Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Шуман
Андраш Шифф. Фото с сайта npr.org
Пианист Андраш Шифф выступит в Петербурге 17 сентября
10.09.2010, 18:32:03
17 сентября в Большом зале Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича состоится сольный концерт пианиста Андраша Шиффа.
В программе концерта значатся I том "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха и два произведения Роберта Шумана: "Детские сцены" (Opus 15) и Соната фа диез минор (Oрus 11).
Организатором мероприятия является фонд Ирины Никитиной "Музыкальный Олимп".
Шифф должен был выступить в России еще в 20-х числах апреля, однако концерты пришлось перенести из-за нарушения мирового авиационного сообщения, вызванного извержением вулкана в Исландии.
Пианист, родившийся в Венгрии, прославился на весь мир после победы на московском конкурсе имени Чайковского в 1974 году. С 2001 года Шифф - гражданин Великобритании. Музыкант - лауреат двух "Грэмми", Премии Бартока и других наград. Сайты по теме
-
URL:
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Re: Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Ш
Маэстро дисциплины // Сергей Ходнев о концерте Андраша Шиффа в Санкт-Петербурге
Андраш Шифф
Фото: Lebrecht/VOSTOCK Photo
Андраш Шифф, одна из крупнейших фортепианных знаменитостей мира,— музыкант совсем не такого плана, как, скажем, завоевывающие нынче все больше наград и контрактов азиатские виртуозы с их бодрым "быстрее-выше-сильнее". Но и к нашему почтенному стандарту большого пианиста как мастера открытой эмоции и личностного высказывания он тоже не слишком близок. Держится в основном в рамках репертуара от Баха до Шумана, причем любит при этом исполнительские проекты масштабные, но основательные и вдумчивые, как научная монография. Достаточно вспомнить его поездки по миру с исполнением всех сонат Бетховена, причем чувствовалось, что сыграть все 32 сонаты в аккуратном хронологическом порядке ему нужно не ради рекорда, не ради количества, а ради совершенно особого качества, которое именно при таком подходе ему в этой музыке удается открыть.
Что характерно, иной раз он эти циклы проводил в довольно редком для преуспевающих пианистов формате "концерты-лекции". Его многотомное собрание бетховенских сонат потом неспешно выпускала и в записи компания ECM, что характерно, тоже лейбл, который держится наособицу и в агрессивные рыночные игры не играет (впрочем, фирм с громкими и престижными названиями в обширном каталоге записей Шиффа тоже хватает). Экспериментам с молоточковым фортепиано и прочим инструментальным антиквариатом он особого значения не придает, но все же звук обычного "Стейнвея" — слишком уж парадный, "генеральский" — демонстративно не любит, предпочитая за мягкость и певучесть инструменты фирмы "Безендорфер".
Вчуже кто-то, может быть, заподозрит, что при этом ученом имидже пианист и не предложит среднестатистическому слушателю ничего, кроме безукоризненной пресности и отдающего крещенским холодом рационализма. На самом деле это не так, чему свидетельством хотя бы вполне красноречивый перечень наград и отличий (включающий целых два "Грэмми"), да и степень его востребованности, в том числе и на самых дорогих и многолюдных фестивалях. Он умеет быть и интересным, и обаятельным, и по-своему глубоким, хоть от зрителя, правда, требуется нечто большее, чем рассеянно-поверхностное слушание. Причем требуется и самым буквальным образом: Шифф терпеть не может щелканье фотозатворов и телефонные звонки во время игры, вплоть до того что однажды, разозлившись на трель мобильника, попросту ушел со сцены. В его системе понятий это не "каприз примадонны" и не просто чистоплюйство, а совершенно рядовое условие нормального диалога со слушателем.
Ему, естественно, приходилось делить сцену и с важнейшими оркестровыми коллективами (впрочем, в последние годы он предпочитает выступать с собственным камерным оркестром Cappella Andrea Barca, причем и как дирижер), и со знаменитыми солистами (достаточно перечислить хотя бы певцов: Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер, Роберт Холл, Чечилия Бартоли), но в Россию он вот уже второй раз приезжает с сольной программой. На сей раз только в Петербург — срыв его планировавшегося весной концертного визита в обе столицы стал одной из неприятностей, которые меломанам доставило извержение исландского вулкана.
Санкт-Петербург, Большой зал филармонии, 17 сентября, 19.00
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Re: Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Ш
Сообщение от Сергей Ходнев
Маэстро дисциплины
// о концерте Андраша Шиффа в Санкт-Петербурге
звук обычного "Стейнвея" — слишком уж парадный, "генеральский" — демонстративно не любит, предпочитая за мягкость и певучесть инструменты фирмы "Безендорфер".
Я уж, грешным делом, струхнула, что запамятовала о концерте, на который билеты куплены давным-давно. Как-то яснее нужно артикулировать будущее время концерта.
А как же с Безендорфером? Кажется, у нас в БЗФ одни Стейнвеи?
Последний раз редактировалось До ля; 13.09.2010 в 16:20.
..............................................
Настоящий джентльмен - это человек, который может играть на волынке, но не играет. (Томас Бичем)
Re: Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Ш
С новым Бахом // Андраш Шифф в Санкт-Петербурге
Андраш Шифф наделил Баха земным, человеческим дыханием с человеческими же несовершенствами
Фото: ИТАР-ТАСС
Концерт классика
В Большом зале филармонии выступил выдающийся венгерский пианист Андраш Шифф, которого уже второй раз привозит в Петербург фонд "Музыкальный Олимп". На этот раз главным действующим лицом в программе пианиста был Бах. Но не такой, к которому мы привыкли. Слушал ВЛАДИМИР РАННЕВ.
"Хорошо темперированный клавир", цикл из 24 прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха,— едва ли не самая исполняемая сегодня музыка в мире, ведь ни один музыкант в годы учебы не может избежать счастливой (а для кого и наоборот) участи покорпеть хотя бы над одной прелюдией и фугой. Невозможно представить, сколько баховских фуг звучит по миру одновременно, но то, что счет идет на тысячи,— определенно. При этом в концертной практике играть ХТК в разобранном виде не очень принято, ведь каждая прелюдия и фуга — это герметичный звуковой микрокосмос, который трудно уживается с соседями по программе. А целиком его играют еще реже. Это ведь дело не только трудоемкое, но и неблагодарное: музыка не очень щедра на внешние прелести, а те, что доступны натренированному слуху, требуют от исполнителя огромного интеллектуального напряжения и кропотливой технической шлифовки. К тому же долгие годы здесь заправлял некий неписаный стандарт исполнения буквально каждой ноты, и только после гениальных чудачеств Глена Гульда ХТК стал полигоном для соревнований пианистов в оригинальности, у кого осмысленной, а у кого, говоря прямо, понтовой.
Андраш Шифф стал одним из лидеров этих соревнований после выпуска компакт-диска фирмой Decca в 1987 году. После той выдающейся записи от него ждешь ясности идей и точности деталей. Но уже первые прозвучавшие в БЗФ, самые хитовые прелюдии и фуги (в программе был I том) — до-мажорная и до-минорная — озадачили. Казалось, он играет как-то растрепанно, непоследовательно. Господин Шифф постоянно дезориентировал слух — то строгой и сухой, то вдруг размякшей на педали звучностью, то метрономически жесткой дробью нот, то их наплывами в произвольном темпе. Но со временем складывалась очень продуманная игра против предсказуемого и растиражированного сотнями записей отношения к ХТК Баха — статности, величавости, монументальности. Пианист наделил буквально каждую фразу, каждое проведение тем вполне земным, человеческим дыханием с человеческими же несовершенствами. "Не бывает красоты, которая бы не содержала в себе странностей",— сказал однажды Фрэнсис Бэкон, и Андраш Шифф своей игрой как бы соглашался с ним.
Все это хорошо объясняет не менее выдающаяся запись пианистом ля-минорного Рондо Моцарта на хаммер-клавире композитора в его знаменитом зальцбургском доме. Старинный инструмент, чьи ресурсы подновления давно исчерпаны, извлекает из себя как будто не музыку, а тщету человеческих творений. Едва уловимая расстроенность, надтреснутый тембр, увядший блеск forte и проваливающееся в немоту piano — все это тогда принесло в игру Шиффа щемящую тоску и трогательную сентиментальность. В Петербурге же, играя за роскошным филармоническим "Стенвеем", господин Шифф производил такой же характер звука, но уже своими пальцами. Подумалось, что если бы когда-то Вертинский не пел бы свои "печальныя песенки", а играл бы Баха в манере "печальныя фуги", это было бы именно так, как это делает Андраш Шифф.
В зале было много петербургских спецов фортепианного цеха, и уже в антракте их впечатления спровоцировали дискуссию. Некоторые преподаватели, обучающие своих учеников совсем другому Баху, не могли принять игру господина Шиффа. В награду им были "Детские сцены" Шумана под занавес программы — вполне приемлемые для любого вкуса. Тем не менее понятно ведь, что Шифф приехал в Петербург именно с "Хорошо темперированным клавиром", исполнением которого открыл нам еще одну степень свободы в отношении к этому вечному тексту.
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Re: Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Ш
Сообщение от femmina
ВЛАДИМИР РАННЕВ
"Господин Шифф постоянно дезориентировал слух — то строгой и сухой, то вдруг размякшей на педали звучностью, то метрономически жесткой дробью нот, то их наплывами в произвольном темпе".
Сидела в последнем ряду, поэтому могу и ошибаться визуально, но мне показалось, что в ХТК педалью пианист не пользовался совсем. Слух это подтверждал, но опять же, в последнем ряду.
Очень объемный концерт. Честно сказать, к концу я настолько устала, что бисов мне уже не хотелось и после Шумановской сонаты я ушла.
А бисы были? Если да, то надо признать, что Шифф обладает исключительной выносливостью.
Последний раз редактировалось До ля; 21.09.2010 в 19:29.
..............................................
Настоящий джентльмен - это человек, который может играть на волынке, но не играет. (Томас Бичем)
Re: Пианист Андраш Шифф 17 сентября в Большом зале Петербургской филармонии: Бах и Ш
Сообщение от До ля
Сидела в последнем ряду, поэтому могу и ошибаться визуально, но мне показалось, что в ХТК педалью пианист не пользовался совсем. Слух это подтверждал, но опять же, в последнем ряду.
Не ошибаетесь. Бах был сыгран без педали.
А бисы были? Если да, то надо признать, что Шифф обладает исключительной выносливостью.
На бис было:
Бетховен "Лунная" - целиком
Шуберт "Экспромт" ор.90
Бах "Итальянский концерт" - целиком
Светящиеся буквы на заказ — это один из самых эффектных способов выделить название компании, бренд, магазин или любое другое пространство. Такие элементы оформления часто используются в...
Звуковой фон в доме – результат решений человека, которые для животного становятся обязательной средой. Музыка в этом контексте – не развлечение, а часть условий, влияющих на спокойствие и качество...
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Социальные закладки