Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Гастроли Пермского театра оперы и балета в Петербурге

              
  1. #1

    По умолчанию Гастроли Пермского театра оперы и балета в Петербурге

    Сегодня я посмотрела на сцене Михайловского театра оперу Александра Чайковского "Один день Ивана Денисовича" в исполнении гостей, пермского театра. (На программке написано "Мировая премьера", 10-ый спектакль - хотя постановка 2009 года)

    Я вышла из театра под большим впечатлением. Против всяких опасений, мне очень понравилась музыка: кажется, композитор не стремился написать что-то новаторское или в каком-нибудь авангардном стиле, а честно старался тронуть слушателя за душу - и это ему удалось.

    Постановка тоже очень сдержанная и деликатная, в ней нет давления, нет, на первый взгляд, неподъемной тяжести, которой я тоже боялась. Но при этом, в результате, напряжение ощущается более глубоко, как-то изнутри, а не "снаружи". В отличие от, например, постановки "Иудейки" в самом Михайловском театре, где режиссер грузит и грузит зрителя без передышки сценами насилия, так что, в конце концов, страдания несчастных евреев достают зрителя уже к середине спектакля и перестают эмоционально восприниматься - здесь (как, собственно, в первоисточнике) все как-то обыденно, почти мирно, сцены лагерной жизни очень грамотно переслаиваются какими-то лирическими сценами, воспоминаниями героев, даже комичными эпизодами - и в результате действие захватывает исподволь, начинаешь смотреть глазами героев - вот тут-то и пронимает...

    Я даже пару раз вынуждена была лезть за платочком . Вроде на ровном месте, ничего такого не происходит, дуэт "в письмах" героя с женой о каких-то коврах, и весь задний план завешивается этими "коврами" с оленями и розовыми лебедями на синем фоне. Они такие смешные, эти ковры, и так смешно, что для этих людей в них - символ сияющей мечты о счастье - а прошибает до слез...

    Очень мне понравилась работа хора, особенно в самом конце один хор на пианиссимо a capella - просто мороз по коже. Оркестр звучал очень эмоционально (разве что пару раз, мне показалось, слегка не слаженно - впрочем, может быть, так было надо). Из солистов самое сильное впечатление на меня произвел исполнитель Алешки-баптиста Сергей Власов - красивый чистый голос. И исполнитель главной роли Павел Брагин, конечно.

    Нельзя не отметить интересное новшество: хотя пели по-русски (и, большей частью, с прекрасной дикцией, кстати), на табло транслировали крупные титры тоже по-русски, т.е. просто звучащий текст - но, что важно, еще и с указанием, чья это речь. Последнее было важно потому, что артисты в одинаковой мешковатой одежде выглядели почти неразличимыми, и без таких подсказок иногда было бы трудно понять, что происходит, несмотря на дикцию.

    В общем, я искренне рада, что послушала эту оперу - молодцы авторы и молодцы гости! . Очень жалею, что не сумела уговорить своих сыновей составить мне компанию: стоило сходить - и надо было.

  • #2

    По умолчанию Re: Гастроли Пермского театра оперы и балета в Петербурге

    Что, больше никто из питерских форумчан не заинтересовался пермским театром? А я и сегодня сходила. Ну ладно, все равно поделюсь впечатлениями - хотя интереснее было бы обменяться, конечно.

    Сегодня давали оперу А.Рубинштейна "Христос". Как пишут, это последняя опера Рубинштейна, которая до Перми исполнялась только однажды, в Германии, под управлением автора в 1894 году, в концертном исполнении, после чего автор умер, а партитура потерялась и только недавно нашлась - на программке опять гордо значилось "Мировая сценическая премьера". Так что мне было искренне интересно, после вчерашнего спектакля я ждала чего-то еще более впечатляющего...

    Э-э... Я бы сказала, что вчерашняя опера, которая мне так понравилась, предъявляет существенно меньшие требования к вокальным данным исполнителей. Я не хочу сказать, что у них нет хороших голосов или хороших певцов - но для этого произведения надо больше. Уже в первой сцене, когда вышел и запел первый волхв, я почувствовала, что в оркестре тут прямо что-то вагнеровское, и голос просится "вагнеровский" - но увы. Партия самого Христа, думаю, была бы вполне по силам тенору, который может спеть Тристана - сегодня ее пели целых два тенора, по очереди, и все равно к концу выдохлись, так что в Гефсиманском саду зритель сочувствовал не столько герою, сколько исполнителю - так и хотелось помочь ему дотянуться до нотки и удержаться на ней. Хор, который почти все время на сцене, судя по всему, героически пел за два хора. Иногда это выглядело очень забавно - например, во время суда Пилата одни и те же хористы поют как за злобных жителей Иерусалима, так и за огорченных сторонников Христа: "Распни его!" - шаг в сторону - "О, горе!" - шаг назад - "Смерть ему!" . В результате, вначале хор звучал весьма прилично, но к концу, похоже, тоже подустал.

    Оркестр и дирижер, правда, молодцы - не скажу, что совсем все безупречно, но местами очень и очень впечатляюще. Режиссура мне тоже понравилась - режиссер умудрился-таки пройти по тонкой грани между банальностью и дешевой "актуальностью", в режиссуре есть собственная мысль, но она не насилует исходный материал. Из солистов мне понравился голос Ангела, вещавшего пастухам (Ольга Рапецкая) и, больше всех, Иуда (Алексей Герасимов). Молодой, красивый, отлично играет и поет - молодец! Впрочем, Иуда вообще самый интересный персонаж в этой истории, только в нем рассказчикам удается проявить творческий подход в части его побуждений и намерений. Во всяком случае, несмотря на все хорошее, что я могу сказать о режиссуре, большей частью мне было скучно, и только в сценах с Иудой - интересно. Боюсь, что без всякой режиссуры, в концертном исполнении, но более качественном, эта опера показалась бы куда менее скучной.

    Впрочем, и к режиссуре есть претензии. Мне, в общем, кажется здравой идея совсем убрать со сцены Христа, так что зритель только слышит его голос и видит лишь реакцию всех остальных на его слова - однако, из-за этого, тенора, которым и так не сладко, поют из царской ложи или вообще из каких-то углов, откуда их слышно еще хуже (еще и аплодисментов главным исполнителям почти не досталось, потому что никто не смог их опознать на поклонах - там еще несколько персонажей пели из зала просто в концертных костюмах ).

    Вызывает также недоумение чехарда с языками исполнения. Как написано в программке, вещЧь исполняется на русском, немецком, иврите, латинском и армянском языках - без всякой внятной логики. В начале пастухи, вероятно, на иврите удивляются звезде и прилетающему светящемуся облаку - с которого начинает вещать ангел по-русски, отчего пастухи сразу тоже на русский переходят. Христос в упомянутом саду общается с учениками по-русски, а потом к Отцу обращается вдруг по-немецки - с чего бы это? Пилат произнес по латыни пару фраз, после чего свободно по-русски запел . Насколько я поняла, Рубинштейн писал оперу под заказ на немецкое либретто - и даже если в либретто были куски на латыни или иврите, я сильно сомневаюсь, что там было полтекста по-русски - а если уж для Пермской постановки все равно переводили, почему бы не перевести все? Как-то это по-дурацки.

    В целом, я бы сказала, Пермскому театру эта вещь не очень по зубам. Режиссеру - да, оркестру - большей частью, хору - более-менее, солистам некоторым - вполне, а всем вместе - увы... И еще, под конец я поймала себя на мысли, что было неудачной идеей давать эту оперу на следующий день после "Ивана Денисовича": в сравнении с проблемами вчерашних героев страдания сегодняшних не то, чтобы не вызывают сочувствия - но как-то меньше впечатляют.

  • #3

    По умолчанию Re: Гастроли Пермского театра оперы и балета в Петербурге

    Приятно читать такие отзывы о своем театре и своей работе.
    Немного о Христе.Думаю,что спектакль прошел бы лучше,если б до спектакля не было изматывающей репетиции.То есть в тот день Христа мы пели дважды.Естественно,до конца допеть это сложнейшее произведение в наших условиях было трудно.(хор,например пел с 14.00 до 18.00 и потом сам спектакль 19.00 и до конца)

  • #4

    По умолчанию Re: Гастроли Пермского театра оперы и балета в Петербурге

    Цитата Сообщение от zanoza22 Посмотреть сообщение
    Приятно читать такие отзывы о своем театре и своей работе.
    Всегда пожалуйста - хорошим впечатлением приятно поделиться .
    Жаль, что так немного было зрителей - по-моему, реклама гастролей была поставлена из рук вон плохо.

    Цитата Сообщение от zanoza22 Посмотреть сообщение
    Немного о Христе.Думаю,что спектакль прошел бы лучше,если б до спектакля не было изматывающей репетиции.То есть в тот день Христа мы пели дважды.Естественно,до конца допеть это сложнейшее произведение в наших условиях было трудно.(хор,например пел с 14.00 до 18.00 и потом сам спектакль 19.00 и до конца)
    Сочувствую. Тут ваши руководители что-то явно недодумали - спектакль подкосила именно вокальная составляющая.

  • Похожие темы

    1. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 23.09.2010, 23:01
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 07.09.2010, 20:06
    3. Ответов: 1
      Последнее сообщение: 16.02.2010, 00:46
    4. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 22.10.2009, 23:38
    5. Ответов: 10
      Последнее сообщение: 10.08.2008, 14:48

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100