Показано с 1 по 2 из 2

Тема: "Бедный гений". Композитор Александр Стецюк. Автор-Ольга Кизлова.

              
  1. #1
    Частый гость Аватар для BORIS04
    Регистрация
    10.02.2007
    Адрес
    Израиль
    Сообщений
    114
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию "Бедный гений". Композитор Александр Стецюк. Автор-Ольга Кизлова.

    "Бедный гений". Композитор Александр Стецюк. Автор-Ольга Кизлова.


    "Бедный гений". Композитор Александр Стецюк.
    Заметки о провинциальном фестивале
    Ольга Кизлова


    Лай собаки вдруг, слышу, раздался,
    И бессонный петух прокричал.
    Бедный гений в мозгах застучался -
    Сочинять я куплеты начАл.
    Александр Балдёнков

    Эти немудреные стихи провинциального поэта цитировала героиня Инны Чуриковой в фильме "Тема". Недавно в Житомире, на концертах IV Международного фестиваля современной музыки "Житомирская музыкальная весна" имени композитора Александра Стецюка они вспомнились, возникла неожиданная параллель:

    Замечательный музыкант (1941-2007) был родом из здешних мест. Житомир - древний город, культурный, просвещенный. Тут родились революционер Ян Домбровский, конструктор Сергей Королев, пианисты Натан Перельман, Наум Штаркман и Святослав Рихтер, композиторы Игнаци Ян Падеревский и Борис Лятошинский. Это место пересечения украинской, русской, польской, еврейской культур, нескольких религий. В разные эпохи в городе возникали удивительные культурные феномены: философ Николай Бердяев, поэт Саша Черный, писатели Владимир Короленко и Александр Куприн; здесь директором музыкального училища работал Виктор Косенко. Все они в разном возрасте и по разным причинам покинули город. Стецюк остался верен родным корням - единственный житомирянин из доброго десятка выдающихся земляков:


    А.Стецюк (стоит в центре) с сыновьями и внуком
    фото из архива семьи А. Стецюка

    Александр Михайлович Стецюк родился на Полесье, в селе Белокоровичи, окончил Житомирское музучилище по классу трубы и Казанскую консерваторию как композитор. В Казани учился у А.С.Лемана, будущего заведующего кафедрой композиции МГК им. Чайковского. Всю жизнь прожил в Житомире. В талантливом музыканте смолоду объединились несколько профессий: был заведующим музыкальной частью и дирижером Житомирского музыкально-драматического театра им. И.Кочерги. Оставил обширное композиторское наследие: симфоническую, хоровую, вокальную, камерную музыку, произведения для отдельных инструментов, духового оркестра, театра. Добрые ростки дала его преподавательская деятельность в Житомирском училище, где он вырастил и "пустил по свету" более десятка известных российских и украинских композиторов. Из них наиболее деятельным учеником, главным организатором фестиваля "Житомирская музыкальная весна" стал заслуженный деятель искусств России Сергей Жуков - выпускник Московской консерватории по классу композиции Михаила Чулаки, член Союза композиторов России. Ему принадлежала идея проводить ежегодно весной музыкальный форум памяти учителя, и уже четыре года музыкант осуществляет его художественное руководство. Жукову помогает дружная команда кафедры музыки Житомирского унивеситета им. И.Франко во главе с проректором по науке Натальей Сейко и заведующей кафедрой Оксаной Плотницкой. У них не было денег, меценатов, спонсоров, но при поддержке областного Союза поляков Украины (председатель Виктория Лясковская-Щур) и Ассоциации объединенных искусств (президент Маргарита Моисеева) - фестиваль состоялся и длился почти неделю. К его началу университет даже издал сборник статей по проблемам современной музыки.


    В течение шести дней каждое утро проходила научно-практическая конференция, потом дневной и вечерний концерты. Программу продумали с учетом международного статуса фестиваля, и ежедневно звучала музыка определенной страны. Первый день назвали "Открытие" и "Композиторы-исполнители. Россия".

    Второй озаглавили "Славянские народы на культурной карте Европы (Украина, Польша, Сербия)". Его провела житомирский музыковед Ирина Копоть, бескорыстный популяризатор серьезного искусства в родном городе. Концертная программа легла на плечи ровенского камерного оркестра (дирижер Сергей Хоровець), с которым солировала львовская скрипачка Лидия Футорская.

    Третий назывался "Классики и современники". Он включил семинар молодых музыковедов, затем - концерт киевских музыкантов, скрипача Ореста Смовжа и флейтиста Игоря Ермака. С ними выступил пианист Арсен Яковенко. Все трое - студенты НМАУ им. Чайковского (классы Д.Ткаченко, О.Кудряшова и Н.Гридневой, соответственно). Их сменил вечер памяти А.Стецюка и авторский проект его сына Дмитрия, подготовленный местными исполнителями. В американский день композитор из США Ричард Камерон-Вулф рассказал о состоянии современной американской музыки. Он, его коллега Кристофер Берг и эквадорский барабанщик Кристиан Орозко (магистрант Одесской музыкальной академии) порадовали слушателей новинками собственных "творческих портфелей".

    В тот же вечер квартет гитаристов Харьковского университета искусств им. Котляревского представил американский "сегмент" интернационального проекта "Лабиринт". Его европейская часть состояла из музыки Германии, Нидерланд, Франции и Швейцарии. Ее озвучили сопрано Вера Калбергенова (Россия-Швейцария) и Рустам Комачков (виолончель, Москва), которым аккомпанировала московская пианистка Элеонора Теплухина. Затем играли музыку Сергея Жукова, Екатерины Кожевниковой и Германа Галынина (Россия); Всеволода Сиренко и Владимира Зубицкого (Украина). В исполнении участвовало житомирское фортепианное трио Amabile и дочь худрука фестиваля, обладательница народного голоса и аутентической манеры пения, молодая певица Екатерина Жукова.

    На фестиваль приехала делегация Латвии. Молодой хореограф Санта Гринфелде провела мастер-класс современной танцевальной пластики в колледже культуры. Глава Правления Союза композиторов Латвии, 35-летняя Гундега Шмите рассказала о творчестве коллег, продемонстрировала записи последних лет, познакомила с достижениями латышей в области новых композиторских и исполнительских техник. Звучали хоровые партитуры, записанные коллективом Рижского радио. Немалую часть этой сложнейшей музыки исполняли участники самодеятельных коллективов, подтвердив живость, сохранность и, в добром значении, "поколебимость" традиций хорового пения в Латвии. С большим интересом украинские, американские и российские коллеги перенимали неизвестные приемы "на слух" и рассматривали проекции партитур.

    В концерте "Тандем" участвовала молодежь. Хореографический номер на музыку флейтового концерта А. Стецюка в исполнении Майи Клавини и пианистки Эвии Белицкой танцевали артистки рижского "Театра движения" Ансиса Рутенталса. Их своеобразная, выразительная пластика, помноженная на музыку украинца и видео-оформление латышской художницы Катрины Саушкиной, вызвала живой интерес публики. Запоминающимся эпизодом стали два опуса композитора Екабса Ниманиса. В них сочетались приемы электронной и конкретной музыки, сонористики, видео-инсталляции (это было интересно, но уже не совсем ново). Хотя фигура композитора, одетого в лабораторный белый халат, чтобы лучше выделяться в темноте, манипулирующего на фоне экрана компьютером с записями звуков заводских машин-дыроколов и своим кларнетом - явление любопытное.

    В заключительный день подводили итоги. Обсудили, что удалось, а что нужно "подтянуть". Посетовали на отсутствие пяти тысяч гривен на прокат рояля (не говорю о его приобретении для города). Немало критики прозвучало в адрес чиновников Житомира, в том числе от недоумевавшего главы латышской делегации, директора рижского Центра современного искусства Каспарса Лиелгалвиса. Он рассказал о невыполненных обещаниях предоставить в распоряжение фестиваля зал филармонии и обеспечить проживание в гостинице (все демократично жили в общежитии университета)...

    Днем в немецкой кирхе, где в начале прошлого века музицировали дед и отец Святослава Рихтера, состоялся концерт духовной музыки. Играла московская органистка Мария Макаренко, харьковский квартет гитаристов и пели вокалисты: контртенор Рустам Яваев (Москва) и сопрано Вера Кальбергенова. Хорошая школа обоих певцов и замечательная акустика доставили удовольствие. В завершение прозвучала Месса-Brevis Владимира Златоустова (Москва) для женского хора, органа и контртенора.

    Окончание фестиваля оказалось выше всяких похвал. В проекте "Учитель-ученик" выступило фортепианное трио в составе Юлии Игониной (солистка Московской филармонии, скрипка), Рустама Комачкова (виолончель) и пианистки Элеоноры Теплухиной. Они начали с Трио №2 Д.Шостаковича памяти Ивана Соллертинского.


    Глубокая, непростая музыка, во многом опирающаяся на интонации еврейского мелоса, была воспринята в едином порыве артистов и слушателей. Трагические раздумья сменялись залихватской, ироничной пляской-гротеском, скорбные диалоги скрипки и виолончели - чуть ли не бытовой полькой, переходившей в вопрос "над кем смеетесь?".

    Контрастом прозвучала музыка ученика Шостаковича Г.Свиридова. Популярный "Романс" из фильма "Метель" радовал знакомыми мелодиями, поэтическими образами, нежными тембрами и идеальным ансамблем. После антракта возникла вторая "параллель": музыканты сыграли Трио Стецюка, оставив впечатление выпуклой образности, больших эмоциональных контрастов и влияния Д.Шостаковича. На смену пришла музыка его ученика С.Жукова. В сопровождении трио Вера Кальбергенова исполнила вокальный триптих "Эхо". Прелестные гротесковые аллюзии возникли в остро-диссонансной музыке на пушкинский текст (вспомним дуэт "Слыхали ль вы?" из "Евгения Онегина" и рахманиновский романс "Не пой, красавица, при мне"). Вправленные в модернистскую ткань, они подчеркнули талантливую разноликость автора. Завершила фестиваль шуточно-ироничная сюита на музыку к пьесе-пантомиме А.Шницлера "Фата Пьеретты". Персонажей традиционного европейского театра эпохи позднего Возрождения - любовный треугольник, неизбежность выбора - композитор передал в трех музыкальных образах. Гротеск Пантомимы и салонно-утрированная сентиментальность Вальса обрамили яркий центр триптиха - Танго. В завершение музыка "истаяла" как светлый призрак: угасание, многоточие:

    Серьезный, умный фестиваль порадовал людьми, мешающими забыть композитора-земляка. Печально только, что городским властям Житомира "до лампочки" Лятошинский, Падеревский, Стецюк и прочие Рихтеры начала ХХI века.
    С разрешения автора статьи Ольги Кизловой.Сайт:
    http://www.olgakizlova.kiev.ua/pub/academ/41.shtml
    Последний раз редактировалось BORIS04; 19.05.2012 в 17:03.

  • #2
    Старожил Аватар для Anna-Marta
    Регистрация
    08.01.2008
    Адрес
    живу на 4-м этаже
    Сообщений
    4,564
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: "Бедный гений". Композитор Александр Стецюк. Автор-Ольга Кизлова.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F6%FE%EA%2C_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_ %CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7
    Сокращенный вариант в междунар. еженедельнике "Зеркало недели" 01.06.2012
    http://zn.ua/CULTURE/muzyka_bednogo_...ra-103092.html
    Последний раз редактировалось Anna-Marta; 07.06.2012 в 00:40. Причина: дополнение
    здесь хорошо... (С.В.Р.)

  • Похожие темы

    1. Интервью "Большой хор - как вызов обстоятельствам". Журнал "Студио д'Антураж". Автор - Марина Никольская.
      от CHORUS-info в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 26.03.2012, 23:42
    2. Ищу ноты Кулиев Маленькое скерцо и Штраус "Ольга полька"
      от takedzo1975 в разделе Поиск нот для духовых инструментов
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 22.11.2011, 15:01
    3. Главная тема из фильма "Трюкач" ("Stunt man"), автор Dominic Frontiere
      от Kkarn в разделе Поиск партитур и оркестровых партий
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 10.11.2011, 15:31
    4. Симфоническая музыка "Александр Невский" и "Иван Грозный" С. Прокофьева
      от Novopera в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 12.04.2011, 15:34
    5. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 26.10.2010, 22:50

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100