28 ноября 2010 Рахманиновский зал К 120-летию со дня рождения Самуила Фейнберга
Рахманиновский зал Консерватории (Б.Никитская, 11), 28 ноября 2010 г., воскресенье. Начало в 18.00. Вход свободный Кафедра специального фортепиано под руководством профессора В.К. Мержанова Вечер музыки Самуила Евгеньевича Фейнберга (1890–1962) К 120-летию со дня рождения
В программе принимают участие Михаил Лидский, Заслуженная артистка РФ Алиса Гицба (сопрано), Заслуженная артистка РФ проф. Наталья Деева (Фортепиано), Заслуженный артист РФ Алексей Лундин (скрипка), студенты и аспиранты консерватории
Re: 28 ноября 2010 Рахманиновский зал К 120-летию со дня рождения Самуила Фейнберга
Вечер музыки Самуила Евгеньевича Фейнберга (1890–1962) К 120-летию со дня рождения
Великие могут ждать. Пабло Казальс Как известно, многое из прошлого позднее осмысливается по-новому. Самуил Евгеньевич Фейнберг (1890–1962) известен, прежде всего, как феноменальный пианист с необозримым репертуаром (весь «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, 32 сонаты Бетховена, 10 сонат Скрябина, огромное множество других произведений самых разных авторов…), один из профессоров-корифеев Московской консерватории, замечательный музыкальный исследователь-мыслитель (книги «Судьба музыкальной формы» и «Пианизм как искусство»; многочисленные статьи, часть которых вошла в сборник «Мастерство пианиста»). Весьма обширное композиторское наследие Фейнберга (3 фортепианных концерта, 12 сонат, 2 сюиты, множество других сочинений и транскрипций для фортепиано, большое число романсов, скрипичная соната…) до сих пор не получило широкого признания. Впрочем, музыку Фейнберга исполняли Гилельс, Гинзбург, Нейгауз… Но голоса почитателей (среди них и Анатолий Александров, считавший Фейнберга композитором гениальным, и Мясковский, также высоко ценивший младшего коллегу) не преодолели распространившегося представления о Фейнберге как о своего рода эпигоне Скрябина. Очевидно, злую роль в судьбе наследия композитора сыграли и печально известные события 1948 года. «То, что для многих музыкантов явилось тяжелым ударом, но вместе с тем стимулом для дальнейшей деятельности, – писал Фейнберг Гольденвейзеру 30 июля 1949 года, – для меня с моим скромным положением пианиста, педагога и композитора было полным уничтожением – вычеркиванием всей прожитой творческой жизни». …Влияние Скрябина на Фейнберга несомненно (особенно в ранних опусах), но столь же очевидными представляются и их различия: прежде всего, в самой «философии» сочинительства (скрябинская фантасмагорическая утопия отнюдь не была присуща Фейнбергу). Налицо разнообразные связи музыки Фейнберга и с другими современниками – Метнером и Мясковским, Рахманиновым и Прокофьевым, Станчинским и Мосоловым; с самого начала пути Фейнберга проявляется и классицистское начало: уже в ранних сонатах заметно сходство с идеями… Гайдна (материалы главной и побочной партий тождественны). Такого рода связи свойственны любому, даже самому крупному творцу. Но трудно не согласиться с Мясковским: «[Фейнберг] – очень сильная индивидуальность и яркий стилист» (из письма Прокофьеву от 19 ноября 1924 года). Через несколько лет Гольденвейзер заметил о бывшем ученике: «Парадоксальный артист, но с несомненной печатью гения» (из дневника). Фейнберг предстает как настоящий большой композитор с «лица необщим выраженьем», занимающий свое, особое место в истории музыки, – и именно как композитор прежде всего. Видимо, здесь уместно говорить о типе композитора-пианиста, ярчайшими представителями которого были (если иметь в виду известных по аудиозаписям) Бузони и Рахманинов (в более ранние времена, как известно, таких примеров еще больше). У этих композиторов сам процесс сочинения как бы включает в себя исполнительскую составляющую, и наоборот: музыку других авторов эти артисты играют, в силу органических свойств, словно свою собственную. Настоящая программа дает слушателю достаточно развернутую картину творчества С. Е. Фейнберга (хотя в рамках одного камерного вечера нельзя, разумеется, представить ее во всей полноте). Скромная попытка воздать должное автору... Хотелось бы надеяться, что со временем эта музыка зазвучит, наконец, в полную силу. Михаил Лидский
Re: 28 ноября 2010 Рахманиновский зал К 120-летию со дня рождения Самуила Фейнберга
Программа концерта 1 отделение Соната №2 ор. 2 (1915) Исп. Александр Карповстудент 3 курса, кл. преп. М.В. Лидского
Сюита №1 ор. 11 (1922) Leggiero e cantando Con moto Affanato Tranquillo e cantabile Исп. Михаил Ковалев студент 4 курса, кл. проф. В.К. Мержанова
Три прелюдии ор. 15 (1922) Исп. Алексей Рябченко Аспирант, кл. проф. В.К. Мержанова Соната №6 ор. 13 (1923) Исп. Михаил Лидский
«Из-под таинственной, холодной полумаски» (сл. Лермонтова) ор. 4 №2 (1916) Три романса на слова Блока (1915) ор. 7 «Голоса» «И я опять затих у ног» «В бездействии младом» Исп. З.а. РФ Алиса Гицба Михаил Лидский
2 отделение И.С. Бах (обработка С. Фейнберга) Хоральные прелюдии: Allein Gott in der Höh's sei Ehr (BWV 663) Wer nun den lieben Gott läßt Waiten (BWV 647) Исп. Юко Фудзимото Стажер, кл. доц. А.А. Вершинина
Два романса на стихи Пушкина (1936): «Три ключа» ор. 26 №5 «Зимний вечер» ор. 26 №2 Исп. Екатерина Ясинская (кл. проф. Г.А. Писаренко) Ян Жуйхань (кл. проф.Р.А. Хананиной)
Сюита №2 ор. 25 (1936) Non troppo vivace Allegretto vivace Un pochettino animato e semplice Presto Allegretto Исп. Саори Гэсима Стажер, кл. проф. Ю.С. Слесарева
Соната №10 ор. 30 (1946) Allegro moderato – Meno mosso, quasi andante – Allegro agitato Исп. Павел Шатский
Рапсодия на кабардино-балкарские темы ор. 45 (1942–1961)Исп. З.а. РФ проф. Наталья Деева
3 отделение И.С. Бах (обработка С. Фейнберга) Хоральные прелюдии: Ach, bleib’ bei uns, Herr Jesu Christ (BWV 649) Nun komm’ der heiden Heiland (BWV 659) Исп. Михаил Рыба
Соната №11 ор. 40 (1952) Исп. Такахира Акиба Аспирант, класс проф. М.Ю. Оленева
Соната для скрипки и фортепиано ор. 46 (1956) Прелюдия Скерцо Интермеццо Allegro moderato Эпилог Исп. З.а. РФ Алексей Лундин Михаил Лидский
Соната №12 ор. 48 (1962) Сонатина Интермеццо Импровизация Исп. Татьяна Сидорова Аспирант, класс преп. М.В. Лидского
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Социальные закладки