Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 49

Тема: Тактовые черты в нотной записи

              
  1. #1

    По умолчанию Тактовые черты в нотной записи

    Почему главная ударная (сильная) доля считается именно первой в такте, а не, например, последней (или не посредине)?
    Чем обусловлена такая исторически сложившаяся запись музыки?

  • #2

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Трудно объяснить,чуять надо....
    Мастера всегда играют в манере "как бы из затакта",смещая сильную первую долю в слабую....
    Джазмены,цыгане,забугорные попсовики точно...
    Метрономно,маршеобразно,игра с сильной доли-беда российская.

    Бородатый анекдот:
    Негр просыпается в поту,в крике...
    Жена:
    -милый что с тобой!?
    -приснилось,что я играю с сильной доли.

  • #3

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Не, я думаю, Вы не поняли вопроса. Вопрос не в том, как играть. Вопрос в традиции нотации.

  • #4

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Цитата Сообщение от Martin Ludenhoff Посмотреть сообщение
    Не, я думаю, Вы не поняли вопроса. Вопрос не в том, как играть. Вопрос в традиции нотации.
    Вопрос Ваш совершенно уместный и понятный. Но немножечко неправильна постановка вопроса Дело не в "традиции нотации", а в том, что та или иная система нотирования лишь отражает (воплощает) ту или иную специфику музыкального мышления, в разное время разную -- ее и надо понять, прежде всего. Очевидность этого доказывается многими примерами -- (1) нотными рукописями и (2) свидетельствами старинных ученых. Но... объяснять переход от простой точки отделения ритм. модусов (punctum divisionis 14 в.), к тактусу (tactus) 16 века, а от "тактуса" к "такту", т.е. к представлению об иерархии метрических долей (то, что немцы назвали Schwergewicht) -- в жанре форумного месседжа решительно невозможно! Извините. Вы читаете по-английски? Если да, то попробуйте сначала посмотреть Harvard Dictionary of Music Апеля. Если надо, могу положить на свой сервер.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #5

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Но... объяснять переход от простой точки отделения ритм. модусов (punctum divisionis 14 в.), к тактусу (tactus) 16 века, а от "тактуса" к "такту", т.е. к представлению об иерархии метрических долей (то, что немцы назвали Schwergewicht) -- в жанре форумного месседжа решительно невозможно! Извините. Вы читаете по-английски? Если да, то попробуйте сначала посмотреть Harvard Dictionary of Music Апеля. Если надо, могу положить на свой сервер.
    Спасибо, но читать серьёзную книгу по теории/истории музыки на английском — к сожалению, для меня занятие малоперспективное, слишком уж плохо знаю язык... А почему в жанре форумного месседжа невозможно? А если очень-очень кратко? Или перечислить термины / названия книг, по которым возможно что-то реально нагуглить по-русски?

  • #6

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Кстати, мне был бы интересен ответ даже на бытовом уровне.
    А чем, собственно, удобнее, что сильная доля — первая?
    Скажем, если бы существовала всеобщая конвенция, что в размере 3/4 сильная доля — вторая, изменилось бы только положение тактовых черт в записи, и более ничего.

  • #7
    Старожил
    Регистрация
    05.09.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,368

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Тактовая черта и есть то, чем обозначается положение сильной доли, поэтому Ваш вопрос некорректен.

  • #8

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Цитата Сообщение от MMMXXX Посмотреть сообщение
    Тактовая черта и есть то, чем обозначается положение сильной доли...
    ОК, спасибо, пожалуй, это ответ.
    Значит, тактовая черта при обычном написании просто будет всегда ближе всего к самой сильной ноте — в этом и удобство записи.

  • #9

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Цитата Сообщение от Martin Ludenhoff Посмотреть сообщение
    Спасибо, но читать серьёзную книгу по теории/истории музыки на английском — к сожалению, для меня занятие малоперспективное, слишком уж плохо знаю язык... А почему в жанре форумного месседжа невозможно? А если очень-очень кратко? Или перечислить термины / названия книг, по которым возможно что-то реально нагуглить по-русски?
    Может быть, я скажу одну очень крамольную вещь - но у меня большое подозрение, что прочитать по-русски что-лтбо на эту тему будет ещё сложнее. В силу ещё худшего знания, хе-хе, языка, применяемого в таких текстах. Такое ощущение, что русскоязычная традиция написания музыковедческих текстов подразумевает напускание максимально возможного тумана и максимальное количество "воды". Так что я бы всё же предпочёл бы попробовать по-английски, авось, вдруг там хоть немножко попонятнее написано?

  • #10

    По умолчанию Re: Тактовые черты в нотной записи

    Каверзность вопроса в том виде, как о сформулирован в верхнем сообщении, в том, что он подразумевает таки наличие самого такта как такового. Будучи явно "виновником торжества", то есть, причиной обсуждения, которое в какой-то момент вылилось вот в эту тему, должен отметить, что в моей формулировке вопрос начинается не с этого, а с того, почему/зачем вообще нотный текст делится на такты, и какая от этого польза/вред. Насчёт того, почему сильная доля первая, а не последняя - это просто один из доводов насчёт обоснованности или необоснованности вообще деления текста на такты с чёткими границами, а насчёт в середине такта - это уж и вовсе скорее шутка, чем реальная версия. Точнее, речь вообще-то была не столько о записи, сколько о том, насколько удобно не только писать, но и мыслить внутри себя тактами именно с границами, предписываемыми музыкой.
    Вопрос начался с проблем, которые я испытываю с чтением ритмической части нотной записи. И последующего вопроса о том, каким мне хотелось бы видеть "внутреннее представление" этой самой нотной записи, для более лёгкого понимания ритма. Т.е. грубо говоря, моё мнение состоит в том, что принятая нотная запись - далеко не самая интуитивно понятная система, по сравнению с тем, как можно было бы писать. Особенно с учётом, мягко говоря, немножко разной физической природы музыкальных инструментов, к части которых нотная запись приспособлена прямо-таки фатально хуже, чем к другой.
    Сама по себе запись - исторически сложившаяся штука, увы, хотя она сама по себе и не так страшна (ведь к ней, конечно, можно привыкнуть, что доказывает практика всех музыкантов, и, привыкнув, на автомате переводить в желаемое внутреннее представление), как некие возможные интерпретации в голове читающего. Грубо говоря, в русском языке ударения обозначаются одним образом, в английских фонетических транскрипциях - другим. В немецком пишут "сложные существительные" слитно, а в английском - раздельно. Проблемы начинаются, имхо, когда из такого (достаточно случайно сложившегося) написания начинают делать какие-то слишком далеко идущие выводы. Как, например, идея о том, что внутреннее представление вообще не нужно, а нотная запись есть сама по себе уже готовый к употреблению продукт.

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Дополнительные тактовые черты
      от archivarius в разделе Нотный набор
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 03.10.2012, 23:08
    2. Sibelius пользовательские тактовые черты
      от alex_step в разделе Нотный набор
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.03.2011, 21:43
    3. Sibelius Как скрыть тактовые черты на одной сроке партитуры?
      от Контрэкспозиция в разделе Нотный набор
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 19.06.2010, 08:14
    4. Sibelius 4 - восстановить стёртые тактовые черты
      от yohji_nap в разделе Нотный набор
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 16.09.2008, 00:45
    5. Тактовые черты
      от Царицынец в разделе Нотный набор
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 19.09.2007, 21:35

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100