставить бас, убрав при этом все, что находится выше. Я счас специально нашел ноты, и поиграл: на рояле (моем) это довольно нетрудно (притом, что я не пианист, а органист).
Насколько мне известно, на пианино такие манипуляции с педалью сделать крайне трудно, чаще встречаются инструменты, где сначала снимается бас, а потом - верха.
Все это естественно, не так точно, как Вы этого хотите, естественно, в какой-то момент бас потухнет, хотя в нотах он еще длится, и Ваша задача - продлить его как можно дольше.
Ну и, по-моему, совершенно верно все то, что Вам сказал lerit.
Вообще-то, если не ошибаюсь, третья педаль с той функией, которую она выполняет на современных роялях, появилась уже в 1860-х годах.
"Задерживающая педаль" была предложена марсельским мастером Буассело в 1844 году и парижским мастером Монталем в 1862 году. Педаль действует подобно правой педали, но лишь на демпферы тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. Задерживающая педаль была впервые применена в конце 19-го века фабрикой Стейнвей.
Лично я рекомендую ученикам не пользоваться третьей педалью, ни при каких обстоятельствах. Потому что утрачиваются очень важные колористические особенности звучания. (Не говоря уже о том, что далеко не всегда приходится играть на рояле с тремя педалями...)))
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Можно почитать в Фейнберга, он довольно подробно описывает этот приём и рекомендует в качестве упражнения брать широкий аккорд из многих нот и потом тонкой игрой педали оставлять произвольное и изменяющееся количество нот от низа аккорда.
Суть упражнения в том, чтобы постепенно убирать звуки, начиная с верхнего...
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
Социальные закладки